Час Науки и Творчества «О вы, служительницы Музы!..»

Алматинская область
Каратальский район
село Ескельды
средняя школа им. Дзержинского с ДМЦ
учитель русского языка и литературы
Ким Евгения Феликсовна

Час Науки и Творчества «О вы, служительницы Музы!..»

Цель мероприятия: — пробудить интерес к творчеству поэтесс; показать их роль в
развитии поэтического искусства;
— развитие творческого мышления, дальнейшее формирование и
развитие навыков работы учащихся по проектной деятельности;
— воспитание эстетического вкуса, любви к литературе, искусству.

Форма: творческая мастерская
Метод: проектная технология,
Оборудование: мультимедийный комплекс

Ход мероприятия:

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые участники и гости семинара! Сегодня 19 мая, обыкновенный весенний день.

Вед. 2. Ты знаешь, какой сегодня день! Сегодня такой необычный день, ведь мы в гостях в школе – гимназии им. С.Морозова. И мы представляем вашему вниманию «Час Науки и Творчества!»

Вед. 1. Час Науки и Творчества? А что же здесь необычного, да еще и замечательного? Ты видел ученых? Они все такие скучные, серьезные, разговаривают такими мудреными словечками – не поймешь их. А еще они такие старые, седые, с большими очками и с толстыми книгами.

Вед 2. Тут я с тобой не согласен! Не все ученые такие, как ты говоришь. Вот в нашей школе ученые все другие – самому молодому ученому нет еще и 10 лет. И я не шучу! Так что я нисколько не удивлюсь, если в будущем, лет так через 10-15 услышу их имена с такими ополнениями – академик РК, профессор филологии, доктор лингвистических наук.

Вед 1. Ты хочешь сказать, что назовут фамилии учеников, которые сейчас учатся в нашей школе?

Вед. 2. Вот тут ты прав! Так и будет. Сегодняшнее их выступление станет ступенькой к большим научным открытиям.
И я приглашаю к нам Царицу Науку.

Царица Наук. Здравствуйте, дорогие учителя и ученики! Я очень рада, что меня окружают одаренные, умные, талантливые ребята, которые занимаются научными исследованиями. Я приглашаю вас в творческую мастерскую СШ имени Дзержинского.

(Звучит музыка. Слайды 1)

Тема: «О вы, служительницы Музы!…»

1- й вед. Женщина … Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, грустью, вселенской радостью и безграничной печалью. Ее звали Лаура, Беатриче, Елена, Мария, Анна… Многие из этих имен стали символами преданности и верности, вдохновения и почитания, мудрости и государственного ума, непокорности врагу и всепокоряющей заступнической любви к людям.

2-й вед. Сегодня мы расскажем о женщинах, которые достигли славы своим поэтическим талантом. Они опровергли мнение о том, что поэзия – это привилегия мужчин. Для женщин, о которых пойдет разговор, поэзия не прихоть, не случайность. Она – смысл их жизни, средство выражения своего «Я», отклик сердца на радости и горести бытия.

1 проект. (Сапфо)

( Сурабалдинова Ляззат, Дуз – оглы Галина, Каролина)
1) На этой фреске неизвестный художник изобразил прекрасную жительницу Помпеи. Девушка показана в момент творческого вдохновения. Еще минута, другая – и на тонкой восковой поверхности дощечки появится новая стихотворная строка. Ее лицо одухотворено, в глазах светится мысль. Говорят, что именно такой была Сапфо, поэтесса с острова Лесбос, жившая в начале V века до нашей эры.

2) (Краткие сведения о Сапфо) Долгие годы Сапфо возглавляла школу, где девушки занимались литературой, музыкой, пением. Она сочиняла свадебные песни и гимны, исполняя их под аккомпанемент лиры или кифары. А стихи поэтессы были посвящены любви, нежному общению подруг, девичьей красоте.

1) Сапфо была идеалом гармонической личности. В ее честь чеканились монеты, на которых она изображалась с лирой в руках. Платон, называя поэтессу жрицей красоты, писал:
Девять лишь муз называя,
Мы Сапфо наносим обиду:
Разве мы в ней не должны
Музу десятую чтить?

(Выходят девушки, одетые в туники, впереди них с венок на голове Сапфо).

Сапфо. Но возвратимся к спору, что же есть красота… Самое красивое на земле то, что мы любим. Вот послушайте:
Только я взгляну на тебя,
Как у меня пропадает голос,
А язык немеет,
Быстрый огонь пробегает под кожей,
Глаза ничего не видят,
В ушах стоит звон,
Меня охватывает холодный пот,
Всю бьет дрожь,
Я становлюсь чуть ли не мертвой.

1-я подруга. Да, дух и тело едины. Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности.

2-я подруга. Я считаю, что красота – это ничего лишнего. Во всем нужны разумность, равновесие, мера.

Звучит музыка, проецируются слайды.

1- й вед. Средневековье… При дворах знатных сеньоров, в замках за высокими зубчатыми стенами рождается поэзия, которая требует воспитанности и умения служить прекрасным дамам.

2 проект (Беатриса де Диа)

(Беатрис и Трубадур выходят под руку) Малика и Игорь В.

Беатриса.
Моя краса, мое происхожденье,
Но больше – сердца верного влеченье
Дают мне право все свои сомненья
Вам выразить в печальных звуках пенья.

Трубадур.
И слушать о других, и речь вести –
Не может быть невыносимей муки,
Одно лишь имя у меня в чести.
К любой другой заказаны пути.

Презентация о Беатрис де Диа. (Стихотворение стр. 370) (Хан Аэлита)

Звучит вальс Шопена, слайды Возрождения.

1- й вед. Эпоха Возрождения создает тип просвещенной женщины, играющей значительную роль в культурной жизни Европы. Стихотворения Вероники Гамбара, Джулли Гонзака, Тулии Арагона, Маргариты Наваррской читают, переписывают, поют, им подражают.

2-й вед. Женщины – поэты отличались широкой образованностью, покровительствовали гонимым, поощряли вольномыслие. Они сами создают себя, обрекая на страдания и не стремясь к известности.

3 проект. (Гаспара Стампа) ( Тен Вера, Шек Ольга)

(Появляется богато одетая женщина – Гаспара Стампа. Она присаживается к столу, горит свеча, берет перо и начинает писать.)

Сеньор, не тратьте ваших юных лет
На беспокойный труд погони страстной
За славой и почетом по опасной
Стезе отличий всяких и побед.
Исполните любви благой завет.

Проект о Гаспаре Стамп

Знатная итальянка Гаспара Стампа полюбила одного вельможу. Но он отправился на войну во Францию и вскоре забыл ее. Поэтесса прожила 31 год и историю своей безответной любви с большой силой и лирической непосредственностью передала в поэтических произведениях.

Звучит симфония № 8 Ф.Шуберта, слайды

1-й вед. Век двадцатый. Век бурь, потрясений и потерь. Он принес в литературу еще два нетленных женских имени – Анна и Марина. Две женщины – две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе перенесли тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие свои стихи.

Проект 4. Женщины «серебряного века» (Ахматова, Цветаева)

(Чтение стихов, демонстрация слайдов, музыка)

Анна Ахматова “Сжала руки под тёмной вуалью”

Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я сбежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру»

Исполнение песни «Мне нравится, что вы больны не мною…» (Люба, Юра)

1-й вед. Женщины… Умные, красивые, талантливые. Они горели сами и освещали путь другим. Поэзией, Любовью, Красотой.

2-й вед. Сейчас вашему вниманию предлагаем творческий экспромт – проект «Гимн Женщине!».

Задание для групп: создать творческий экспромт – проект
«Благословите Женщину!»

1 группа – коллаж «Ах, женщины! И красота, и праздник!» (ватман, картинки, клей,
ножницы, карандаши); защита проекта, афоризмы.

2 группа – презентация «Лики женщин», «Мой идеал женской красоты»

3 группа – сочинить оду, посвящение женщине «Давайте восклицать…»

1-й вед.
О женщины! Во всех веках
Вас слабым полом называли,
Вам серенады посвящали
И вас носили на руках.
Из-за прекрасных ваших глаз
Звенели мушкетеров шпаги,
Поэты тратили на вас
Десятки тысяч тонн бумаги.

Царица Науки. Вот и закрыта последняя страница нашей творческой мастерской. Но эта страница – страница новых открытий и побед!!! Желаю вам успехов на этом пути!!!

( Музыка «Чему учат в школе»)

Добавить комментарий