Игры и упражнения на развитие речи в период обучения грамоте

Игры и упражнения на

развитие речи

в период обучения грамоте.

Подготовила и проводит  учитель начальных классов

СШ № 16 с. Садовое

Айтжанова Ю.И.

 

 

Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:

Уже на первых этапах обучения грамоте, развивает фонематический слух учащихся, совершенствуя умения составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки, следует накапливать запас слов школьников на изучаемую букву. Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом занятии дети должны выучить одну две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.

  • Целесообразно проводить такие упражнения:

Вставить гласную букву:

с…м (а, о),

с…р (о, ы),

м…л (а, я, и, ы).

Вставить целый слог:

ша…ши (ла),

ма…ши (лы),

  • Вставить согласные буквы, чтобы получились разные слова:

ми…ка (ш, с),

ко…а (ж, с, з, р).

Добавить слоги до целых слов:

о/си…(ны), сос/…(ны),

о/си…(на), сос/…(на),

о/ку…(ни), нит/…(ка).

  • Составить из слогов каждой строчки слова:

нок, зво ка, бел

ре, та, бя у, ник, че

  • Определите с какого звука начинается слово (арбуз, иголка, остров, утка, вокзал, велосипед).
  • Определите количество слогов в слове (улица, свобода, планета, барабан, сказочка, мак).
  • Определите местоположение в слове звука (в начале, в середине, в конце).

[р`/Р]: шар, роза, республика, Россия, шарики;

[с`/С]: коса, соль, нос, сокол, сражался.

  • Переставьте буквы так, чтобы получились новые слова: вина, смола, канат, рак, икра.
  • Прочитайте слова и буквы в столбиках. В начало слова или в его конец добавьте букву, чтобы получилось новое слово:

осы к

враг о

уха м

шар ф

  • Добавьте слог или слоги, чтобы получилось название насекомого:

о — (са).

Чтобы получилось название рыбы: о — (ку – ни).

Чтобы получилось название дерева: о — (си – на).

Составьте предложения из 3 – 4 слов с данными словами: оса, окуни, осина.

 

Конечная цель такого вида упражнений – активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить использовать их правильно, уместно, научить выбирать единственное необходимое слово.

 

 

 

  • Установление изучаемого звука в словах (\»Чей голосок\»), определение места звука (\»Где спрятался звук ?\»).

Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции. Ра ма

 Ра на

 По ра

 Ко ра

 

  • Составление схем слогов — слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

 

Игра \»Живые буквы\».

Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог (по опорной согласной или гласной).

Составление слов  по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т),(О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то — варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от). Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых — в начале слова, кот, пот — в конце. Далее проводится работа со словом. Детей знакомят с понятием \»слово\». Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие — союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У,И,К,В,С. Для уяснения лексического значения слова даются разные задания.

Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам — пушистая, рыжая, хитрая… (лиса).

Обобщение понятия: какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя).

Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-…).

Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-…).

 

  • Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.

 

 

Составление слова из данных слогов (слоги даны в рассыпную). Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница. Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора. Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.

 

  • Игра \»Кто быстрее, кто больше ?\».

 Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик — оса, слон, лось, иволга, корова.

 

 

  • Игра \»Сложи словечко\».

 Какие два слова спрятались в одном ? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет). Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

 

  • \»Звуковые\» игры

 (\»Кто внимательнее?\» — на выделение и определение звука, \»Кто больше?\» — на составление слова с изученным звуком и так далее) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность.

В играх типа \»Доскажите словечко\» малыши не только

интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. В играх \»Том — Тим\» (или \»Камень-Вата\») дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного. Можно провести игру \»Перекличка\», предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и маленькой физкультминуткой.

 

Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку.Главное место отводиться системе упражнений по обогащению словаря учащихся и развитию связной устной речи на уроках обучения грамоте. Основные принципы систематизации упражнений:

наглядность (карточки, схемы, рисунки),

доступность и постепенность усложнения заданий.

 

\»Подбор прилагательных\»

 

 Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, \»собака\» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

 

\»Что бывает?\»

Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, \»зеленый\» — помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.

В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

 

 

 

 

\»Узнавание\»

Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, \»зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная\» — береза; \»сверкает, землю согревает, тьму разгоняет\» — солнце.

 

 

 

Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений \»вычерпывал\» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр (\»Какое бывает?\», \»Что делает?\»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

 

Кто что делает\»

Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами) и позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность неречевых средств воздействия на слушателей. В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.

 

а) Для игры необходим набор предметных картинок (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.). Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: \»Что с этим можно делать? Для чего это нужно?\» Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например: \»Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?\»

 

б) Игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока. Например, ведущий говорит: \»Машина\». Ребенок отвечает: \»Едет. Художник\». Следующий игрок: \»Рисует. Рука\» и т. д. В дальнейшем к одному слову-существительному придумывают несколько глаголов. Например, \»ветер\» — воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, крылья ветряной мельницы вертит, освежает, тучи разгоняет и т. п.

 

в) Игру можно усложнить за счет использования невербальных средств выразительности: жестов, мимики, пантомимики. Задача детей — назвать деятельность по одному или нескольким действиям. Например, взрослый поднимает обе руки — это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку, и пр.; или поднимает руку, один палец кладет на нижний правый угол воображаемой страницы, переворачивая ее — это может обозначать либо чтение книги, либо просмотр тетради, журнала.

 

г) Более сложный вариант игры заключается в совмещении словесных описаний и неречевых средств выразительности. Для организации игрового действия необходимы мягкие игрушки — кошка и собака. После того как дети познакомились с ними — рассмотрели, поиграли, — предложите описать их внешний вид, повадки, место-жительство, показать, что делает кошка, когда ее гладят. Когда она видит мышку? Когда видит нитку с бантиком? Когда видит собаку? Что еще умеет делать кошка? Что умеет собака? Как она ведет себя, когда видит кошку? Хозяина? Когда получает кусок мяса?

 

Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, движение, позу, жест, проявил активность и заинтересованность в поиске выразительных средств. Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная активность (память, воображение). В следующий раз можно использовать другие объекты, но они должны быть хорошо знакомы ребенку. Характер предлагаемых заданий и вопросов может расширяться, а в последующем и придумываться самими детьми.

 

\»Подбор объектов к действию\»

Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, \»кто и что плавает?\» — человек, доска, собака, корабль; \»греет?\» — солнце, печь, грелка; \»летает?\» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.

 

Игра \»Добавь слово\»

Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам.

 Взрослый начинает игру: \»В корзину я положил яблоки\». Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: \»В корзину я положил яблоки и лимоны\». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

 

  Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»

 В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: — Овощи; Дети: — Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: — Фрукты; Дети: — Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый: — Ягоды; Дети: -Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Взрослый: — Деревья; Дети: -Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т.д.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи.

 

 

Игра с мячом «Животные и их детеныши» Человеческие дети Знают всех зверят на свете.

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.

Группа 1. у тигра -у льва — у слона -у оленя -у лося — у лисы —

Группа 2. у медведя — медвежонок у верблюда — верблюжонок у волка — волчонок у зайца — зайчонок у кролика — крольчонок у белки — бельчонок у коровы — теленок у лошади жеребенок у свиньи — поросенок у овцы — ягненок у курицы — цыпленок у собаки — щенок

Группа 3. — тигренок — львенок — слоненок — олененок лосенок — лисенок

 

Игра с мячом «Кто как разговаривает?» Мяч лови, да поскорей Назови язык зверей.

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры.

 Взрослый или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова тигр змея комар собака волк утка свинья мычит рычит шипит пищит лает воет крякает хрюкает.

Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?» Человек легко находит, Что в природе происходит.

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры Учитель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Солнце — что делает? Светит, греет Ручьи — что делают? Бегут, журчат Снег — что делает? Темнеет, тает Птицы — что делают? Прилетают, вьют гнезда поют песни Капель— что делает? Звенит Медведь — что делает? Просыпается, выходит из берлоги.

 

Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение Мячик прыгать я заставлю, Предложение составлю.

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

Ход игры. Учитель  бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно учителю.

 

 Игра с мячом «Кто как передвигается?» Кто летает, кто плывет, Кто ползет, а кто идет.

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры.  учитель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч , должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча раз личными способа-ми.   Учитель : летают . дети: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки;  Плавают -Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы Ползают- Змеи, гусеницы, черви Прыгают Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы .

 

Игра «Горячий — холодный» Мы сейчас откроем рот, Чтоб сказать наоборот.

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.

Ход игры.учитель, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое — с противоположным значением.например: Горячий — Дети: Холодный (Хороший — Плохой; Умный — Глупый ; Веселый — Грустный; Острый — Тупой; Гладкий — Шероховатый; Легкий — Тяжелый; Глубокий — Мелкий; Светлый — Темный; Добрый — Злой; Радостный — печальный; Быстрый-Медленный; Частый- Редкий; Мягкий — твердый; Ясный- пасмурный; Высокий-низкий)

Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.

 

Игра «Что бывает круглым?» Тут, конечно, каждый знает, Что каким у нас бывает.

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, учитель  задает вопрос, на который ребенок, поймав  мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. Учитель в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

• 1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня…)

• 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур…)

• 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф…)

• 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)

• 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь…)

• 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко…)

• 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли…)

• 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка…)

• 9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока…)

• 10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок…)

• 11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

• 12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей…)

 

Игра «Кто кем будет?» Знаем мы с тобой о том, Что бывает с кем потом.

Цель : развитие мышления, воображения, быстроты реакции, расширение словаря.

Ход игры. Ведущий, бросая мяч детям, задает вопросы: «Кем (чем) будет — яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д. Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».

 

 Игра «Семья» Кто вы мне и кто вам я, Если вы — моя семья?

Цель: обучать детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.

Ход игры.Ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы: • Кем ты доводишься маме и папе? • Кто ты для бабушки и дедушки? • У тебя сестра или брат? • Назови двоюродных братьев и сестер. • Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер? • А ты кто для них?

Добавить комментарий