Лингвистический турнир урок русского языка в 5 классе

Лингвистический турнир урок русского языка в 5 классе   Кенсминавичус Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы.

ГУ «Новокубанская СШ», Шортандинского района, Акмолинской области
Лингвистический турнир урок русского языка в 5 классе

Цель: повторить и обобщить знания о русском языке, полученные в начальной школе; привить любовь и уважение к языку.

Лингвистический турнир

Турнир проводится между командами. Состав команды 8-10 человек. Команды имеют группу поддержки, сидят друг против друга.

Ход урока. Слово учителя:

Здравствуйте, сегодня мы проводим лингвистический турнир среда учащихся 5-го класса. Вы знаете, что лингвистика- это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы ещё раз убедимся в том, как велик и богат русский язык. Русский язык в Республике Казахстан является языком общения. 22 сентября объявлен Днём Языков Республики Казахстан. Этой дате мы и посвящаем наш урок, убедимся ещё раз в том, что необходимо изучать этот язык. Сегодня мы повторим и обобщим те знания, которые вы приобрели в начальном звене, вспомним основные правила русской орфографии. Наш урок пройдет в виде игры.

Любая игра начинается с разминки. Сейчас вы должны доказать, какая вы дружная команда, поэтому конкурс первый будет называться «Дружная семейка».

I.Конкурс «Дружная семейка».

Учитель: Перечислите все части речи, которые вы знаете (дети отвечают).

Учитель: А теперь на каждую букву написанных по вершинам слов ( «трудо-любие и литература») подберите дружную семейку. Кто быстрее подберёт тот и выиграл, (дети по очереди подбегая к доске, пишут новое слово на заданную букву и указывают части речи).

Т       Л

Р       И

У       Т

Д       Е

О       Р

Л       А

Ю     Т

Б       У

И       Р

Е       А

Учитель: Это задание определило, какая команда является дружной семейкой. Следующий конкурс называется «Намёки»

II.Конкурс «Намёки»,

Учитель предлагает играющим первую букву загаданного слова и какой-либо намёк, но не другое слово, которое каким-либо способом связано с загаданным. Каждой команде по очереди называется буква. Если команда не отгадала, ход переходит к другой. Учитель отвечает только в том случае, если обе команды ответа не знают.     

Буква «к», намёк «сумка» (кенгуру)

Буква «б», намёк «нос» (Бурапшно)

Буква «м», намёк «лягушонок» (Маугли)

Буква «у», намёк «холодный, горячий» (утюг)

Буква «м», намёк «очки» (мартышка)

Буква «к», намёк «ура!» (каникулы)

Буква «к», намёк «крыша» (Карлсон)

Буква «к», намёк «самолет» (ковер)

Жюри подсчитывает итоги 2-х конкурсов.

III. Конкурс «Собери текст»

Учитель: Для участия в следующем конкурсе нужно 3 человека. Представители команд должны собрать текст из отдельных предложений, затем зачитать вариант.

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей». Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю: Если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься». Голова сказала: « Разойдемся!». И хвост оторвался от головы и пополз вперед. Но только он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

У одного отца было два сына. Он сказал: «Умру, разделите все пополам». Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?». Они сказали: «Он велел делить все пополам». Сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину». Братья послушали соседа, и у них нечего не осталось.

В то время когда собирается текст, остальные члены команды играют в игру «Найди лишнее».

IV,Конкурс «Найди лишнее»

Условия игры: каждой команде называется по 5 наборов слов, угадайте и объясните, что лишнее. Первой команде:

1.      Существительное,        прилагательное, глагол, союз.

2.      Дождь, снег, град, луна.

3.Земля, серая, желтая, зеленая.

4.      Увидеть,    покрасить, краски, добежать,

5.      Белый,       белизна, белеет, белка. Второй команде:

1.      Тетрадь, книга, дневник, самолет.

2.      Пароход,   теплоход, землетрясение, экипаж.

3.      Касса, маска, тонна, килограмм.

4.      Ночь,         дочь, печь, рожь.

5.      Вкусный,   интересный, искусный, грустный.

Учитель: Проверяем, текст. И готовимся к следующему заданию. Оно будет называться так: С. Маршак говорил: «Человек нашел слово для всего, что обнаружено им во Вселенной». Нам тоже надо найти слова, которые здесь спрятаны.

V,У каждого ребенка карточки с «маленьким» словом, участники находят себе пару, чтобы получилось слово и объясняют его.

(След-опыт, газ-ель, фа-соль, град-ус, штука-тур, банк-¬рот, буй-вол, бал-кон.)

Учитель: Подсчитывает очки. Объявляется следующий конкурс.

VI.Конкурс «Умеем ли мы слушать друг друга».

К доске вызывается 6 человек от команды, которым необходимо составить небольшой рассказ. Каждый должен произнести одну фразу. Первый называет предложение, второй повторяет первое предложение и добавляет свое, третий — два первых плюс своё и т.д. Побеждает та команда, которая не сделает ни одной ошибки и придумает красивый текст.

VII.Конкурс «Венок сравнений».

Каждой команде задается слово, игроки по очереди сравнивают этот предмет с чем-либо. Кто не смог привести сравнения — выходит из игры. Побеждает та команда, у которой будет меньше проигранных участников.

Слово для первой команды — РЕКА.

Слово для второй команды — ДОЖДЬ.

VIII.Конкурс «Дальше, дальше или Гонки за лидером».

За две минуты нужно ответить на 10 вопросов, не зная ответа, говорим «дальше…».

Вопросы для первой команды:

2.      Сколько звуков в слове ель?

3.      Синоним    к слову отважный.

4.      Кто   спас Муху Цокотуху?

5.      В       каком городе родился Пушкин.

6.      Слово        с удвоенной согласной –мм-.

6.Объясните выражение «попасть в небо пальцем».

7.Словарь, где можно узнать о происхождении слов.

8.Часть слова, стоящая перед корнем.

9.Слово с приставкой — пре-.

10.    Есть ли удвоенная согласная в слове «искусный».

Вопросы для второй команды:

1. Сколко звуков в слове лью?

2. Антоним к слову «временный».

3.От кого Айболиту пришла телеграмма?

4.      «Подруга дней моих суровых» о ком?

5.Слово с удвоенной согласной -ни-,

6.Объясните значение выражения «хоть кровь из носу».

7.Словарь, в котором можно узнать о правильности слов.

8.Часть слова без окончания.

9.Есть        ли непроизносимая согласная в слове «участвовать».

10.Слово   с приставкой -при-.

IX конкурс: представитель  каждой команды читает наизусть стихотворение или прозу.

 

Жюри подводит итоги Лингвистического турнира. Награждение грамот и памятных подарков

Добавить комментарий