Конспект музыкального занятия для детей старшей группы на тему: «По следам осени»

Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 63 «Золотая рыбка»
Конспект музыкального занятия
для детей старшей группы
на тему: «По следам осени»
Провела:
Токтхаева Ольга Алексеевна,
музыкальный руководитель
ГБДОУ д/с № 63  «Золотая
рыбка»
г.Байконур,
ноябрь, 2013г
Цель:  Развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, получать удовольствие от процесса игрового занятия.
Программные задачи:

  • Закреплять умение ориентироваться в пространстве, формировать красивую осанку, соблюдать дистанцию.
  • Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (Плие,  приставной шаги вперед и назад с притопом, кружение на носках в одну сторону).
  • Совершенствовать эмоциональный отклик на музыку печального, лирического характера. Выделять выразительные средства – динамику, направление мелодических интонаций.
  • Упражнять детей в чистом интонировании интервалов. Учить петь выразительно, весело, задорно, ритмично.
  • Закреплять у детей умение точно определять и интонировать поступенное движение мелодии сверху вниз и снизу вверх.
  • Разучить новую песню. Соблюдать ритмичность в песне, начинать петь сразу после вступления, правильно брать дыхание и удерживать его до конца музыкальной фразы. Правильно произносить гласные звуки в словах.
  •  Развивать умение  воспринимать веселый, радостный характер песни, петь лёгким звуком в оживлённом темпе.
  • Определять музыкальные жанры: песня, танец, марш
  •  Развивать координацию движений, творческие способности, умение выполнять танцевальные движения.
  • Способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению  поставленной задачи.

План занятия:

  • Ходьба – марш, прямой галоп.
  • Ритмические упражнения (развивать умение исполнения  выученного материала  и  добавление нового элемента – «Боковой галоп»)
  • Дидактическая игра «Эхо» — на развитие ритмослуха -2е занятие, и дидактическая игра  «Громко-тихо» на развитие ритма и динамических оттенков -2 занятие
  • Слушание «Осенняя песня» П.И.Чайковского.  1-е занятие
  • Распевка «Листики летят» (упражнять детей в исполнении легато и стокато), упражнение «Машина» — интонировать поступенное движение мелодии сверху вниз и снизу вверх – повторение.
  • Песня – «День такой хороший» -новая песня — 1е занятие и любая песня по выбору детей с прошедшего осеннего праздника.
  • Игра «Марш, танец, колыбельная» 1-е занятие.

Методы и приемы активизации детей

  • Создание проблемных ситуаций. (Проблемные вопросы: как добраться до леса? В чем различие картин? Как доказать что кубики деревянные? Почему решили, что на дворе осень?
  • Наглядно слуховой метод. (Прослушивание песен в исполнении музыкального руководителя, прослушивание произведения  в исполнении симфонического оркестра –использование ТСО.
  • Наглядно –зрительный. (Рассматривание иллюстрации картины осени, анимационные — живые- картинки,  волшебная ручка, портрет композитора.
  • Словесный метод. (Беседа, вопросы к детям, стихотворная форма)
  • Практический метод в пении и распевке, музыкально — ритмических движениях.

Организация педагогических воздействий

  • Фронтальный подход – обращение ко всей группе во время всех видов музыкальной деятельности.
  • Индивидуально — дифференцированный подход во время дидактических игр, а так же к малоактивным детям для их активизации.

Интеграция с другими образовательными областями

  • Физкультура и здоровье – в ходьбе и музыкально — ритмических движениях и играх.
  • Художественное творчество и чтение художественной литературы – во время прослушивания,
  • Познание – прослушивание,  в дидактических  играх «Эхо», «Громко-тихо», в играх.  
  • Коммуникация – «Эхо», «Соседи», сочинительском творчестве.
  • Безопасность
  • Здоровье

Оборудование

  • Интерактивная доска, презентация — слайды с анимационными картинками и  художественными картинами,  портрет композитора П.И.Чайковского, ТСО, цветные деревянные кубики по количеству детей, корзина, письмо,  желудь из папье-маше, ёлочки, осенние листья. 

Зал оформлен в осеннем стиле. В удобном месте располагается интерактивная доска,  которая управляется как от клавиш компьютера, так и от прикосновения специальной ручки к экрану.       
Дети заходят в музыкальный зал,  здороваются с гостями.
Музыкальный руководитель говорит о том, что с утра обнаружила в зале необычную коробочку (дети определяют, что она металлическая), а в ней волшебная ручка и  вот такое приглашение в лес (нажимает на экран интерактивной доски, на которой появляется картина моста ведущего в осенний лес и шагающий мультипликационный персонаж- житель леса).  
Музыкальный руководитель:
Но как туда добраться? (дети предлагают варианты, а так же виды транспорта, кто-то обязательно вспомнит и про волшебную палочку.  Палочка тянет музыкального руководителя к экрану доски.  На экране появляется лошадка) 
-Вот подсказка! Отправимся в лес на лошадке! Садитесь скорей! Поскакали!  (Дети прямым галопом двигаются по залу и перестраиваются в круг. Музыкальный руководитель предлагает детям познакомиться с еще одним видом движения – боковым галопом. Дети пробуют выполнить упражнение по показу взрослых.)
Музыкальный руководитель:
На полянку прискакали.
           Дружно все в кружочек встали.
           На полянке красота!
           Танцует пчелка, стрекоза.
           Ну, и  мы не отстаём, тоже танцевать начнём.
          Давайте вспомним наше упражнение (музыкальный руководитель проговаривает, дети с воспитателем выполняют):
Конспект музыкального занятия  для детей старшей группы на тему: «По следам осени»

Раз пружинка,
Два пружинка,
Покружились. Остановились.
Шаг притоп, назад притоп.
Покружились, встали.
Боковой галоп по кругу.
(Далее упражнение повторяется под музыкальное сопровождение 2-3 раза без остановки.)
фото 1
Музыкальный руководитель:
Волшебная ручка в руке встрепенулась, вновь к экрану потянулась.
Конспект музыкального занятия  для детей старшей группы на тему: «По следам осени»
(на экране то появляется, то исчезает изображение желудя. Спрашивает у ребят, что бы это значило. Выслушивает ответы и если не догадались, то  подводит ребят к ответу.)
— Ребята, нам надо найти жёлудь. Посмотрите вокруг, может, где то он лежит. О! На пеньке  корзинка стоит, а в корзинке интересно, что лежит?  (Жёлудь) Это ж желудь, который нам Осень на празднике подарила! Давайте присядем на места и  посмотрим что же в нем!
-Да тут кубики цветные интересные такие! (раздаем по 2 кубика и музыкальный руководитель задает вопросы:)                                                                                                     
фото 2
Конспект музыкального занятия  для детей старшей группы на тему: «По следам осени»
-Как вы думаете, из какого материала  сделаны кубики? (дерева)
-Может стеклянные? (ответы детей)
— Почему так считаете? (ответы детей)
-Как проверить? (ответы детей)
-Давайте постучим друг о друга, послушаем, какой звук издают деревянные кубики. (Стучат, слушают.)
Ну, раз деревянные и не сломаются, предлагаю поиграть в эхо.
фото 3
Дидактическая игра «Эхо»
Первый раз игра проходит по показу музыкального руководителя. Он кубиками отстукивает ритм и произносит слова, например:
М.Р.: Раз-два-три!
Дети: Раз-два-три!
М.р.: Пов-то-ри!
Дети: Пов-то-ри!
М.Р.: Раз-два-три-че-ты-ре-пять
Бу-дем в ку-би-ки иг-рать!
Дети: повторяют.
И так далее. Сочиняя каждый раз новые рифмовки и ритм. Затем предлагает детям самостоятельно придумать ритм и простучать, а ребята все повторят. Желающие показывают своё ритмо-творчество.
Музыкальный руководитель:  (Обращает внимание на оформление зала.)
Интересно, в какой мы с вами лес прискакали:  осенний, зимний, летний, весенний?  (Ответы детей) Почему вы так решили?
Дети называют приметы осени? (листья желтеют и падают, дождь льет, холодно становиться, одежда меняется и т.д.)
На доске по очереди появляются картинки с  приметами  осени.
Конспект музыкального занятия  для детей старшей группы на тему: «По следам осени»
Музыкальный руководитель:
Вы всё назвали правильно.  И птицы улетают, и листики желтеют и падают, и холодно становиться, меняется наша одежда вместо сандалий мы надеваем ботинки и сапожки,  вот как раз и они появились!
Давайте прочитаем ритмически картинку с помощью ножек и ладошек. (большие сапоги –громкий топ, маленькие – тихий топ; большие ладони – громкий хлопок,                                    маленькие ладони – тихий хлопок)                                         фото 4

Дидактическая игра «Громко-тихо», «Топ-хлоп», «Ритмическое чтение».
На экране появляются 2 картины поочередно меняющиеся —  пасмурная  и солнечная осень.
Музыкальный руководитель:
Ребята, я кажется, догадываюсь, что нам  хочет предложить на этот раз волшебный экран. Давайте послушаем отрывок из музыкального произведения «Осенняя песня», которую написал композитор  Петр Ильич Чайковский. И определим  характер произведения, а заодно еще решим,  какая же картина подходит к этому произведению – та, на которой изображена солнечная, ранняя осень или же пасмурная, печальная?
Слушание «Осенняя песня» П.И.Чайковский
Дети, прослушав произведение, выбирают картину, подходящую под музыку и объясняют свой выбор.
Музыкальный руководитель:
Как вы думаете, какая сегодня погода – мажорная или минорная?
Я предлагаю вам послушать музыкальные отрывки и  изобразить их  с помощью мимики.  (Играет мажорные и минорные отрывки, дети изображают мимически – мажор – улыбаются, выпрямляют спинки, минор – брови опускаются, глаза грустные, плечи опускаются.)
(На экране появляется анимационная картинка с падающими листьями за окном.)
Музыкальный руководитель:
Смотрите, листики летят – это значит…..Листопад!
А у нас распевка такая есть. Давайте распоёмся.
Распевка «Листики летят, это листопад»
(Распеваются легато, стаккато, начало поют  мальчики, продолжают  девочки и наоборот)
Распевка «Машина»  
(движение мелодии с верху вниз на звук изображения губами мотора.)
Музыкальный руководитель  предлагает ребятам  прослушать новую песню, которую помогает ему петь воспитатель по типу «Эхо».
Песня: «Радостная песенка»
Музыка Л. Аксёновой, слова С. Королёвой
Предлагает ребятам выучить припев, и после разучивают 1 куплет.
Музыкальный руководитель:
Хочу у вас спросить: «Какая песня вам понравилась больше всего с осеннего праздника?»  
Дети вспоминают песни, которые пели на осеннем празднике и поют на выбор одну из песен рассыпавшись горошком.
Музыкальный руководитель:
Ручка вновь меня тянет к экрану. Какой сюрприз нам еще приготовили?!
(На экране 3 анимационные картинки – марширующий кот,  ребенок спящий в люльке  и  дети танцующие.)
Нам предлагают поиграть свою внимательность показать.
Конспект музыкального занятия  для детей старшей группы на тему: «По следам осени»

Игра  «Марш, колыбельная, танец»
Если марш играет – дружно все шагают,
Если полечку начну – детки пляску заведут,
Колыбельную услышат – все тихо сидят не дышат.
Музыкальный руководитель:
Предлагаю передохнуть на полянке и сочинить свои марши и колыбельные.
фото 5
Дети рассаживаются на ковре и желающие по очереди  встают и пропевают придуманную  мелодию марша или колыбельной.
Песенное творчество
Музыкальный руководитель, сидя с ребятами на ковре хвалит их, подводит итоги занятия, выясняет, что понравилось больше всего, где были затруднения.
Конспект музыкального занятия  для детей старшей группы на тему: «По следам осени»Музыкальный руководитель:
Ну, пора нам возвращаться в  сад, в группу. Билеты получайте за вагонами вставайте (Встают за воспитателем и музыкальным  руководителем).  Под мелодию «Белогривые лошадки» змейкой уезжают в группу.

Добавить комментарий