Активные методы обучения в начальной школе

                                             Плотникова Елена Николаевна

                                               учитель начальных классов

                             Чаганской средней общеобразовательной школы

                                                      Теректинского района

                                             Западно-Казахстанской области

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов в обучении младших школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена выбирать педагогическую систему.

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных психологической, педагогической науки, как и в образовательной практике.

Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни.

Зачастую активизация сводится либо к усилению контроля за  работой учащихся, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных, информационных технологий, резервных возможностей психики.

 

 

ПРОБЛЕМЫ АКТИВНОСТИ 

ЛИЧНОСТИ В ОБУЧЕНИИ.

 

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной  подготовки требует принципиального осмысления элементов обучения.

Уровень проявления активности обучения обуславливается основной его логикой, а так же уровнем развития учебной мотивацией, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.

В соответствии с традиционной логикой обучения, включающий такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его практическую деятельность.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной деятельности и практическим овладением учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов,  которая направлена не на изложение преподавателям готовых знаний, их запоминания и воспроизведения, а на самостоятельное овладение знаниями, умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

 

      ОСНОВНЫЕ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ  

                        ОБУЧЕНИЯ.

 

Проблемное обучение – такая форма, в которой процесс познаний учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога – не столько передать информацию, сколько приобщить слушателя к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельного предмета. Проблемное обучение состоит из двух важнейших элементов:

  • отражающих основное содержание темы; Система познавательных задач,
  • Общение диалогического типа, предметом которого является вводимый учителем материал.

Разыгрывание ролей – игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:

  • Наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решение. Например, с помощью метода разыгрывание ролей может быть имитировано производственное совещание;
  • Взаимодействие участников игрового занятия. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников.
  • Ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи.
  • Оценка результатов обсуждений и подведение итогов учителем.

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученное раннее знание, восполнить  недостающую информацию, сформировать умение решать проблему, укрепить позиции. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а так же выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Важное условие при организации «круглого стола»: нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого стола», т.е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводить к возрастанию активности, увеличение числа высказываний, повышает мотивацию учащихся,  включает ни вербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.

Мозговой штурм – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения практических проблем. Его цель – организация коллективной, мыслительной деятельности по поиску не традиционных путей решения проблем.

Использование мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

  • Творческое усвоение школьниками учебного материала;
  • Связь теоретических знаний с практикой;
  • Активизация учебно–познава-тельной деятельности учащихся;
  • Формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
  • Формирование опыта коллективной, мыслительной деятельности.

Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги:

  • Определение цели занятия, конкретизация учебной задачи;
  • Планирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия;
  • Подбор вопросов для разминок;
  • Разработка критерий поступивших предложений и идей, что позволит содержательно провести анализ и обобщение итоговых занятий.

На заключительном этапе мозгового штурма представители групп делают сообщение о результате. Они называют общее количество предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают и защищают их.

Педагог подводит итоги, дает общую оценку работе групп. При этом важно отметить положительные в работе моменты: проявления высокой степени творчества, успехи коллективной деятельности. Такая итоговая оценка создает в учебной группе творческую атмосферу, поддерживает учеников. Даже если успехи группы не блестящи, все равно нужно опереться на положительное в ее работе, чтобы стимулировать у учащихся желание добиться больших результатов в будущем.

Как правило, мозговой штурм проходит очень продуктивно и дает хорошие результаты. В случае не удачи педагогу не следует скоропалительно отказываться от этой формы работы, а нужно еще раз тщательно проанализировать подготовку и ход занятия, постараться найти причины не удачи, ликвидировать их, и в будущем его ждет успех.

Деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующих ту или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

                Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью.

               Особенно важно соблюдение этого требования в начальной школе. Младшие школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением.

               Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности, младших школьников — учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи и труде.                                         Игра — важное средство повышения у учащихся интереса к учению.

В начальном обучении широко распространены дидактические, или обучающие, игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся.

          В различных видах учебной деятельности используется широкий арсенал разнообразных игр. На уроках русского языка с успехом используются  

игры-загадки, драматизации, орфографические игры. Игра может способствовать созданию у ученика I класса более полных представлений о геометрических фигурах: круге, квадрате, прямоугольнике. На уроках чтения и природоведения могут с успехом использовать игры-путешествия, игры в следопытов.

          С появлением технологии активного обучения давно известные учителям драматизация и театрализация  стали одним из вариантов деловой игры и широко используется в технологии диалога культур. Драматизация – инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Театрализация – театральное представление разных жанров по учебному материалу с большим количеством участников, продолжительное по времени, с декорациями и другими атрибутами.

          Наиболее ранней классификацией является деление методов на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельные работы).

         В последнее время предложена классификация методов по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский метод.

       Наиболее принятой является классификация методов по источнику получения знаний (слово, наглядные средства, практическая деятельность). В соответствии с таким подходом методы могут быть объединены к три группы.

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.

2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов.

3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы.

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ПО СРЕДСТВАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.

 

В задачи технологии активного обучения входит развитие познавательной сферы обучающихся и сознательное активное осмысление и усвоение ими информации, ее можно использовать тогда, когда обучаемые уже владеют основами необходимой информации , полученные, как правила, традиционными методами.

Как известно к активным методам обучения относятся проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация и театрализация, «мозговой штурм», «круглый стол» методы удивления, уверенности, успеха. 

Технология активного обучения включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающего каждого из них в мыслительную и поведенческую активность, и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося значения каждым учеником.

А. Дистервег считал, что надо заставить ученика работать, работать самостоятельно, приучить его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что – либо усвоить.

Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – не обходимое условие для перерастания положительного отношения  к учебе в активное, творческое.

Большую роль играет в учебном процессе раздаточный материал, который изготавливает каждый ученик класса для себя на уроках трудового обучения. Это таблицы, схемы, сборник правил, карточка помощник, памятка по работе над ошибками.

              Известны два способа построения учебного материала и его подачи в пособиях: линейный и разветвленный. Они определяют и характер работы учащихся с пособиями. В учебном пособии, построенном по линейной системе, весь материал, подлежащий усвоению (новая информация, разнообразные тренировочные упражнения) подразделен на небольшие порции или дозы. Изучив каждую порцию материала, ученик одновременно выполняет включенные в нее проверочные задания. Проверив правильность работы, ученик приступает к выполнению следующего задания. Так шаг за шагом школьник самостоятельно овладевает учебным материалом.

            Разветвленная система программирования также предполагает подразделение материала на смысловые кадры, но за каждым из них следует несколько вариантов решения предложенного вопроса. Если ученик набрал неверный ответ, он возвращается вновь к исходному материалу и ищет другой способ действий, пока не найдет верного решения.

         Программированное обучение позволило широко использовать разнообразные машины (репетиторы, экзаменаторы и др.). В современном учебном процессе используется как машинное, так и безмашинное программирование.

         Изучение возможностей программированного обучения, проведенные многочисленные эксперименты позволили четче определить его сущность и место в учебном процессе.

Программированное обучение в самом общем виде определяется как система, предполагающая разумное сочетание всех методов обучения при превалирующей и определяющей роли самостоятельной работы учащихся. В узком смысле под программированным обучением понимают управляемую систему самостоятельной работы. Поскольку основная задача этого обучения — повысить управляемость процессом усвоения знаний учащимися, то, очевидно, управление особенно необходимо в тех случаях, когда учащиеся самостоятельно приобретают знания.

 

 ОБУЧЕНИЕ ОСОЗНАННОМУ НАВЫКУ   ЧТЕНИЯ.

 

          «Процесс обучения письму и чтению,— писал В. А. Сухомлинский,— будет легким при условии, если грамота станет для детей ярким, захватывающим куском жизни, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями».

             В. А. Сухомлинский проводил обучение грамоте в форме путешествий к истокам слова. В обучении широко использовались наблюдения за природой и жизнью людей, рисование, слушание музыки, Пробуждению интереса к чтению способствует оформление букваря, книг для чтения, использование разнообразных наглядных пособий. Огромное значение имеет также отношение учителя к успехам отдельных учащихся. «Педагогическая мудрость воспитателя в том и заключается, чтобы ребенок никогда не потерял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается. Каждая работа должна быть для ученика хотя бы маленьким продвижением вперед»,— советовал В. А. Сухомлинский.

Лишь пройдя первый и наиболее трудный этап овладения техникой чтения, ребенок становится неразлучным с книгой.

            Успех дальнейшего обучения учащихся в средних классах во многом будет зависеть от того, насколько прочными будут навыки сознательного, вдумчивого, сосредоточенного чтения и воспроизведения прочитанного, осознания текста и лексического разбора его трудных мест, логического разбора текста в связи с заданиями учителя и учебными потребностями детей, уяснение идейного смысла читаемых статей, рассказов.

            В I классе дети учатся составлять план прочитанного. В III классе они уже умеют составить план большого рассказа или отрывка, формулируя пункты плана в виде назывных предложений. Дальнейшая работа с учебником и книгой готовит детей к восприятию текста, вооружает их умением вдумываться в название статьи, вырабатывает у детей навыки внимательного чтения с выделением, основной цели. Не менее важное значение, имеет привитие школьникам навыка самостоятельной работы над статьей, тщательный контроль со стороны учителя за правильностью понимания учащимися прочитанного, выяснение отношения детей к событиям, действиям, поступкам героев.

           По мере овладения учащимися техникой чтения их нужно вооружать умениями самостоятельно изучать материал по учебнику и книге, уметь выполнять следующие действия:

определить тему, вопрос и дать себе отчет в том, что нужно узнать, в чем разобраться;

внимательно прочитать материал, разбить его на части и составить план прочитанного;

дать устные ответы на вопросы (краткие и развернутые);

научиться приводить свои примеры к прочитанному;

уметь формулировать выводы по всему прочитанному.

          Работа над текстом строится в зависимости от его характера. При изучении делового текста учитель концентрирует внимание учащихся на усвоении его содержания и тех сведений, которые в нем сообщаются.

Цели и характер работы меняются при изучении художественного текста. В литературных произведениях содержание слито с художественным образом в единое целое. Поэтому в работе над художественным текстом учитель главное внимание уделяет восприятию и запечатлению в сознании учащихся ярких образов и картин, нарисованных автором, учит детей пользоваться художественными средствами при запоминании материала, оценивает качество и полноту восприятия художественного образа при проверке знаний.

          В работе над художественным текстом учитель учит детей проводить простейшие теоретико-литературные наблюдения: запоминать наиболее выдающихся писателей, отдельные эпизоды из их биографии, название известных произведений; понимать идею прочитанного; научиться понимать, какими средствами достигает писатель своей основной цели, как он строит произведения, какими языковыми средствами пользуется; научиться отличать произведения, написанные в стихотворной и прозаической форме, усвоить термины рассказ, стихотворение, басня, сказка, народная песня, пословица и др. Некоторые стихотворения или отрывки школьники по указанию учителя заучивают наизусть.

          Умение работать с книгой развивается и совершенствуется во время различных внеклассных занятий: соревнований на лучший рассказ по книге, совместных обсуждений прочитанных книг, нахождения лучших в художественном отношении отрывков в прочитанных книгах.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне.

Источником полноценного развития ребенка начальных классов школы выступает два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной ему культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на владение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности.

При использовании активных методов обучения необходимо, чтобы школьники умели анализировать, рассуждать, планировать, создавать новое.

Все указанные активные методы используются в практике начального обучения. Опыт показал, что их эффективность зависит от цели и задач конкретного занятия, особенности содержания учебного материала, уровня сформированности учебной деятельности учащихся.

Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность страны. О конкурентоспособности  страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Образование один из важнейших национальных проектов, который поставил президент перед правительством и учителями.

Поэтому необходимо:

  • Использовать активные методы обучения и воспитания в педагогическом процессе;
  • Включать в учебное занятие проблемность;
  • Вовлекать учащихся в постоянную деятельность: отвечают, анализируют, оценивают, выделяют главное;
  • Организовать коллективное взаимодействие;
  • Изменить модель учителя: соорганизатор, партнер, консультант;
  • Соблюдать единство и согласованность требований к поведению учащихся в организации их учебной деятельности.

 

 

 

 

                            СПИСОК    ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Анцибор М.М.   Активные формы и методы обучения. Тула 2002
  2. Беспалько В.П.  Педагогика и прогрессивные технологии обучения – М., 2001
  3. Гузеев В.В.  Образовательная технология – М., 2003
  4. Гузик Н.П.  Учись учиться – М., 1991
  5. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.,1960
  6. Кларин М.В. Педагогическая технологи в учебном процессе. М., 2003
  7. Шлаков С.А. Игры учащихся М., 2004
  8. Яковлев И.М. Методика и техника урока. М., 2003

 

 

 

Добавить комментарий