Русский язык

Шығыс Қазақстан Облысы

 Семей қаласы                           

Қ. Рысқұлбеков атындағы  № 33 орта  мектебінің

Орыс тілі және  әдебиет  пәнінің мұғалімі

 Темирбаева Гаухар Бакытбековна

 

Тема урока: «Словосочетание »
Учебно — воспитательные задачи урока:
1.Обучающая: Умение определять способы связи слов в словосочетании. Закрепление умения разбирать словосочетания, преобразовывать словосочетания с различными способами подчинительной связи. Развитие навыка выделения главной мысли текста
2. Развивающая: Развитие умения логически излагать свои мысли, умения выделять главное, сравнивать, обобщать и классифицировать, развивать орфографическую зоркость, зрительную память, внимание, каллиграфию.
3. Воспитательная: Воспитание любознательности, самостоятельности сознательного отношения к учебной работе, к окружающему миру, природе.

Тип урока: повторение изученного материала.
Методы обучения: словесный, практический, репродуктивный
Технология обучения: педагогическая технология уровневой дифференциации обучения, элементы критического мышления
Оборудование: учебник русская речь для 7 класса общеобразовательной школы с каз. языком обучения. Авторы – К. У.Кунакова, З.Ж.Искакова, Р.А.Кыдырбаева;
Уровневые тетради электронный учебник, система мультимедиа, схема, тест.

Ход урока:
1Организационный момент
1. Подготовка учащихся к работе на уроке
2. Взаимное приветствие учителя и учащихся: — Здравствуйте, ребята! Друзья, я вам задам несколько вопросов, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец (хорошо) или опуская (плохо). Положительный ответ вы сопровождается восклицанием: «Во!»
-Какие у вас друзья?
-А школа?
-А учителя?
-Класс?
— Как ваши дела?
-Как настроение?
На все вопросы ученики отвечают положительно.
— Молодцы! Я рада за вас. Давайте вспомним наш девиз: «Знания зовут, а дела не ждут!»

II. Этап всесторонней проверки знаний
Актуализация (5 мин.)
Что я знаю?
Блиц-турнир.
1. Что изучает синтаксис?
2. Назовите основные единицы синтаксиса?
3. Что такое словосочетание ?
4. Чем отличается словосочетание от слова
5. Из каких частей состоит словосочетание?
6. Как связаны грамматически слова в словосочетании?

III. Поэтическая пятиминутка
Чтение текста стихотворения И. Бунина и выполнение заданий
Туча растаяла. Влажным т…плом
Ве…т в…сенняя ноч… над с…лом.
Тонкий туман над ст…мневшей р…кой
Лег сер…бристою нежной фатой,
Ветер приносит с п…лей аромат,
Слабо алеет за степью з…кат,
И за р…кою, в неяс…ной т…ни,
Ро…ко блестят з…л…тые огни.

Вставьте пропущенные буквы .Выпишите по два словосочетания с согласованием, управлением, примыканием, указав в них главные слова.
Согласование: (каким?) х
Влажным т…плом [Прил. + сущ.]
(какая?) х
В…сенняя ноч… [Прил. + сущ.]
Управление х ( откуда?)
Приносит с п…лей [Глаг.+ сущ.]
х (над чем?)
Ве…т над с…лом [Глаг.+ сущ.]
Примыкание
(как?) х
Слабо алеет [нареч. + глаг.]

(как?) х
Ро…ко блестят [нареч. + глаг.]

IV. Выборочное списывание
Выделите словосочетания из предложения. Весёлый турист шёл по тропинке и напевал песню. Определите способы связи в них.
Веселый турист ( согласование) шел легко(примыкание)шёл по тропинке(управление )напевал песню (управление)

V. Работа с текстом
Берётся фрагмент текста «Обыкновенная земля» по К. Паустовскому.
1.Чтение текста по цепочке.
2. Словарная работа: Бор- орман, стог-шөмле, косяк — бір топ
3.Вопросы по тексту:
— Что можно увидеть в Мещерском крае?
— Что можно услышать в Мещерском крае?
— Почему природу Мещерского края автор связывает с картинами Левитана?
— Почему автор назвал своё произведение «Обыкновенная земля»?
4. Работа с карточками у доски.
Составьте словосочетания и запишите их.
Изделие, войлок, из.- Изделие из войлока
Охватывать, территория — Охватывать территорию
Гордиться, свой, держава – гордиться своей державой
Народность, различный — различные народы
Традиция, сохранить- сохранять традицию
5. Выпишите из данного ряда словосочетания по способу связи согласование:
Цветущие луга, вся прелесть, Мещерский край, пахнущие сеном, свист иволги,
делается богаче.

VI. Тестовые задания: Работа с интерактивной доской
VI.Итоги уроки. Чему вы научились, изучив тему словосочетание?
VII. Рефлексия:
Составьте кластер на тему словосочетание
Назвать предметы, действия
и их признаки, но только более точно
так как зависимое слово уточняет смысл
…………………………………………………………….В словосоч.слова связываются тремя
………………………………………главного ………………………………………………способами связи:
……..Сочетание двух и более слов …………………………………………………Согласование, примыкание
связанных по смыслу и ……………………………………………с Управление

Основная единица Синтаксиса.
VIII. Дача домашнего задания:
Выписать из упражнения № 124. Все словосочетания и назвать способы связи словосочетании
IX. Оценивание учащихся.

 

 

 

 

Шығыс Қазақстан Облысы

 Семей қаласы                           

Қ. Рысқұлбеков атындағы  № 33 орта  мектебінің

Орыс тілі және  әдебиет  пәнінің мұғалімі

 Темирбаева Гаухар Бакытбековна

 

Тема урока: «Словосочетание »
Учебно — воспитательные задачи урока:
1.Обучающая: Умение определять способы связи слов в словосочетании. Закрепление умения разбирать словосочетания, преобразовывать словосочетания с различными способами подчинительной связи. Развитие навыка выделения главной мысли текста
2. Развивающая: Развитие умения логически излагать свои мысли, умения выделять главное, сравнивать, обобщать и классифицировать, развивать орфографическую зоркость, зрительную память, внимание, каллиграфию.
3. Воспитательная: Воспитание любознательности, самостоятельности сознательного отношения к учебной работе, к окружающему миру, природе.

Тип урока: повторение изученного материала.
Методы обучения: словесный, практический, репродуктивный
Технология обучения: педагогическая технология уровневой дифференциации обучения, элементы критического мышления
Оборудование: учебник русская речь для 7 класса общеобразовательной школы с каз. языком обучения. Авторы – К. У.Кунакова, З.Ж.Искакова, Р.А.Кыдырбаева;
Уровневые тетради электронный учебник, система мультимедиа, схема, тест.

Ход урока:
1Организационный момент
1. Подготовка учащихся к работе на уроке
2. Взаимное приветствие учителя и учащихся: — Здравствуйте, ребята! Друзья, я вам задам несколько вопросов, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец (хорошо) или опуская (плохо). Положительный ответ вы сопровождается восклицанием: «Во!»
-Какие у вас друзья?
-А школа?
-А учителя?
-Класс?
— Как ваши дела?
-Как настроение?
На все вопросы ученики отвечают положительно.
— Молодцы! Я рада за вас. Давайте вспомним наш девиз: «Знания зовут, а дела не ждут!»

II. Этап всесторонней проверки знаний
Актуализация (5 мин.)
Что я знаю?
Блиц-турнир.
1. Что изучает синтаксис?
2. Назовите основные единицы синтаксиса?
3. Что такое словосочетание ?
4. Чем отличается словосочетание от слова
5. Из каких частей состоит словосочетание?
6. Как связаны грамматически слова в словосочетании?

III. Поэтическая пятиминутка
Чтение текста стихотворения И. Бунина и выполнение заданий
Туча растаяла. Влажным т…плом
Ве…т в…сенняя ноч… над с…лом.
Тонкий туман над ст…мневшей р…кой
Лег сер…бристою нежной фатой,
Ветер приносит с п…лей аромат,
Слабо алеет за степью з…кат,
И за р…кою, в неяс…ной т…ни,
Ро…ко блестят з…л…тые огни.

Вставьте пропущенные буквы .Выпишите по два словосочетания с согласованием, управлением, примыканием, указав в них главные слова.
Согласование: (каким?) х
Влажным т…плом [Прил. + сущ.]
(какая?) х
В…сенняя ноч… [Прил. + сущ.]
Управление х ( откуда?)
Приносит с п…лей [Глаг.+ сущ.]
х (над чем?)
Ве…т над с…лом [Глаг.+ сущ.]
Примыкание
(как?) х
Слабо алеет [нареч. + глаг.]

(как?) х
Ро…ко блестят [нареч. + глаг.]

IV. Выборочное списывание
Выделите словосочетания из предложения. Весёлый турист шёл по тропинке и напевал песню. Определите способы связи в них.
Веселый турист ( согласование) шел легко(примыкание)шёл по тропинке(управление )напевал песню (управление)

V. Работа с текстом
Берётся фрагмент текста «Обыкновенная земля» по К. Паустовскому.
1.Чтение текста по цепочке.
2. Словарная работа: Бор- орман, стог-шөмле, косяк — бір топ
3.Вопросы по тексту:
— Что можно увидеть в Мещерском крае?
— Что можно услышать в Мещерском крае?
— Почему природу Мещерского края автор связывает с картинами Левитана?
— Почему автор назвал своё произведение «Обыкновенная земля»?
4. Работа с карточками у доски.
Составьте словосочетания и запишите их.
Изделие, войлок, из.- Изделие из войлока
Охватывать, территория — Охватывать территорию
Гордиться, свой, держава – гордиться своей державой
Народность, различный — различные народы
Традиция, сохранить- сохранять традицию
5. Выпишите из данного ряда словосочетания по способу связи согласование:
Цветущие луга, вся прелесть, Мещерский край, пахнущие сеном, свист иволги,
делается богаче.

VI. Тестовые задания: Работа с интерактивной доской
VI.Итоги уроки. Чему вы научились, изучив тему словосочетание?
VII. Рефлексия:
Составьте кластер на тему словосочетание
Назвать предметы, действия
и их признаки, но только более точно
так как зависимое слово уточняет смысл
…………………………………………………………….В словосоч.слова связываются тремя
………………………………………главного ………………………………………………способами связи:
……..Сочетание двух и более слов …………………………………………………Согласование, примыкание
связанных по смыслу и ……………………………………………с Управление

Основная единица Синтаксиса.
VIII. Дача домашнего задания:
Выписать из упражнения № 124. Все словосочетания и назвать способы связи словосочетании
IX. Оценивание учащихся.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Однородные члены предложения и знаки препинания при них

Тема: Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

Цель: Познакомиться с понятием однородные члены предложения и постановкой знаков препинания при них,
Создать условия для усвоения признаков однородных членов предложения.
Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы.
Воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.
Оборудование:
Компьютерная мультимедийная презентация «Однородные члены и знаки препинания при них .»
Ход урока
1.Организационный момент
2.Введение в тему и зрительное восприятие материала
Подберите слова, противоположные по значению, например: радость –печаль.
Враг – Друг
1. Горе — Счастье
2. Война — Мир
3. Слабый – Сильный
4. Ближний – Дальний
5. Веселый – Печальный
6. Правда — Ложь
Тема: Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

Цель: Познакомиться с понятием однородные члены предложения и постановкой знаков препинания при них,
Создать условия для усвоения признаков однородных членов предложения.
Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы.
Воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.
Оборудование:
Компьютерная мультимедийная презентация «Однородные члены и знаки препинания при них .»
Ход урока
1.Организационный момент
2.Введение в тему и зрительное восприятие материала
Подберите слова, противоположные по значению, например: радость –печаль.
Враг – Друг
1. Горе — Счастье
2. Война — Мир
3. Слабый – Сильный
4. Ближний – Дальний
5. Веселый – Печальный
6. Правда — Ложь
Образуйте фамилии от данных слов
1. родина ( Родная)
1. бой ( Боевая)
2. солдат ( Солдатова)
3. стрелец ( Стрельцова)
4. воин ( Воинов)
5. боец ( Бойцов)
3.Грамматическая тема- однородные члены предложения
4. Работа над эпиграфом урока.
Дети плакали и пели,
Шли в штыки.
И прямо на бегу
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.

Юлия Друнина
Слово учителя.
Это стихотворение Ю. Друниной посвящена тем девочкам, которые в 13-15 лет пошли на войну… Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И они согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливиее. Юные герои большой войны, они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Они воевали повсюду: в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу. И ни на миг не дрогнули юные сердца.
И Алию Молдагулову война застала ученицей седьмого класса. Уже тогда она показала свой бесстрашный характер, обезвреживая фашистские зажигательные бомбы, которые падали на её любимый город. Ленинград действительно стал для Алии вторым домом. Вера Даниловцева, сокурсница Молдагуловой по снайперской школе в Рыбинске , вспомнила, что Алия мечтала после войны продолжить образование только в Ленинграде, чтобы потом использовать полученные знания во благо родного далекого Казахстана. Ещё в детские годы Алия мечтала стать летчицей, как знаменитые Гризодубова, Раскова и Осипенко. Поэтому она поступилав авиационный техникум города Рыбинска. Там Алия стала одним из лучших стрелков на курсах снайперов.
— Взгляните на это предложение глазами лингвиста и ответьте на вопросы. Я предлагаю вам в группах обсудить. А поможет вам карточка информатор, которая находится у вас.
1. Найдите и выпишите грамматическую основу первого предложения.
2. Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?
3. На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?
4. С какой интонацией они читаются?
5. Как называются подобные члены предложения?
Слово учителя. Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свои ответы.
— Какую грамматическую основу предложения вы выписали.
Дети плакали и пели, шли в штыки.
— Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют ? На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?
— С какой интонацией они читаются? Как называется подобные члены предложения? ( Ответ- Однородные члены предложения).
Формулирование темы и запись в тетради.
5.Слово учителя. Сформируйте тему урока.
Однородные члены предложения.
В: А для чего нам надо знать однородные члены?
О: Для того, чтобы правильно ставить знаки препинания.
Запись темы урока в тетради « Однородные члены предложения и знаки препинания при них».
6. Целеполагание
Итак, тема нашего урока « Однородные члены предложения и знаки препинания при них». А как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и что мы должны уметь.
Обратите внимание на слайд и давайте ещё раз вместе ответим на вопрос:
«Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы хотим научиться ».
Что надо знать? Что надо уметь ?
1.Признаки однородных 1.Находить в тексте однородные члены
членов предложения. предложения.
2.Правильно расставлять знаки препинания.
3.Употреблять в своей речи.

7. Чтение и работа со слайдом.
(Что надо знать и что надо уметь , постановка мотивации)
А получиться это у нас или нет , мы узнаем , выполнив в конце урока проверочный тест.
8. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей , выведенной на экран .
Слово учителя . А я обращаю ваше внимание на следующий слайд .
В:Как вы думаете , что обозначают эти вопросы . Почему их 5?
О:Это признаки однородных членов , которые вам предстоит сформулировать
Слово учителя. Итак, ребята, подумайте в группе и сформулируйте признаки однородных членов. Каждый начинает свой ответ со слов: «Однородными называются члены предложения, которые… »
9. Организация первичного узнавания и нахождения. Сочетание групповой и индивидуальной работы с последующей проверкой.
Слово учителя. Мы с вами назвали основные признаки однородных членов, а сейчас попробуем найти их в тексте. Работаем в группах. В каждой группе 4 вариантов.
Можете пользоваться карточкой подсказкой, карточку – информатор. ( признаки однородных членов).
1 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его.
А. Народ трудился ради победы в тылу.
В. Мы помним героические подвиги защитников.
С. Война- тяжелое и жестокое испытание для человека.
2 вариант.
А. Эта славная летопись нашего народа.
В. Война принесла стране много горя, бед несчастий.
С. Люди одолели войну.
3вариант..
А. Казахстанцы показали себя отважными защитниками своей Родины.
В. День Победы- радостный но горький праздник.
С. Каждая девятая пуля из десяти была отлита в Казахстане.
4 вариант..
А. то снег то дождь мешали наступлению вперед.
В. Наша страна превратилась в единый боевой лагерь.
С. Многие солдаты не вернулись с полей сражений.
10. Создание проблемной ситуации. Продолжаем. Посмотрите пожалуйста на этот (Слайд №6 ) Выполняя это задание, вы расставляли знаки препинания.
В: На что вы обратили внимание?
О: в одних случаях ставится запятая, в других – нет.
У меня возникает вопрос: «А почему так?» (Слайд № 7)
Знаки препинания при однородных членах
— А ответить на этот вопрос нам поможет следующий слайд.
11. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение с таблицей, выведенной на экран.
Слово учителя. Я предлагаю каждой группе рассмотреть таблицу « Соединение и разделения однородных членов предложения» и сформулировать правила постановки знаков препинания в простом предложении и привести примеры, а для этого вы можете использовать материал из учебника со стр. 138 и записать несколько 2 примера . Готовность групп покажите. ( слайд № 8)
Схемы соединения и разделения однородных членов предложения.
1. О и О.
2. О,О,О.
3. О, но О. ( могут употребляться союзы а, да).
4. и О, и О.
. Итак, начинаем проверку, пожалуйста. Каждая группа начинает свой ответ со слов: « Если однородные члены предложения…» Последующая проверка. Формулирование правил.
Ребята, а вы хотите убедиться правильно ли наши предложения. Давайте сверимся с таблицей и сравним правильно ли мы спрогнозировали пунктуационные правила или допустили неточности.
12. Формирование и отработка умений находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую функцию.
Слово учителя Я вам предлагаю познакомиться с текстом. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: «Какова же основная мысль данного текста?» Чтение вслух. Слайд № 10
В январе 1944 года Алия участвовала в бою за деревню Казачиха.
В атаку батальон пошел на рассвете. Когда до окопов осталось несколько метров, заговорил гитлеровский пулемет. Метким броском гранаты Алия заставила его умолкнуть. Первая линия вражеских укреплений была занята. За день батальон отразил две контратаки, а утром следующего дня снова пошел в наступление. Лежа в снегу, Молдагулова хладнокровно и точно вела по врагу снайперский огонь. Третий день наступления. Алия с автоматом – пуля разбила оптический прицел ее винтовки. Осколком мины она ранена в руку, но Алия остается в строю. Гитлеровцы контратакуют. Из-за угла траншеи фашистский офицер стреляети попадает в грудь Алии. Последним усилием она отвечает ему метким выстрелом. Это было 14 января 1944 года…
Слово учителя
В: Заинтересовал ли вас этот текст? Какова его основная мысль?
О: Основная мысль этого текста – знакомство с героическим подвигом Алии.
Беседа по содержанию текста
А сейчас рассмотрим этот текст с точки зрения лингвистов. Чем же он может привлечь наше внимание? (Ответ – В нем есть однородные члены предложения) Работаем в группах. (Найдите предложения с однородными членами, запишите их объясните постановку, знаки препинания и объясните их постановку знаков.Определите синтаксическую функцию.
Вывод- Какие члены предложения могут быть однородными? Однородными членами предложения могут быть любые члены предложения: подлежащее, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства. В составе одного предложения может быть несколько рядов однородных членов, знаки препинания в каждом ряду однородных членов ставятся независимо от других рядов. Обратите на это внимание.
Слово учителя. А сейчас прежде чем мы с вами выполним тест, Давайте ещё раз вспомним признаки однородных членов предложения. Это нам нужно для того, чтобы правильно найти их в тексте. А чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, повторим схемы соединения и разделения однородных членов.
. Слово учителя. Я думаю, что сейчас мы готовы к проверочному тестированию, которое покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу не торопиться, думать и работать внимательно. Но если не у всех всё сразу получится, не огорчайтесь, так как этой теме мы посвятим следующие уроки.
13.Тесты
14. Творческая работа. Составить предложения с однородными членами, используя слова из словарной работы.
15. Рефлексия Итак, что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Было вам трудно? Давайте посмотрим на слайд и сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?»
16. Организация объяснения домашнего задания. Выучить признаки однородных членов,
Условия постановки знаков препинания и написать «Письмо ветерану Великой Отечественной
войны», используя в своем сочинении однородные члены предложения.

Добавить комментарий