Интегрированный урок. «Природа в опасности!»

Северо-Казахстанская область

Акжарский район

Талшыкская средняя школа

Учитель начальных классов

Зайнышева Умиткельды Сейдахметовна

Интегрированный урок. «Природа в опасности!»

 (по страницам газеты «Экологический вестник»)

Цель:

Образовательная: систематизировать полученные знания и закрепить их, сформировать и углубить знания детей о природе, о редких животных и птицах.

Развивающая: развивать и расширить кругозор, развивать умения работать со  справочной литературой, развивать экологическую восприимчивость.

Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, бережного отношения к животному миру, к красоте окружающего мира, потребность любить его.

Оборудование: Красная книга, газета «Экологический вестник»,  рисунки с изображениями птиц, животных, плакаты с изображением заповедников.

Тип урока: комбинированный

Метод обучения: словесный, наглядный, практический.

    I. Организация класса. Дети, давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть  ваши  лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет вам  радость общения друг с другом. Каким хотите видеть  урок?

    II. Знакомство с газетой.

1. Мы  пройдемся по страницам газеты «Экологический вестник»

2. Показ газеты

3. Расшифровка  названия (новость о природе)

4. Издается  с августа 1990г.

Учредитель Северо-Казахстанское областное управление  экологии и Акмолинск.

5. Тема, освещаемая в газете «Природа в опасности!»

   III. Первая страница. Познание мира

— Прогноз синоптиков (погода, температура, осадки, ветер, сравнение с погодой прошедшего дня)

— Приметы, изменения, произошедшие в  природе с наступлением осени.

-Беседа: 

-Что такое природа? Что  нельзя назвать природой?

-Какая бывает природа? Что относится к живой и что к неживой природе? (привести примеры)

1). Сообщение уч-ся: Природа, окружающая нас в какой то мере находится в опасности. Возьмем животных Из-за ценного меха часто вылавливают, отстреливают, истребляют животных и в конечном итоге их остается в малом количестве, или совсем исчезают с лица земли. Их названия заносятся  в специальную  книгу — Красную  книгу — это  названия редких, малоизвестных, исчезнувших животных, птиц, растений.

2). Работа учащихся с конвертами, где вложены карточки с названиями животных (групповая работа)

1группа — белый медведь, белка, лиса

2 группа — волк, зубр, заяц

3группа — бурый медведь, тигр, лев.

а) Прочитать названия  животных.

б) Выбрать каждой группе название животного, которому, по вашему мнению, грозит опасность исчезновения, являющегося редким животным.                             (заслушивание детей)

в) подготовить сообщение о выбранном животном  (что знают о повадках, описание внешнего вида, где живет, чем питается)

1 группа: Белый медведь-житель Арктики, самый крупный на земле хищник. Он хорошо плавает и ныряет, ловко лазает по скалам и ледяным торосам. Толстый слой подкожного сала и густая шерсть надежно защищают его от холода. Кормится белый  медведь мясом тюленей, северных оленей, грызунов. 

2 группа: Зубр-крупный Европейский бык. Живет в заболоченных и горных лесах. Ест траву, листья, побеги деревьев. Утром и вечером выходит пастись на поляну, а в середине дня лежит в лесу, пережевывая жевачку. Держатся зубры группами: мать с телятами, либо только взрослые быки.

3 группа: Бурый медведь широко распространен в Европе и Азии. Это огромный зверь ростом с трех метров, живет в глухих местах. Ест ягоды, орехи, насекомых, любит мед, ловит рыбу. Летом спит, где угодно, лишь бы место было уединенное. Там и рождаются медвежата, по два, по три, один раз в два года.

в) зачитывание названия животных из Красной Книги, сообщения из газет, альбом (показ) — снежный барс.

   Снежный барс распространен в Тянь-Шане по хребтам, в Пскемском, Угамском, Каржантау, Таласском, Киргизском, Заилийском, Кетмене, Кунгей и Терскей-Алатау, Джунгарском Алатау, Тарбагатае, Сауре и Алтае. Обитает летом в субальпийском и альпийском поясе. Зимой иногда спускается в предгорья и даже на подгорную равнину.

IV. Вторая страница. Урок математики

1. Вводная беседа: Не только животным, но и  птицам грозит такая же опасность. Их  истребляют из-за вкусного мяса.

-О какой птице мы  читали на уроках познания мира?

(дронт, странствующий голубь)

1. Отгадывание загадок

а)Это старый наш знакомый!

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

б). В лесу ночном кукует птица.

Она позвать себя боится

Ку-ку…ку-ку не спит опушка

А птицу эту звать (кукушка)

в). Всех прелестных птиц черней,

чистит пашню от червей,

взад-вперед — по пашне, встать,

а зовется птица (грач)      

3) Показ рисунков с изображением этих птиц.

4) Решение примеров и ответ на вопрос.

— Какая птица является очень редкой на территории Казахстана? (конечное число в решении указывает на  правильный ответ)

                        +15

Аист — 24

Кукушка — 30                       +20

Грач — 48

                             -35

5) Сообщение о птице, показ изображений птиц.

Древняя группа птиц, весом 3-4 кг., на высоких ногах, с длинной шеей. Глаза взрослых птиц – коричневые, молодых — сероватые. Существует черные, белые аисты. Черные занесены в Красную книгу, белые относятся к числу редких,  подлежащих полной охране.

6) Чтение сообщения из газеты «Экологический вестник» о птице из  семейства орлов — беркуте.

   Из орлов беркут самый крупный, сильный, активный и красивый своей необыкновенной гордой осанкой, независимым видом. Не случайно его изображают на государственных гербах многие страны, и вот недавно он стал символом и Республики Казахстан. (флаг)

   Обитает он почти на всей территории Казахстана. Беркута легко узнать по крупным размерам, по черному кончику хвоста. Общий цвет его буро-коричневый. Гнездятся на деревьях, на скалах, выбирая недоступные обрывистые места. Гнездо его большое, до двух метров в диаметре и метра высоты.

ІІІ.страница. Урок русского языка

    1. Вводная беседа: Ломая ветки, срывая цветы для букетов мы наносим раны окружающей природе, которые трудно потом залечивать. Итак,  растения гибнут.

   2. работа учащихся  по карточке (тестовое задание + сигнальные  карточки)

а) Л…ндыш

б) Р…машка

в) …дуванчик

— прочитайте слова,  назовите одним словом то, что прочитали.

— В какое слово нужно  вставить   букву а? (поднимите сигнальную карточку с числом)

—  Данное слово — это название  цветка.

       3. Чтение стихотворение.

    Родился ландыш в майский день,

   И лес его хранит

   Мне кажется его задень-

   Он тихо зазвенит.

   И этот звон услышит луг,

   И птицы и цветы.

   Давай послушаем, а вдруг,

     Услышим — я и ты?

а) Описание цветка учащихся.

   Растет в глубине леса, в тени,  стебелек с белыми колокольчиками, с двумя шариками, бархатными листьями.

б) красная книга (показ растении).

— Вывод: Что же мы должны  сделать чтобы помочь природе?

    (бережно относиться, заботиться, охранять)

     — С целью охраны создаются заказники, заповедники, где природа неприкосновенна!

     В нашей республики есть тоже такие места в  Зерендинском районе, Володарском, Арыкбалыкском.

   Летит под колеса сухая лента автодороги, мелькают по обе стороны  ухоженные поля. То тут, то там по обе стороны от дорожного полотна мелькают кудрявые березовые колки. Но как только промчитесь по пути из Кокчетава через с. Комаровку, сразу ваш автомобиль врезается в густую, изумрудно-зеленую стену сплошного леса, рассекаемого узкой полосой асфальта. Лес как бы обходит райцентр Володарское (Саумалколь) и большим массивом распластывается на север и на восток, занимая немалую территорию на несколько десятков километров. Словно в сказку попадаешь после многокилометрового степного путешествия. На Кокчетавщине есть леса лучше володарских, но любители тишины, уюта и чистого воздуха приезжают именно сюда. Трава в нем невысокая, словно подстриженная, и бродить по такому лесу можно часами, днями без устали. Именно в этом краю тишины и благодати были созданы в 1988 году Густорощинский лесоохотничий и Дубровный зоологический заказники. Уже названия природных уголков говорят сами за себя.

   Если повезет, можно разглядеть белую и серую куропаток, синицу, трясогузку и других птиц. И как важно для нас уметь не нарушать эту лесную гармонию. К сожалению, встречаются еще нередкие случаи, когда любители грибов, отправляясь в лес, начинают разорять гнезда птиц, поджигают муравейники или используют их измельченные ветки вместе с муравьями на растопку костров, а, набрав вдоволь грибов, встречающийся деликатес сбивают ногами, забывая о том, что многие дикие животные также летом питаются грибами.

   А ведь известно, что один муравейник содержит в «чистоте» до одного гектара леса. Ценность муравья в том, что он поедает личинки, отложенные яйца бабочек, вредных для леса насекомых. Уничтожение их сокращает размножение вредителей зеленого друга. Подтверждено многолетней практикой: там, где имеются и размножаются богатые муравейники, там всегда будет стоять, радуя глаз, красивый, зеленый, кудрявый лес. Нужно помнить и то, что дикие животные всегда находятся на «самообеспечении» питанием. Поэтому в местах обитания диких животных не следует вести заготовку сена домашнему скоту, выкашивать и распахивать места миграции лесных обитателей. Пусть же не ступит в места заказников нога тех, кто не умеет ценить и дорожить этой гармонией флоры и фауны.

     Вывод:

— Давайте же  стараться жить так

— чтобы земля вокруг  нас оставалось щедрой и  прекрасной,

чтобы журчали чистые ручьи, пели птицы.

     Урок хочется закончить такими словами, взятыми из  стихотворения:

     Храни, как глаз свою природу,

     Ответь добром ей на добро,

     Чтоб продолженье было рода,

     Чтобы росло земли зерно!

IV. Итог урока: О чем говорили? Что нового узнали? Что создается с целью охраны? Какие заповедники вы знаете?

Добавить комментарий