ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  НА УРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ  ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ  КОМПЕТЕНТНОСТНОГО  ПОДХОДА  «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ  И ПИСЬМО»

 

МУСАЕВА ГУЛЬНАЗИЯ САМАТОВНА

Учительница  русского  языка и литературы

Кызылординская область,Казалинский район, поселок Басыкара

№ 182 средняя школа

 

«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год;

 Я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю»

                                                             Джордж Бернардо Шоу

 

     Одна из задач уроков русского языка и литературы — воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора, воспитание и обучению русскому языку. Перед учителем, формирующего такого ученика, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приемы технологии развития критического мышления.

Критическое мышление — это способ изменить атмосферу в классе и в школе, сделав ее творческой. У школьников повышается интерес к обучению, они активно участвуют в учебном процессе, приобретают уверенность в собственной ценности и достоинстве. Учителя с уважением относятся к мыслительному процессу  учащихся и стремятся сделать уроки более интересными и эффективными. Изменение взаимоотношений учителем и учеником способствует повышению статуса учителя.

Очень часто критическое мышление принимают за «предмет», который должен преподаваться. Или за набор навыков, который можно выработать и применить. Но  следует помнить, что критическое мышление – это результат. Это точка опоры для мышления, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Нет окончательно заданных путей, которые ведут к критическому мышлению. Однако существует набор учебных условий, которые способствуют этому.

Технология РКМЧП была разработана американскими учеными и преподавателями. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами  консорциума «За демократическое образование». С 1996 года технология распространяется совместно институтом «Открытое общество», Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В Казахстане она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Алматы, Астане, Караганде,  Кызылорде и других городах.

Американцы модифицировали идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности ( Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, Дж. Дьюи, Ж.Пиаже, М.Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К.Роджерс, Э.Н.Гусинский, В.В.Сериков, Е. В. Бондаревская ),а также идеи (А.В.Хуторской) эвристического обучения и довели их до уровня технологии. РКМЧП может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, проникающая, «напредметная»  технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

    РКМЧП  направлена  на достижение образовательных  результатов:

-умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

-пользоваться различными способами интегрирования информации;

-задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

-решать проблемы; брать на себя ответственность;

 

-вырабатывать собственное мнение  на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

-выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

-аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

-способность самостоятельно заниматься своим обучением;

-участвовать в совместном принятии решения;

-выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

-умение сотрудничать и работать в группе и др.

В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

1.Фаза вызова

2.Фаза реализации смысла

3.Фаза рефлексии

Первая фаза (вызова) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются  индивидуальные и групповые формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется. Ребенок ставит  перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?»

   Приемы стадии вызова в технологии развития критического мышления — это то доброе начало, которое задает тон урока — поисковой, диалоговый, помогает заитересовать учеников, сформулировать цели работы. Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приема «Верные и неверные утверждения». Мы предлагаем учащимся ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответсвуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение. После знакомства с основной информацией (текст параграф, лекция) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим ребят оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Для экономии времени можно  раздать табличку с предположениями в распечатанном виде, чтобы учащиеся прямо в карточке могли делать соответствующие пометки и имели возможность оставить ее у себя.

   Главными задачами второй фазы (реализация смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации, учится формулировать вопросы , определяет собственную позицию. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок ответит на те вопросы, которые сам поставил пред собой на первой стадии.

   Третья фаза (рефлексия)направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу  и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.

Приемы технологии развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать иформацию.

    1.Учимся воспринимать информацию. Для развития умения воспринимать информацию возможно использование приемов «Знаю – хочу узнать — узнал», «Подвинутая лекция», «Зигзаг». Как правило, у школьников есть трудности восприятия информации и формулирования целей. Приемы «Знаю – хочу узнать — узнал» — это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие – то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения) , после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока «Что я могу узнать?». Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале уроока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

      Прием «Продвинутая лекция» — это активное слушание, партнерские отношения, развитие социальной компетенции. Во время лекции уместнее использовать работу в паре: на стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы(Что я знаю?), затем во время чтения лекции один ученик ищет соответствия и несоответствия  первоначальной информации с материалом лекции, другой кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии – идет обсуждение полученных  результатов сначала в паре, затем – в классе. Использование этого приема позволяет превратить монотонный рассказ учителя в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.

     Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе : члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по – своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой, а в полном объеме. Перед тем как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эфективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

   2. Учимся прогнозировать. Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых этой способностью обладают немногие. Использование приемов «Верные-неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала.Используя прием  «Верные –неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные » утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они  настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. При изучении творчества Александра сергеевича Пушкина в 10 классе, до обьяснения новой темы ученики выявляют свои верные и неверные утверждения опираясь на пройденные материалы, которые проходили на уроках чтения в 5-6-7 классах.

  3.   Пример использования приема-прогнозирование по фотографии. При изучении творчества А.М. Горького, я предложила ученикам поработать с фотографией писателя, сделать предположение об этом человеке по его внешности, а после краткого рассказа о нем соотнести реальное лицо, носившим такую известную фамилию. Составление психологического портрета развивает психологическую зоркость учащихся, погружает во внутренний мир другого человека.

4.Прием «Письмо по кругу» предпологает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы- тетрадь и ручка, каждый записыват несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются  до тех пор , пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину. Например, обобщая тему «Глагол»в 7 классе, ученики поочередно заполняют листочек, записывая все то, что знают о данной теме. Этот прием можно применять еще и в описании времени года. Например, на уроке русского языка в 8 классе я ученикам задала задание, чтобы они написали сочинение на тему «Времена года».

1-команда на тему «Осень».

1- команда на тему «Весна».

3- команда на тему «Зима».

У них получился связной согласованный текст. Этот прием помогает ученикам работать в команде, затем не требует от ученика сложности построить самому построить текст.

5.Прием «Нарисуйте счастье».На уроке русского языка в 5 классе,один из учеников нарисовал счастье в таком виде. «Человек с веселым взглядом, радостный, улыбающийся, на руках он держит солнце пылающее в пламени, в другой руке держит ручку с книгой».Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы.Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

6. Прием «Синквейн»- самая легкая форма стихотворений по алгоритму. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание. После изучения пьесы М . Горького «На дне» ученица 11 класса составила об одном из героев такой синквейн:

Сатин.

Умный, дерзкий.

Играет, спорит, думает.

Не герой  дела, а герой слова.

Правдолюбец.

7. Прием «Мониторинг» — не переходя к объяснению новой темы, можно при помощи этого приема сделать устный опрос по пройденной теме. Этот прием можно применить при опросе домашнего задания.

8.Прием «Путешествие в галерею», ученики записывают мини-эссе на любую тему, затем эти свои эссе вывешивают на доску, если поглядеть со стороны, получается как бы музейная галерея. После чего ученики по очереди выходят к доске, читают вслух  понравившееся ему эссе. Этот прием я всегда использую на своих уроках.

9.Очень интересно проходят на уроках литературы в старших классах дискуссии. Они могут быть свободными , направляемыми, структурными. Так, после изучения рассказа «Старуха Изергиль», анализа образов Ларры и Данко была проведена структурная дискуссия. «Достаточно ли сегодня потриотизма  у казахстанской молодежи?».Дискуссия позволяет рассмотреть обсуждаемую проблему с разных точек зрения.

Среди важных умений, необходимых человеку, живущему в гражданском обществе, — умение выработать собственное мнение, выразить свою позицию ясно и уверено, признавать и учитывать права и обязанности других, толерантно относится к образу жизни окружающих людей.

Цели технологии развития критического мышления, отвечают целям образования на современном этапе, формирует интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

Основные стратегии технологии развития критического мышления направлены на самостоятельное выявление учащимися базового уровня имеющихся знаний, разрыва между этими знаниями и на определение индивидуальной стратегии стирания этого разрыва.Главная цель данной технологии: поиск новых приемов и форм работы, учитывающих потребности , мотивы, способности, интеллект учащихся и включающих процедуры выявления их субъективного опыта.

Добавить комментарий