Курс по Blender 3D: Ознокмоление
К выбору урока
Выход
Содержание |
Глава 1: Ознокомление с программой Blender 3D
Введение
Добро пожаловать в Blender, свободно распространяемый 3D редактор с открытым исходным кодом.
Blender может использоваться для создания 3D визуализаций (таких как статичные картинки), 3D анимаций, VFX снимков и для редактирования видео.
Blender отлично подходит как индивидуальным разработчикам, так и небольшим студиям, которые извлекают пользу от единого производственного конвейера и отзывчивого процесса разработки.
Blender - это кроссплатформенное приложение, работающее в системах Linux, macOS и Windows. Blender также имеет относительно небольшие требования к памяти и жестким дискам по сравнению с другими наборами для создания 3D. Его интерфейс использует OpenGL для обеспечения согласованного взаимодействия на всех поддерживаемых аппаратных средствах и платформах.
История
Blender был разработан как рабочий инструмент голландской анимационной студией NeoGeo (не имеет отношения к игровой консоли Neo-Geo). Название Blender произошло от одноимённой песни группы Yello, из альбома Baby[en], которую NeoGeo использовали в своём шоурил[50][51]. В июне 1998 года автор Blender’а, Тон Розендаль (Ton Roosendaal), основал компанию Not a Number (NaN) с целью дальнейшего развития и сопровождения Blender. Программа распространялась по принципу shareware.
В 2002 году компания NaN обанкротилась. Усилиями Тона Розендаля кредиторы соглашаются на изменение лицензии распространения Blender в пользу GNU GPL с условием единовременной выплаты 100 тысяч евро. 18 июля 2002 года началась программа по сбору спонсорских пожертвований на покрытие необходимой суммы. Уже 7 сентября 2002 года было объявлено о том, что необходимая сумма набрана, и о планах перевести в ближайшее время исходный код и сам Blender под лицензию GPL.
13 октября 2002 года компания Blender Foundation представила лицензированный под GNU GPL продукт.
В настоящее время Blender является проектом с открытым исходным кодом и развивается при активной поддержке Blender Foundation[52].
На основе даты создания первых файлов исходного кода, 2 января 1994 года считается днём рождения Blender[53]. В 2019 году ему исполнилось 25 ле
Возможности
Характерной особенностью пакета Blender является его небольшой размер по сравнению с другими популярными пакетами для 3D-моделирования. Документация в поставку не входит, но доступна онлайн[11]. Демонстрационные сцены можно скачать на официальном сайте или на сайте открытых проектов «Blender Cloud».
- Поддержка разнообразных геометрических примитивов, включая полигональные модели, систему быстрого моделирования в режиме subdivision surface (SubSurf), кривые Безье, поверхности NURBS, metaballs (метасферы), скульптурное моделирование и векторные шрифты.
- Универсальные встроенные механизмы рендеринга и интеграция с внешними рендерерами YafRay, LuxRender и многими другими.
- Инструменты анимации, среди которых инверсная кинематика, скелетная анимация и сеточная деформация, анимация по ключевым кадрам, нелинейная анимация, редактирование весовых коэффициентов вершин, ограничители.
- Динамика мягких тел (включая определение коллизий объектов при взаимодействии), динамика твёрдых тел на основе физического движка Bullet.
- Система частиц включающая в себя систему волос на основе частиц.
- Модификаторы для применения неразрушающих эффектов.
- Язык программирования Python используется как средство определения интерфейса, создания инструментов и прототипов, системы логики в играх, как средство импорта/экспорта файлов (например, COLLADA), автоматизации задач[
- Базовые функции нелинейного видео и аудио монтажа.
- Композитинг видео, работа с хромакеем.
- Трекинг камеры и объектов
- Real-time контроль во время физической симуляции и рендеринга.
Движок
Движок - это обособленная часть программного кода, используемая внешними приложениями для реализации нужного им функционала.
Типы движков: сайтовый движок, блоговый движок, движок интернет-магазина, wiki-движок, поисковый движок, игровой движок и т.д. Экономический смысл существования программных движков заключается в многократном использовании одного и того же функционала. Например, используя тот или иной движок, разработчики могут относительно дешево создавать интернет-магазины или игры.
Графический движок, трехмерный движок
Графический движок выполняет специализированные функции по отображению графики. Он является промежуточным звеном между:
высокоуровневой прикладной частью (игровой логикой, бизнес-логикой) и
низкоуровневой системной частью (например, графической библиотекой WebGL и нижележащими драйверами).
Графический движок может объединяться со звуковой системой, физическим движком, системой, реализующей искусственный интеллект, сетевой системой, а также редактором сцен и логики, образуя интегрированный инструментарий для создания 3D приложений - трехмерный движок.
3D моделирование
Создание графических ресурсов требует наличия подготовленных специалистов - 3D-художников.
Типичный рабочий процесс может состоять из следующих этапов:
подбор фотографий и/или создание концепта и скетчей (“спереди”-“сбоку”-“сверху”) будущей модели или сцены
моделирование - создается трехмерная модель, состоящая из многоугольников (полигонов)
текстурная развертка - на модели создается разметка для последующего наложения текстур (плоских изображений)
текстурирование - на 3D-модель накладываются текстуры
подбор материалов - назначение различным частям модели материалов и их настройка (например, деревянная дверь с металлической ручкой)
риггинг (от англ. rigging, т.е. “оснастка”) - к модели прикрепляются управляющие элементы (“кости” “скелета”) с целью дальнейшей анимации
анимация - модель приводится в движение с целью визуализации действий (например, для персонажей)
экспорт - выполняется на любом этапе с целью отображения 3D-модели в ее конечном виде, например, на веб-странице