Глагол как часть речи. Постоянные морфологические признаки глагола.

Г.Н.Ахметова
преподаватель русского языка и литературы
Уральского гуманитарного колледжа
г. Уральск
Западно-Казахстанская область.

Разработка урока:
Тема: Глагол как часть речи. Постоянные морфологические признаки глагола.
Тип урока – урок-объяснение
Цели урока:
1. Знакомство  учащихся с морфологическими (сов. и несов.виды; переходность-непереходность, наклонение, спряжение) и синтаксическими признаками глагола.
2. Совершенствование навыков правописания личных окончаний глаголов.
3.Привитие навыков морфологического разбора глагола, синтаксического разбора.
4.Развитие речи учащихся: анализ текста, словарная работа, орфоэпическое упражнение.
5. Углубление  представлений об основных нравственных принципах жизненной позиции человека как личности.

Оборудование: раздаточный дидактический материал, карточки-информаторы, русско-казахский словарь.

  1. Оргмомент.
  2. Повторение пройденного материала. Опрос домашнего задания.
  1.  Актуализация знаний об именах числительных, их разрядах,  склонении и правописании составных числительных;
  2. Зрительный  диктант на правописание числительных

 

III. Объяснение нового материала.

1. Материал для наблюдений (на интерактивной доске):
1. Бежать, любить, сказать, думать, сидеть, колоть, светать, спать, рубить, плыть, грустить, ходить, вечереть, решать, стоять, радоваться, поднимать, сообщить, лететь, смеркаться, ехать, пахать, нервничать;

Учитель:
— О какой части речи сегодня пойдет речь? Что они обозначают? Как они называются в казахском языке? На какие вопросы эти слова отвечают? Для чего они нужны в нашей речи? (для того, чтобы рассказать о том, что мы делаем, другие делают, что происходит в различных сферах природной и общественной жизни и т.п.).

  • Разбор предложения по членам:  Глагол является основой языка.

— По подсчетам ученых, глагол занимает второе место (после существительных) по частоте употребления в речи. Самыми частыми являются глаголы мочь, сказать, говорить, знать, видеть, хотеть, пойти, дать, жить, смотреть, взять, сделать, и др.
— Можно ли у этих глаголов, в той форме, какой они стоят,  определить время, число и лицо? Если нет, то как они называются?

  1. Запись в тетради выводов-определений: глагол как часть речи; инфинитив как начальная, неизменяемая  форма.

 

Глагол (етiстiк) — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (пример…). В предложении глагол обычно является сказуемым: Я собрал всех ребят во дворе.
Инфинитив – начальная и неизменяемая форма глагола, которая не указывает ни на число, ни на время, ни на лицо; только называет действие.

3. Выполнение задания по распознаванию глагола (на доске)
 — Докажите, что это глаголы. Что они обозначают? Что такое инфинитив?

    • Укажите семантический разряд данных выше глаголов (в материале для наблюдений);
    • Распределите глаголы по смысловым группам.
    • Дополните список собственными 1-2 примерами.
    • Составьте по 2-3 словосочетания с глаголами из каждой группы.

Для справок: глаголы обозначают:
1) движение как процесс …………………..
2) состояние природы как процесс…………
3) состояние живых существ как процесс…..
4) интеллектуальную деятельность………..
5) физическую деятельность……….
6) положение в пространстве………
7) речь……………………………….

4. Коллективное выявление морфологических признаков глагола и запись в тетради определений: наблюдение над материалом, выводы.

1) Устное определение непостоянных признаков (изменение по временам, лицам, родам, наклонениям), запись выводов в тетради.
(Учитель проговаривает вслух группы глаголов, учащиеся определяют изменение глаголов по  грамматические признакам).

  • Учит, учил, будет учить уроки – изменение по временам;
  • Учу, учим, учишь, учите, учит, учат – изменение по лицам;
  • Учил, учила, учило – изменение по родам;
  • Учил/учит/будет учить уроки; Учил бы/учила бы/учили бы уроки; учи/учите уроки!- изменение по наклонениям;
  • Запись в тетради:

Глаголы изменяются по лицам, числам и родам.
Глагол имеет три наклонения: изъявительное, условное (сослагательное) и повелительное, по которым  может изменяться один и тот же глагол: желал-желает-пожелает; желал бы; пожелайте;
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которые происходили, происходят, будут происходить (писал, пишу, буду писать); в условном наклонении обозначают желаемые или возможные при определенных условиях действия и образуются присоединением к глаголу прошедшего времени частицы бы (писал бы, написал бы); в повелительном наклонении обозначают побудительное действие: содержит приказ, просьбу (пиши, пишите), оканчиваются на –и (ед.ч.) или –те (мн.ч.).
Например: Ученики выполнили это упражнение (изъявительное). С помощью словаря ученики выполнили бы это упражнение (условное). Ребята, выполните это упражнение! (повелительное).

 

  • работа по группам:

а) 1-я группа: прочитать выразительно четверостишие Н.Аитова в  синих карточках, найти глаголы в форме повелительного наклонения;
б) 2-я группа: прочитать выразительно четверостишие Н.Аитова в  синих карточках, преобразовать глаголы в изъявительное наклонение и снова прочитать;
в) 3-я группа: прочитать выразительно четверостишие Н.Аитова в  синих карточках, преобразовать глаголы в  сослагательное наклонение и снова прочитать. 
г) общее задание: Переведите на русский язык устно вариации глаголов в трех наклонениях соответственно по группам; прочитать вслух.
Оқулықты құрметте,
Күтіп ұста, кірлетпе
Кішілерге табыс ет,
Дақ түсірмей бір бетке.

4) Материал для наблюдений (на доске) – Вывод.

  • Наблюдение над постоянными признаками (сов. и несов. виды, возвратность/невозвратность, переходность/непереходность, спряжение.)

Задание №1. Исследование видовых пар на доске:
кричать – крикнуть, махать – махнуть, решать — решить, открыть — открывать; учить – выучить, писать – написать, списать; брать – взять, говорить – сказать; умирать – умереть, освещать – осветить.
— Ответьте на вопрос: Какой существует оттенок в смысловом различии между парами сходных по значению  глаголов?
(Характер действий, продолжительность во времени, однократность/многократность действий)

Вывод: Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Вид определяется по вопросам. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать?
Глаголы несовершенного вида указывают на продолжительность и повторяемость действия: прыгать – прыгал (долго и много раз).
Глаголы совершенного вида указывают на законченность (спеть), результат действия (выучить), однократное действие (мигать — мигнуть). Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида разными способами: присоединением приставки (…пример), заменой суффиксов (…пример), заменой одного слова другим (…пример), чередованием звуков в корне (…пример).

 

Задание №2: Вставьте устно пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов.
— Ответьте на вопрос: Как определить выбор гласной –е или –и в безударных личных окончаниях глаголов?
 Инфинитивы на –ать, -оть, -уть, -еть(1 спр.): надеть, решать, колоть  
-Е или -И
1л. Я, мы –у, -ю, -ем:  надену, наден..м, решаю, реша..м, колю, кол..м                
Ты, вы -ешь, -ете: наден..шь,  наден..те, реша..шь, реша…те, кол..шь, кол..те          
. Он, они–ет, -ут, -ют: наден..т,  наден..т, реша..т, реша..т, кол..т, кол..т       

 Инфинитивы на –ить(2 спр.): строить, закончить
-Е или -И
1л. Я, мы -у, -ю: строю, стро..м, закончу, законч..м;
Ты, вы — ишь, -ите: стро..шь, стро..те, законч..шь, законч..те
Он, они -ит, -ат, -ят:  стро..т,  стро..т,законч..т, законч..т

  • Алгоритм: Распознавание безударных личных окончаний глаголов по 1му и 2му типу спряжений: определить, находится ли окончание глагола под ударением: да написать тот гласный, который слышится; нет образовать неопределенную форму; проверить, оканчивается ли на –ить: да(значит 2 спр.) – написать –ит, -ат ( -ят);  нет(значит1 спр.) написать –ет, -ут(-ют)
  • Запись в тетради правила:

 Ко II спряжению относятся
1. Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить;
2. 7 глаголов на –еть: ненавидеть, вертеть, обидеть, терпеть, видеть, зависеть, смотреть.
3. 4 глагола на –ать: гнать, дышать, держать, слышать;

Остальные глаголы на –ать, -оть, -уть, -еть, -ыть (вместе с 11 глаголами –исключениями, данными выше) относятся к I спряжению.

3) Распознавание разноспрягаемых глаголов бежать, хотеть

  • Задание №3: проспрягайте разноспрягаемые глаголы, 11 глаголов-исключений (самостоятельно).

 

  • Карточки-информаторы о спряжении глаголов
  • Инфинитивы на  –ать, -оть, -уть, -еть(1 спр.): 

1л. Я, мы –у, -ю, -ем:  …………………………………………………
Ты, вы -ешь, -ете: …………………………………………………
. Он, они–ет, -ут, -ют:         ……………………………………..

  • Инфинитивы на –ить(2 спр.):

-Е или -И
1л. Я, мы -у, -ю:………………………………………
Ты, вы — ишь, -ите:………………………….
Он, они -ит, -ат, -ят: ……………………..
Выводы учащихся: Спряжение глаголов определяется по инфинитиву; правописание по типу спряжения распространяется только лишь на безударные личные окончания, в которых под сомнение ставится гласная –е или –и в 2л. наст.вр.

  • Распознавание  возвратных/невозвратных глаголов (на доске): беречь – беречься, радовать – радоваться, разрушать – разрушаться, строить – строиться, умывать – умываться, мыть – мыться, решить – решиться, создает — создается

 

  • Ответьте на вопросы: Каким смысловым оттенком отличаются данные глаголы? Что они означают? Как называются данные формы глаголов?
  • Запись правила о признаках возвратности/невозвратности глаголов;
  • Работа над правописанием глаголов на –ться, тся: радоваться – радуется, заниматься – занимается, трудиться – трудится;
  • Запись в тетради правила –ться и тся в глаголах.

Глаголы, имеющие суффикс –ся (-сь), стоящего после окончания в слове называются возвратными: одеваться, одеваюсь, одеваешься, одевается. Возвратные глаголы имеют добавочное значение: 1) действие, направленное на себя (причесывается, одевается), 2) взаимное  действие  друг на друга (друзья обнимаются, целуются, созвонятся); 3) значение постоянного свойства (корова бодается, собака кусается)
Правописание суффиксов –ться и тся в возвратных глаголах: -ться в глаголах пишется в форме инфинитива, —тся – в форме 3л. ед.ч.: возвращаться (инф.) поздновозвращается (3л. наст вр.) домой.

7) Самодиктант (уч-ся записывает на доске). Разберите предложения по членам, определите спряжение глаголов, объясните правописание ться и тся.
Я не люблю умыват(?)ся ледяной водой. Земля обогрева..т(?)ся солнцем. Книга созда..т(?)ся писателем. Тропинка продолжа..т(?)ся, и опять в траве теря…т(?)ся. Моей маме вредно волноват(?)ся из-за больного сердца. Тройка мч..т(?)ся по дороге. Берега нашей родины омыва..т(?)ся тремя океанами.  В реку весело влива..т(?)ся ручеек.

  • Обобщение по правописанию личных окончаний глаголов, правила о спряжениях, правописанию —ться и –тся в глаголах.
  • Распознавание переходных/непереходных глаголов. Какие действия обозначают глаголы в первой и второй группах словосочетаний? В чем их особенность?

 

Материал для наблюдений: согревать землю, попить воды, попробовать молока,  любить родителей, доказывать правоту, описывать поездку, выслеживать зверя — сожалеть о неудаче, ходить на лыжах, говорить в микрофон, сидеть за столом.

Вывод: В первой группе глаголы обозначают действие, направленное на объект. Во второй группе глаголы обозначают действие самого объекта, не переходящее на предмет.

Запись в тетради выводов:

Переходные глаголы употребляются с зависимыми существительными без предлога в Р.п. или в В.п. т. е. действие переходит прямо на предмет и требует при себе зависимое слово в В.п. или Р.п.- люблю весну, готовить еду, привести друзей. Непереходные глаголы обозначают процессы, относящиеся к самому действующему лицу, действие не переходит на предмет; употребляется с предлогами в, на, перед, за, до, под, из-за и др. – сидеть в засаде, заснуть на диване, стоять перед домом, уйти за город, дотянуться до потолка, пройти под мост, расстроиться из-за провала.
  • Распознавание синтаксической роли глагола.

Как вы понимаете данный отрывок из текста? Запишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание орфограмм в глаголах. Определите, каким членом предложения являются глаголы в данных предложениях. Обобщите теоретический материал по морфологическим признакам глагола.
Подготовьтесь к составлению карточки-памятки «Морфологический разбор глагола».

 Достойный человек сочувству..т другим людям, симпатизиру..т им и друж..т с ними. Его мир полон друзей. Переживание за судьбу другого человека помога…т ее сделать лучше.  

10) Орфоэпическая тренировка: Карточка-информатор  «Говорите правильно!»
Ехать: поезжай, съезди, съездите, поезжайте (а не ехайте или едьте);
Начаться: урок начался, он начал, она начала, они начали (разноместность ударения);
Звонить: звоним (1л., мн.ч., наст.вр.) – звонишь (2л., мн.ч., наст.вр.)- звоните (2л. наст.вр., мн.ч) – звонит (3л., ед.ч., наст.вр. ) – звонят (3л., наст.вр., мн.ч.) – позвонишь(буд., 2л., сов.в.)-позвоните (буд., условн., мн.ч., 2л.); созвонишься-созвонимся-созвонится- созвонятся (ударение падает на личное окончание)
Хотеть: хочешь – хочет – хотим – хотите (а не мы хочем- вы хочете-они хочят)- разноспрягаемый глагол.

  • Коллективное составление карточки-памятки «Морфологический разбор глагола»:

Порядок разбора
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:

  1. Нач.ф. (инфинитив)

2. Постоянные признаки: вид; возвратность/невозвратность; переходность/непереходность; спряжение.
3. Непостоянные признаки: наклонение; время (если есть); число; лицо (если есть); род (если есть);
III. Синтаксическая роль.

  • Обобщение теоретического материала.

 

IV. Закрепление нового грамматического материала на лексическом материале.  

Вопросы для обсуждения. Тема: Человек и нравственные ценности. Нравственный мир человека, нравственные ценности. Понятия, определяющие ценность человеческой духовности: «добро-зло». «счастье», «правда», «свобода».

  • Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)?
  • Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека?
  • Как сохранить нравственное достоинство?
  • Почему материальная обеспеченность не является главным мерилом человеческой ценности?
  • Что является самым страшным в жизни человека, добившегося материального благосостояния любыми средствами?
  • Какие главные достояния существуют в жизни человека?

 

«Нравственный кодекс настоящего человека»

  1. Каждый человек стремится делать все хорошее, т.е. все благое, добродетельное и доброкачественное, избегает как все плохое, т.е. недоброе, злое, дурное, недостойное, некачественное.

 

  1. Достойный человек сочувствует другим людям, симпатизирует им и дружит с ними. Его мир полон друзей. Переживание за судьбу другого человека помогает ее сделать лучше.  
  1. Человек не должен навязывать другим того, чего не желает себе сам.

 

  1. Достойный человек отказывается ото лжи – озвучивания того, что не соответствует истине, т.е. проповедь насилия, вражды, войны, культа безудержного потребления и наживы любой ценой, роскошного образа жизни, разглашения чужих тайн.
  1. Сущность человека и отношение к нему других людей определяют его судьбу. Если это отношение будет безнравственным, то судьба уготована человеку печальная. Если же люди ценят и ежедневными усилиями поддерживают нравственные отношения друг с другом, то судьба человека, погруженного в подобные отношения, становится счастливой.

 

  1.  Запомни врагов своих: жадность, коварство, притворство, пристрастие к телесным и мирским благам, леность, высокомерие, похоть, ненависть, зависть к внешности, учености, молодости и власти. Побеждай их каждый день, чтобы достичь совершенства и удовольствия этой жизни. 
  1. Достойный человек сочувствует другим людям, симпатизирует им и дружит с ними. Его мир полон друзей. Переживание за судьбу другого человека помогает ее сделать лучше.  

 

  1.  Избегай причинения вреда другому человеку мыслью, словом, действием. Ничто не может быть оправданием убийства человека человеком. Исключение составляет защита отечества во время агрессивной войны. 
  1. Не принимай надменного вида, не говори с пренебрежением о других людях, ни когда не говори грубых слов, проявляй заботу о близких и родных мыслью, словом и делом. И тогда тебя будут любить все.

 

  1. Неизлечимая болезнь духа  становится неизлечимой, когда человек начинает испытывать зависть к чужому материальному и духовному богатству, красоте и могуществу, достойному роду, счастью, удаче и почестям. Зависть губит душу человека в мгновение ока. Именно она заражает дух человеческий неизлечимой болезнью – пороком. 
  1. Счастье испытывает тот человек, кто испытывает к людям объединяющую любовь и приносит им духовную и материальную пользу.

 

12.  Быть достойным человеком, значит быть нравственным человеком.

10 Ситуативный диалог по обсуждению основных принципов нравственного кодекса

Комплексный анализ текста «Главные достояния человека».

 «Странно устроена человеческая натура – всего нам мало, всю жизнь стремимся к роскоши и не знаем в этом стремлении меры. Идем к богатству по головам, а то и по трупам и всегда найдем оправдания своей алчности – кто-то жадничает ради детей, некоторые стремятся любыми методами вырваться из нищеты, а потом не могут остановиться, другие хапают по привычке, жить по-другому не умеют. И только к концу жизни понимают, что у человека всего два достояния: это его здоровье и общение с людьми.
Если ты сохранил здоровье и можешь радовать своим присутствием на земле родных и близких – это здорово! Если люди хотят с тобой общаться, значит, ты достойный человек, интересная личность, с тобой приятно быть рядом. А ведь приходится видеть богатых, обеспеченных людей, но совершенно одиноких, никому не интересных, вокруг которых образовывалась пустота – с таким трудом добытые материальные блага никого не грели. Это так страшно!»

  1. Словарная работа с выделенными словами, составление словосочетаний и предложений.
  2. Первичное чтение текста учителем.
  3. Беседа по тексту, ответы на вопросы учителя в виде тезисов (устно).
  4. Запись основной мысли текста в виде одного предложения.
  5. Синтаксический разбор предложения; морфологический разбор глаголов в предложении.
  6. Проговаривание вслух и запись предложений на доске; разбор и обобщение теоретического материала; …………………………………..
  7. Устный комментарий кодекса нравственности на казахском и русском языках. Предварительно изложить на казахском языке, затем перевести высказывание на русский язык.
  8. Выборочное списывание синтаксических конструкций, нахождение глаголов, определение морфологических признаков.

 

V. Обобщение, подведение итогов: устное воспроизведение усвоенного материала; выставление оценок учащимся.

VI. Домашнее задание: выбрать темой сочинения-рассуждения  высказывание из кодекса нравственности (по выбору);  написать собственное высказывание по заданной теме из выбранного тезиса.

Добавить комментарий