И. Шкляревский \»Живем в одуванчике\»

Урок по выразительному чтению

Класс: 6

Тип урока:  формирования знаний

Форма урока: политическая игра (интеграция знаний по чтению и экологии)

Тема: И Шкляревский «Живем в одуванчике»

Цели:

  1. Способствовать пониманию текста   «Живем в одуванчике» через выразительное чтение, экологическую и политическую  игру игру
  2. Развитие навыков выразительного чтения, определения художественных средств выразительности.
  3. Воспитание любви к природе, бережного  отношения  к окружающей среде. Воспитание экологической и «политической» культуры.

Ход урока

І. Организационный момент

  1. 1.      Психонастрой (улыбка СОЛНЦУ)

Детям на лацкан пиджака прикрепляются зеленые ленточки. Учитель задает вопрос: Зеленый цвет — цвет чего?

Сегодня мы побываем в роли защитников природы и создадим партии.

 1 группа – защитники воды, 2 группа – защитники земли, 3 группа – защитники воздуха.

Придумайте названия групп и девизы.

Распределить членов группы  по методу «Мозаика» (руководитель, организатор, наблюдатель (таим-киппер), секретарь)Повторить правила работы в группах.

Проверка домашнего задания  (выразительное чтение экологического этюда И.Шкляревского «Живем в одуванчике»).

 Инсценирование диалога.

ІІ. Формирование новых знаний

Почему называется «экологический этюд?» Что такое экология?

Экология – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой.

Эти связи образуют очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле.

Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу.

Сегодня мы будем совмещать урок выразительного чтения и знания по экологии. Назовите цели нашего урока.

Словарная работа (мазут, сейф, бриллиант, минерал, стратосфера, шедевр)

Назовите  основную тему текста.

Назовите основную идею произведения?

Найдите ключевые слова, отражающие основную идею?

В каких строчках  выражена основная идея произведения?

На какого знакомого вам уже персонажа похож инопланетянин? (маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери)

Что он делал?

Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же  приведи в порядок свою планету. (Эти слова будут служить эпиграфом к нашему уроку)

Как вы понимаете эти слова?

Задание по группам:

1 группа – найти в тексте 10 характеристик человека

2 группа – 10 противоречий в поведении человека

3 группа – найти художественные средства выразительности

Прежде раздать рубрикаторы для оценивания ответов учащихся спикерам групп.

Выступление эколога:

Для естественной выработки мусора требуются долгие годы и даже столетия:

Стеклянная бутылка -1 млн. лет

Консервная банка – 80-100 лет

Кожа -50 лет

Изделие из нейлона – 30-40 лет

Полиэтиленовый пакет – 10-20 лет

Окурок -1-5 лет

Апельсиновая или банановая кожура -2-5 недель

Детский подгузник – от 100 до 150 лет

Пластиковая бутылка – вообще практически не перерабатывается естественным путем

Выступление политика:

ЭКСПО 2010 (Шанхай Китай) — всемирная выставка. Тема выставки  «Лучше город — лучше жизнь».  Выставка ЭКСПО 2010 предложила концептуальное решение проблем, касающихся сокращения ресурсов, снижения уровня преступности, загрязнения окружающей среды посредством моделирования городов будущего.

Эмблема ЭКСПО 2010 изображает трех человек, скрепляющих руки, что символизирует все население земли. Сочетание имитации изображения китайского иероглифа слова «мир» и цифры 2010 выражает концепцию всемирной выставки — общение, радость сотрудничества, а также стремление человека к самореализации.

Экспо-2012  Тема ЭКСПО: \»Живой океан и побережье\» . Тема Экспо поможет пролить свет на знания человечества и продвижение технологии относительно океана и побережья, и определить пути решения проблем, стоящих перед океаном. Поскольку Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву вступила в силу в 1993 году, океан превратился в важный элемент в решении различных проблем человечества, в том числе, связанные с ресурсами, пищей, территориями и окружающей среды. Тем не менее, промышленная деятельность наносит ущерб морской экосистеме и впоследствии приводит к сокращению рыбных запасов. В результате, океан сталкивается с серьёзным кризисом. Поврежденная морская экосистема, глобальное потепление и стихийные бедствия не ограничиваются определенной страной или регионом, но являются вопросами, решение или не решение которых могут привести к глобальным последствиям.

ЭКСПО-2017 пройдет в Казахстане. Казахстан сегодня — одно из государств с богатейшими запасами нефти, газа, урана, и, в то же время, осознающее, что используемое большими темпами топливо не только уменьшается, но и приносит огромный вред человечеству и окружающей среде.

Однако сейчас в мире всерьез стоит проблема дефицита минерального топлива. На сегодняшний день, только разведанные запасы составляют чуть больше 1 триллиона баррелей нефти, которых, при сохранении сегодняшней интенсивности потребления, хватит на 35 лет.

Учитывая особую важность проблемы энергетики и экологии, Республикой Казахстан мировому сообществу предлагается тема для проведения выставки EXPO-2017: \»Энергия будущего\». Данная тема позволит широко осветить проблему энергосбережения и внедрения альтернативных энергоисточников, таких как энергия солнца, ветра, энергетические ресурсы морских, океанических и термальных вод, которая в наши дни приобретает все большую актуальность для человечества.

Логотип представляет собой распространение солнца, как символ и источник энергии

Политическая игра

— Ребята,  сейчас мы поиграем в политическую игру «Выборы». Каждая партия приготовит свою предвыборную программу по  защите окружающей среды. Для этого каждая группа найдет, какие экологические проблемы отражены в тексте и в фильме. (Просмотр фильма).

1 группа  —  проект по защите водных ресурсов

 2 группа  —  проект по защите воздуха

3 группа  —  проект по защите минеральных запасов

 

   — Что вы можете предложить по защите природы  на уровне детской организации, государства, мировом масштабе.

Голосование по итогам защиты (раздать бумажки для голосования)

ІV. Подведение итогов

 Как вы теперь понимаете выражение «Каждый день приводи в порядок свою планету»? (экономить воду, электроэнергию, не загрязнять природу бытовыми отходами и т.д.)

V. Оценивание работ учащихся

Руководители групп оценивают саоих товарищей по рубрикаторам, полученными  заранее.

VІ. Домашнее задание. На выбор: пересказать текст, выучить стихотворение, написать эссе на тему «Защита природы».

 

Добавить комментарий