Баллада В. Жуковского «Светлана»

Урок словесности в 5 классе.
Тема: «Баллада В. Жуковского «Светлана»
Образовательные цели:
1) содействовать знакомству с понятием «баллада»;
2) учить анализу стихотворного текста в единстве формы и содержания;
3) показать взаимосвязь фольклора и литературы XIX века.
Развивающие цели:
1) развивать долговременную память в процессе деятельности;
2) развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь;
3) развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы
Воспитательная цель:
формировать систему нравственнных ценностей; формировать культуру взаимообщения.
 

Ход урока.
1. Постановка познавательных задач.

2. Работа с эпиграфом к уроку.
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль.
А.С. Пушкин
? Эти строки великий Пушкин произнес о Василии Андреевиче Жуковском. Как вы их понимаете?
(творчеству Жуковского уготована долгая жизнь, его произведения будут читать долго)

3. Работа с перфокартами: составление конспекта по биографии Жуковского стр. 86-87. (карточки, дополнить положения конспекта)
Вопросы для конспекта:
1) Василий Жуковский родился в_________________________________________________
2) В 14 лет Жуковский поступил в ____________________________________________________
3) Стихотворение ______________________________принесло Жуковскому известность и поставило его в ряд лучших русских поэтов
4) Жуковский создал баллады «Людмила» в ________году и ______________ в _______году.
5) В 1831 году Жуковский пишет сказки ________________________________.
6) Творчество Жуковского уникально потому, что _____________________________________
_______________________________________________________________________________?

4. Проверка составления конспекта (найди ошибочные утверждения).
1) Жуковский родился в Тульской губернии село Мишенское.
2) Учится в Благородном пансионе при Московском университете.
3) Перевод Томаса Грея «Сельское кладбище».
4) «Людмила» — 1808 г., «Светлана» — 1812 г.
5) 1831 г. – «Сказка о царе Берендее…», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек».
6) Познакомил русских читателей с лучшими образцами мировой литературы, создал самобытные, музыкальные, певучие произведения.
? А в чем трагедия рождения Жуковского, как вы это поняли?

5. Знакомство с новым понятием «баллада» (выписать самостоятельно стр. 87), 3 человека (Анель, Артем, Игорь) — с дополнительными словарями.
Баллада – (танцевальная песня) – лиро-эпический жанр на исторические, сказочные или бытовые темы, повествование о трагических, таинственных событиях.

Справочник школьника – небольшое сюжетное стихотворение.

Литература (справочные материалы) — хоровая песня в средневековой западноевропейской поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай, связаны с историческими событиями или преданиями.

Словарь иностранных слов – лироэпический жанр в поэзии, музыке и фольклоре, длинная сюжетная песня романтического содержания.

6. Дополнение (лекционный материал), самостоятельное доказательство жанра баллады.
1) Баллада имеет сюжет; состоит из завязки, кульминации, развязки. (Возвращается “мертвый” жених Светланы, Баллада заканчивается благополучным финалом)
2) В балладе реальное сочетается с фантастическим.
3) Важную роль в раскрытии идеи баллады играет диалог. (Светлана и ее подруги)
4) Особая роль в балладе отводится повествователю, который дает лирическую оценку происходящему. (есть авторское отношение к героине в конце баллады)
5) Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приемов. (Эпитеты, инверсия, повторы, риторические вопросы и восклицания и т.д.)
? Докажите, что произведение Жуковского «Светлана» — это баллада.

7. Проверка знания текста «Перемешанные события», взаимопроверка по ключу.
1) В избе Светлана видит своего жениха в гробу.
2) Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.
3) Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха.
4) Девушки гадают в крещенский вечер.
5) Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины.
6) Светлана пробуждается от страшного сна, и милый друг возвращается к ней.
7) Светлане является её жених и увозит её венчаться. (норма оценки – «5» — нет ошибок, 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3»)

8. Работа со временем, описанным в балладе.
? Что вам известно о святках? (работа со слайдами)
Самое яркое событие зимой — это конечно Святки, Рождественско-Крещенский период, когда можно было не только показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том, насколько хорошо будет складываться жизнь в браке:
Святочные гадания.
В промежутке с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) – святки. На Рождественской неделе полагалось раздавать подарки детям, помогать старикам и беднякам. Работать в это время не рекомендовалось, и надо было хотя бы раз посетить в церкви праздничную службу. В народе в это время было принято погадать, поколядовать и повеселиться.
Святочные гадания передавались из рода в род. Поэтому точно определить момент появления этих обрядов практически невозможно. Гадания проводились вечерами. Обычно они начинались, как только в доме зажигали свечи. А полуночные гадания начинались в 12 часов ночи.
Гадали как правило на суженого. Лучшими местами для гадания считались «нехорошие места»: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища.
Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты, развязать все узлы на одежде, так как они перекрывали энергетические поля, что недопустимо для общения с будущим.
Гадание с подблюдными песнями. Гадание по валенку. Гадание на кур. Гадание по снегу.
Гадание с зеркалами.
Лучшее время для такого гадания – полночь. Берут два зеркала, устанавливают их друг напротив друга., освещают двумя свечами, так чтобы в одном из них образовался длинный коридор, озаренный огнями. В комнате не должно быть кошек, собак, птиц, посторонних лиц, кроме одной или двух подруг. Подруги не должны глядеть в зеркала, подходить к гадающей и разговаривать с ней. В конце этого коридора должен появиться суженый; правда, смотреть иногда приходилось очень долго, и увидеть можно было не только суженого, но и всякую нечисть.
      
В. А. Жуковский работал над балладой четыре года — с 1808 по 1812 год. Он обратился в балладе «Светлана» к мифологическому сюжету свадьбы с мертвецом, который до этого был использован немецким поэтом Г. А. Бюргером в балладе «Ленора». Девушка ждет с войны своего возлюбленного, жалуется на Бога и судьбу. В полночь появляется ее жених, который зовет героиню поехать в далекий дом, оказавшийся могилой. Так наказана героиня за то, что посмела возроптать на Бога. Учащимся предлагается обратить внимание на то новое, что вносит в балладу «Светлана» Жуковский (народный колорит, народный язык, национальный характер героини), понаблюдать, как народность раскрывается в тексте баллады.

9. Прослушивание начала баллады, анализ.
? С чего начинается баллада? (девушки гадают)
? Почему так начинается баллада: с описания крещенского гадания? (внутренний мир героини связан с народными обычаями)
? Почему Светлана не весела? (она обручена, для нее это время перемен, ожидания замужества, это очень волнительно)
? Подчеркните в тексте (стр. 88-89) слова и фразы, помогающие понять настроение Светланы.
луна – ночь, тревога
в сумраке тумана – нечто таинственное
мне судьбина умереть, я молюсь и слезы лью – печаль
белая пелена – таинственность, невеселье, ассоциация с саваном, смертью
зеркало с свечою – таинство, гадание
красавица одна, полночь, тайная робость, мертвое молчанье – трепет души девушки
робость в ней волнует грудь, страх туманит очи
? Помогают осмыслить балладу образы птиц, встречающиеся в ней. Найдите описание птиц в балладе и сравните их с народными представлениями.
Ворон стр. 91 Голубь стр. 92-93 Петух стр. 93
Предсказывает плохое, страшное Символ счастья, мира, любви, Бога Часовщик, заступник
Черный вран, свистя крылом, вьется над санями, ворон каркает печаль Вот глядит: к ней голубок с светлыми глазами, тихо вея прилетел Шумным бьет крылом петух, день встречая пеньем
Печаль уйдет вместе со сном, пророчество не такое страшное Во сне – вера в хорошее, в защиту, чем сильнее страх Светланы, тем сильнее защита Будит героиню на границе добра и зла, не случилось наяву ничего плохого

? Немаловажную роль в балладе играет цвет. Дома вам надо было определить, какие цвета встречаются в балладе. Определите его местоположение в балладе и значение (работа в группах). Помните о том, что цвет может быть выражен и в словах, например, ночь – значит черный
цвет местоположение пример значение
белый Сон Светланы Снег, вьюга, белая запона, белое полотно Печаль
белый Наяву и во сне Белая скатерть, белый голубь, белая пелена, белоснежный голубок, голубочек белый Чистота
черный сон Черный гроб, черная даль, черный ворон, темну даль, лик мрачнее ночи Печаль

10. Подведение итогов анализа.
? Как относится автор к своей героине? Докажите текстом. (милая, красавица, моя краса)
? Жуковский отступил от сюжета баллады, с главной героиней ничего плохого не случилось. Почему? (она смогла сохранить верность любимому человеку, поэтому она достойна награды)
? Каков смысл баллады? (оптимистический, светлый, всё плохое – только во сне)
? Светлана – одно из первых произведений, где русский дух, где Русью пахнет. Почему?

? Сделайте самостоятельный письменный вывод о том, как проявляется фольклор в авторской балладе Жуковского?

11. Обобщение и систематизация, подведение итогов, выставление оценок.

Добавить комментарий