Гуманизм в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Северо-Казахстанская область
Айыртауский район
Имантауская средняя школа
Учитель русского языка и литературы :
Юмакулова Наиля Фридовна
Урок литературы 8 класс:
Гуманизм в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
              Тема: Гуманизм в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
Цели урока:
1.             Рассмотреть основные аспекты литературоведческого анализа повести «Шинель» (сюжет, композицию, основные образы, художественные приемы).
2.        Понять главную идею повести и её значение в творчестве Гоголя и во всей русской литературе.
3.        Способствовать развитию логического мышления, творческих способностей и коммуникационной культуры учащихся.

Задачи:
1.             углубить и развить представление учащихся о “маленьком человеке” в повести Н.В. Гоголя. В занимательной форме отработать навыки анализа прозаического текста;
2.             развивать умения производить классификацию фактов, делать обобщенные выводы, сжато излагать прочитанный текст, устанавливать связи и отношения между явлениями действительности и содержания повести;
3.             воспитывать доброту, заботливое отношение к людям. Формировать неприятие антигуманных поступков.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация по теме урока

Предварительная подготовка:
Класс делится на 4 группы.
Для каждой группы формулируется тема сообщения и проблема.

«Историки»
Тема сообщения: Характер внутренней политики России в 1825-1830 годы
Проблема: Низкий уровень культуры данного исторического периода

«Библиографы»:
Тема сообщения: История создания и замысел повести
Проблема: Переход от смешного к трагичному

«Литературоведы»:
Тема сообщения: Сюжет и композиция повести
Проблема: Роль шинели в жизни главного героя

«Психологи»:
Тема сообщения: Главный герой – «маленький человек»
Проблема: Психологические истоки человеческой трагедии

 

Задания каждой группе:

1.Подготовить сообщение по данной теме, раскрывающее предложенную проблему;
2. Создать мини-презентацию по своей теме (3 слайда);
3. Сформулировать 2 вопроса по теме сообщения.

Структура урока:
1. Орг.момент
2.Вступительное слово учителя
3. Выступления творческих групп

а) «Историки»
б) «Библиографы»
в) «Литературоведы»
г) «Психологи»
4.             Обобщение. Значение повести Н.В.Гоголя «Шинель» в русской литературе.
5.             Итог урока:
Выставление оценок.
Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
1. Орг.момент

2.             Вступительное слово учителя
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим повесть Н.В.Гоголя «Шинель» с точки зрения значимости этого произведения для развития русской литературы.
Повесть Гоголя «Шинель» принадлежит к циклу произведений под названием «Петербургские повести». Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему «маленького человека», поднятую Пушкиным в «Станционном смотрителе», Гоголь описывает трагическую судьбу бедных, забитых людей. Вместе с тем в их жизни он находит много поэтического. Повести петербургского цикла пронизаны гуманизмом, живым сочувствием писателя к маленьким обиженным людям. Судьба каждого из них — это или смешная, хотя и невеселая, комедия, или тяжелая драма. Смех и горькие слезы так слиты в повестях, что у читателя создается волнующее впечатление трагизма жизни «маленького человека», задавленного бюрократическим строем крепостнического государства.

3.             Выступления творческих групп
Учитель: Для того, чтобы глубже понять замысел великого писателя, предлагаю вам познакомиться с характеристикой внутренней политики той эпохи.

а) «Историки»
Тема выступления: Характер внутренней политики России в 1825-1830 годы
—После подавления восстания 14 декабря 1825 г. Николай I говорил: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в Россию, пока во мне сохранится дыхание жизни».
—Верный этой позиции, Николай I жестоко расправлялся с революционным движением. Хотя при Николае I были устранены или частично устранились сами от деятельности Аракчеев, Магницкий, Рунич, мракобес Фотий и некоторые другие лица, являвшиеся проводниками реакционной политики при Александре I, тем не менее это не изменило положения. На смену им Николай I подбирал себе сподвижников — не меньших реакционеров, принадлежавших за редким исключением к числу посредственностей, ничтожных людей, которые всеми мерами стремились к удушению общественной и революционной мысли.
—Среди таких реакционеров первое место занял Бенкендорф. Бенкендорф происходил из прибалтийских немцев. Во время царствования Александра I он командовал драгунской дивизией. Еще тогда он проявил себя жандармом «по призванию». Он написал Александру I специальную докладную записку о декабристах, на которую Александр I в свое время не обратил особого внимания, но которую сразу заметил и выделил Николай I. Николай I оценил Бенкендорфа «по заслугам» и назначил его в 1826 г. начальником III отделения «собственной его величества канцелярии», которое стало центром политического сыска в стране.
—Для подавления массового движения в распоряжение III отделения был придан корпус жандармов, шефом которого стал Бенкендорф. На этих должностях начальника III отделения и шефа корпуса жандармов Бенкендорф оставался до своей смерти, опутав щупальцами тайной полиции всю страну. Современники характеризовали Бенкендорфа как человека жестокого, необразованного.
—Возглавлямое им III отделение имело своей целью борьбу с революционным движением в стране. На его обязанности лежало следить «за настроением умов», раскрывать тайные революционные организации, следить за антиправительственными действиями. III отделение получило исключительные права и полномочия. Оно действовало бесконтрольно, подчиняясь только самому царю. Созданием III отделения Николай I стремился подавить в зародыше всякое революционное движение. III отделение осуществляло также контроль и над печатью, хотя цензурой во время Николая I формально ведало министерство просвещения. В 1826 г. был издан новый цензурный устав. В нем содержалось 230 статей.
—Этот устав вводил так много ограничений, что его прозвали «чугунным». В 1828 г. был принят новый, несколько смягченный устав, но и это не изменяло положения с цензурой, которая целиком была поставлена на службу охраны незыблемости крепостного строя и самодержавия. Цензоры свирепствовали, особенно после революционных событий в Европе, происшедших в 1830 и 1848 гг.
—Под давлением цензуры были закрыты в 30-х годах «Литературная газета», журнал «Европеец» (1832), «Московский телеграф» (1834), «Телескоп» (1836) и другие издания.
—Не менее реакционная политика проводилась Николаем I и в области просвещения. —В 1827 г. был принят закон, по которому крепостным крестьянам запрещалось поступать в средние и высшие учебные заведения — гимназии и университеты. Это распоряжение мотивировалось тем, что лица не свободного состояния, во-первых, заражают своим настроением остальных учащихся и, во-вторых, тем, что даже у примерных из них, вскоре по окончании учебного заведения, в связи с полученным образованием, появляется недовольство своей судьбой и растут революционные и оппозиционные настроения. Очень ясно эти реакционные взгляды на просвещение сформулировал сам Николай I, который поручил Бенкендорфу передать А. С. Пушкину, составившему записку «О народном воспитании», следующее: —«Принятое вами (т. е. А. С. Пушкиным) правило, будто бы просвещение и гений служат исключительным основанием совершенству, есть правило, опасное для общего спокойствия, завлекшее вас самих на край пропасти и повергшее в оную толикое число молодых людей».
—В 1828 г. была введена сословная система образования: одни школы учреждались для дворян, другие — для купцов и третьи — для людей низшего состояния. Число последних школ было крайне незначительным, так как Николай I и его сподвижники больше всего опасались, что просвещение будет способствовать росту революционных настроений в низших классах.
Вопросы:
1.      Какое значение для литературы того времени имел цензурный устав?
2.      Из-за чего Николай I боялся распространения просвещения среди людей низшего сословия?
(ответы учащихся)
Вопрос учителя: Можно ли назвать «Шинель» своеобразным «зеркалом» исторических преобразований? Почему?
(ответы учащихся)

Учитель: Как мы видим,главный герой повести – типичный мелкий чиновник, черты которого типичны и узнаваемы для современников писателя.
А теперь обратимся к тому, что же подтолкнуло Н.В.Гоголя к созданию повести.

б) «Библиографы»
Тема выступления: История создания и замысел повести
П.В.Анненков, мемуарист, вспоминает, что первоначальный замысел повести возник у писателя в 1836 году, еще до отъезда за границу:
"…Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200 (ассигнациями). В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное свое ружьё перед собою на нос, он находился по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как взглянув на нос, не увидел своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и больше не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии, возвращен он был к жизни, но о страшном событии он уже не мог никогда вспоминать без смертельной бледности на лице ‹…› Все смеялись анекдоту, имеющему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который слушал его задумчиво и опустив голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести "Шинель", и она заронилась в душу его в тот же самый вечер".
Работа над "Шинелью" была начата в 1839 году за границей и вчерне закончена весной 1841 года. Первоначально повесть называлась "Повесть о чиновнике, крадущем шинель".
Своей повестью Гоголь прежде всего отмежевался от характерной для реакционных писателей 30-х годов разработки сюжета о бедном чиновнике, являвшемся у них мишенью для насмешек и пошлого зубоскальства. Полемический адрес был указан Гоголем совершенно ясно: Башмачкин "был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрудились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться".
Образ Башмачкина имеет несомненную связь с такой анекдотической литературой. Вот один из них. "Поседевший за перепискою чиновник сделался наконец совершенною машиною. Шутник секретарь, желая испытать его, велел ему три раза переписать одну и ту же бумагу, в которой он сам, с приписанием имени, отчества и фамилии приговаривался к смертной казни. Переписав бумагу в третий раз, чиновник сказал сухо: "Тут, кажется, идет речь о чьей-то голове".
Бросается в глаза сходство героя Гоголя с героями анекдота — чиновниками, "поседевшими за перепискою", сделавшимися "совершенной машиною", осмеиваемых в своей кругу.
И правда, сердцевина существования Акакия Акакиевича — переписывание. Башмачкин в жизни только переписывает, не заявляя о себе никаким самостоятельным делом и намерением. У него и слов нет, чтобы заявить о себе: персонаж высказывается обычно предлогами и частицами, не имеющими решительно никакого значения. Даже само имя Акакия Акакиевича может быть воспринято как… результат переписывания. Взяли имя отца: Акакий — переписали и получилось: Акакий Акакиевич.
Вопросы:
1. Почему писатель выбрал такую тему повести?
2. Какие черты чиновников высмеивает Н.В.Гоголь?
(ответы учащихся)
Вопрос учителя: Найдите черты сходства и различия между канцелярским анекдотом и сюжетом повести.
(ответы учащихся)
 Учитель: Таким образом, сюжет анекдота, который лег в основу повести Гоголя, вышел на совершенно иной, философский и художественный, уровень. Гоголь изменял и перерабатывал реальный материал таким образом, чтобы на первый план выступила гуманная идея. Он взял героя, занимавшего одно из самых последних мест в иерархической системе царской России, тишайшее и безобиднейшее существо, никогда не причинявшее никому никакого зла, покорно сносившее всяческие лишения и насмешки, не обнаруживавшее никогда никаких притязаний, разве что притязание на самое необходимое – на шинель, и то лишь тогда, когда без нее уже никак нельзя было обойтись. И вот этого-то человека жизнь беспощадно наказывает и уничтожает…
Рассмотрим сюжет повести и ее композицию.
в) «Литературоведы»
Тема сообщения: Сюжет и композиция повести
Экспозиция занимает довольно большую часть повести. Она предназначена чтобы подробнее познакомить читателя с историей героя и его характера. Подробное жизнеописание Башмачкина призвана вызвать сочувствие читателя и подчеркнуть его роковую трагедию.
Завязкой становится бытовой случай в жизни героя повести: необходимость замены старой шинели на новую. Но это становится целым событием в жизни героя.”Герой даже думал, думал и решил, что ему нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя, по крайне мере, в продолжение одного года: уменьшить употребление чая по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, ступать как можно легче и осторожнее по камням и плитам, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок…”Такой ценой достаётся ему новая шинель…

Добавить комментарий