Общеразвивающие упражнение — важная составная часть урока физической культуры

Учитель физической культуры СШ№13 города Жезказгана
Ракобольская  Татьяна Владимировна
Введение

Есть много различных способов быть в тонусе. Один из таких волшебных методов – это общеразвивающие упражнения. Они дают возможность улучшить силу, общее самочувствие, выносливость человека. Регулярные и методичные упражнения позволяют укрепить мускулатуру, улучшить тонус организма. Общеразвивающие упражнения направлены на развитие координационных способностей, гибкости и подвижности суставов, укреплению отдельных мышц или их групп. ОРУ – важная составная часть школьных занятий по физической культуре. В подготовительной части урока ОРУ применяются для разогревания мышц и подготовки организма школьника к предстоящей работе. В основной части урока при повторном или интервальном методах, когда нагрузка выполняется сериями, — ОРУ служат средством активного отдыха. В заключительной части урока – способствуют лучшему восстановлению после работы и локально применяются для укрепления и развития отдельных мышц. ОРУ по своей структуре просты и доступны для всех учащихся. Обучать этим упражнениям просто. Достаточно повторить то или другое несколько раз. Особенность ОРУ – оказывать избмрательное воздействие на различные группы мышц и осуществлять гармоничное развитие двигательного аппарата. Регулировать физическую нагрузку сравнительно легко, так как она зависит от подбора упражнений и их количества на одном занятии. Используя на уроках разнообразные организационно-методические приемы с целью стимулирования интереса учащихся, учитель сделает урок более живым, интересным, привлекательным, а выполнение ОРУ из муштры и малоэффективного «махания» руками превратится в увлекательную экскурсию в бесконечно удивительный мир движений и радости. Надеемся, что это пособие окажется хорошим помощником в достижении этих целей.

І. Общеразвивающие упражнения

В школьном возра¬сте общеразвивающие упражнения имеют большое значение для разностороннего физического развития детей, укрепления опорно- двигательного аппарата, совершенствования сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Выполняя простейшие упражне¬ния для рук, ног и туловища, школьники учатся управлять свои¬ми движениями, получают представления об их параметрах: ам¬плитуде, ритме и темпе. Под воздействием этих упражнений у школьников воспитываются такие качества, как быстрота, лов¬кость, развиваются координационные способности, что содействует созданию благоприятных предпосылок для овладения более сложными двигательными действиями. С помощью общеразвивающих упражнений, направленных на развитие мышц спины, шеи, плечевого пояса и брюшного пресса, у детей формируется правильная осанка, устанавливается оптимальная частота и тех¬ника дыхания. В практике физического воспитания школьников общеразвивающие упражнения выполняются в виде отдельных упражнений или их комплексов. При выборе упражнений учите¬лью необходимо руководствоваться следующими методическими правилами: — содержание упражнений, их функциональная направленность должны соответствовать решению поставленных конкретных задач. Например, задачи утренней гимнастики и физкультминутки различны, значит, и включаемые в них упражнения должны быть разными по структуре и характеру; — упражнения должны быть доступными школьникам, т.е. хо¬рошо технически освоенными и соответствовать функциональным возможностям детей. Составляя комплексы общеразвивающих упражнений для школьников, необходимо учитывать направленность их влияния на органы и структуры организма детей, соблюдая при этом определенную последовательность воздействия: — упражнения, направленные на формирование правильной осанки; этими упражнениями начинается и заканчивается комплекс; — упражнения, активизирующие деятельность основных жизнен¬но важных систем и функций организма (например, ходьба, бег); — упражнения на развитие крупных (по возможности) мышц плечевого пояса, туловища и ног; — упражнения на развитие координации движений и гибкости (например, махи правой и левой, наклоны, приседания, прыжки); дыхательные упражнения. Во время выполнения физических упражнений необходимо следить за дыханием школьников, правильным сочетанием дыхательных циклов с характером двигательных действий (например, вдох делается при разгибании туловища, при сгибании — выдох). Составляя комплексы упражнений, необходимо обеспечить плавное повышение нагрузки от первого до последнего упражне¬ния. Средняя величина ЧСС при этом не должна быть ниже 130-150 уд/мин. Комплексы общеразвивающих упражнений нужно постоянно обновлять. Их содержание должно обеспечивать решение конкретных задач. Разучивание новых общеразвивающих упражнений проводят в основной части урока. В перечень упражнений, кото¬рым целесообразно обучить школьников и с помощью которых можно видоизменить комплексы общеразвивающих упражнений, можно предложить следующие. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса: поднимание прямых рук вперед, назад, вверх, в стороны одновременно, по¬очередно, последовательно; сгибание и разгибание рук в упоре стоя; круговые движения руками вперед, назад поочередно, од¬новременно, разнонаправленно (левая вперед, правая назад) в различном темпе; подтягивание с последующим расслаблением мышц. Упражнения для мышц туловища и шеи: из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа и т.д.) наклоны, повороты и кру¬говые движения головой в различном темпе; из разных исходных положений наклоны, повороты и круговые движения туловищем; из положения лежа на животе прогибания, руки вверх, в сторо¬ны, за голову (выполнять на каждый счет, замедленно — на 2-4 счета, фиксировать положение прогиба до 10 с); поднимание прямых и согнутых ног лежа, сидя, сидя в упоре сзади (под различным углом, в быстром и медленном темпе); круговые дви¬жения ногами в положении сидя и лежа; сгибание и выпрямле¬ние туловища в упоре лежа, в упоре стоя на коленях, в упоре лежа сзади; из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа) упражнения на расслабление мышц туловища и шеи. Упражнения для мышц ног: ходьба на носках, пятках, внеш¬нем своде стопы, с высоким подниманием бедра, в полуприседе и приседе; сгибание и разгибание в голеностопных суставах, кру¬говые движения стопой, приседания на двух ногах (медленные, пружинистые); выпады вперед (правой, левой), в стороны; прыж¬ки на одной, двух с продвижением (вперед, назад, в сторону) и полуприседе, в приседе; махи ногами (последовательно, пооче¬редно в быстром темпе); из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа) поднимание ноги с последующим расслаблением мышц. Комбинированные упражнения для мышц всего тела: движе¬ния рук с одновременным наклоном туловища, выпадами, при¬седаниями (в различном темпе и с различной амплитудой); из упора лежа передвижение вперед, назад с одноименными и pазноименными движениями руками и ногами; лежа макси-мальное напряжение мышц тела с последующим их расслабле¬нием. Обучение общеразвивающим упражнениям осуществляют фронтальным методом в основной части урока. При ознакомле¬нии с упражнениями используют методы показа и рассказа. При показe упражнений учитель встает к занимающимся лицом, называет упражнение и демонстрирует его в зеркальном изображении. Параллельно показу он объясняет наиболее сложные элементы, темп выполнения, правильность дыхания. После показа и объяснения упражнения подается команда «Исходное положение — принять!». Учитель должен указать, каким способом коман¬ды выполняется, например «Исходное положение прыжком — принять!». Далее следует команда «За мной упражнение начи-най!», и учитель вместе с занимающимися выполняет упражнение не-сколько раз, после чего останавливается и корректирует выпол¬нение упражнения учениками. В ходе обучения необходимо добиваться запоминания учени¬ками специальных терминов, которые часто применяются при описании тех или иных упражнений. Наиболее распространен¬ными и часто используемыми в практике терминами обозначают разнообразные стойки, приседы, выпады, наклоны, упоры, седы, положения рук, ног, туловища, а также различные движения ими. Положения рук и движения ими во многом опреде¬ляют направленность и эффективность общеразвивающих упраж¬нений. В связи с этим учитель должен постоянно контролировать правильность выполнения упражнений, соблюдение учениками их пространственных и временных параметров. Возможные положе¬ния рук и движения ими необходимо указывать по отношению к туловищу занимающегося, какое бы положение он ни занимал в пространстве (стоя, сидя, лежа и т.д.). Различают основные и промежуточные положения рук. К первым относят руки вперед (прямые руки подняты на высоту плеч параллельно друг другу, ладони внутрь, пальцы сомкнуты), руки в стороны (руки пря¬мые, подняты на высоту плеч, ладони книзу), руки назад (руки прямые, отведены назад до отказа, ладони внутрь), руки вверх (руки прямые, подняты вверх, параллельны друг другу, ладони внутрь). К промежуточным относят расположение рук под углом 45° к основным положениям (например, руки вверх-наружу, руки вперед-внутрь и т.д.). При выполнении движений руками выде¬ляют круговые движения, когда рука перемещается по окружно¬сти на 360°, и движения по дуге — менее 360°. Положения ног и движения ими могут быть самыми разнооб¬разными. Для практики физического воспитания наиболее значимыми являются положения, затрудняющие устойчивость тела. Например, основная стойка на носках, удержание правой (левой) под определенным углом в сторону, вперед или назад. Использование этих упражнений позволяет развивать чувство равновесия, вестибулярную устойчивость.

ІІ. Основные положения в ОРУ

Стойки: основная стойка — положение, соответствую¬щее строевой стойке, отличается от нее тем, что по¬ложения рук могут быть различными; широкая стойка (ноги широко в стороны); узкая стойка (ноги расставлены на ши¬рину ступни); стойка скрестно (одна нога находится перед дру¬гой скрестно и касается колена опорной ноги, ступни параллель¬ны на расстоянии 10-15 см одна от другой); сомкнутая стойка (ступни сомкнуты); стойка на правом колене (левая согнута в колене с опорой на всю стопу, голень левой и бедро правой перпендикулярны полу); стойка на коленях (туловище перпендикулярно полу). Приседы — перемещение центра тяжести тела в вер¬тикальной плоскости из основной стойки за счет сгибания ног. Выделяют присед прогнувшись (бедра, туловище и голова на одной прямой линии), присед согнувшись (колени вместе, спина круглая, голова опущена, руки вперед), полуприсед (приседание наполовину амплитуды), присед пружиня (приседание, выполняе¬мое с добавочными пружинящими незначительными сгибаниями. Выпады — выставление ноги в любом направлении с одновременным ее сгибанием. Выделяют выпад правой (вы¬ставление ноги вперед с одновременным ее сгибанием, колено на¬ходится на уровне носка, ступня сзадистоящей ноги развернута наружу), выпад вправо (выставление ноги в правую сторону), выпад назад (выставление ноги назад), глубокий выпад (выпад с максимальным разведением ног). К разновидностям выпадов можно отнести выпад наклонно (туловище наклонено вперед, вправо или влево и составляет прямую линию с прямой ногой), выпад с наклоном (вперед, влево, вправо с одновременным на¬клоном вперед). Наклоны — сгибание тела в тазобедренных суставах в любых направлениях (вперед, назад, в стороны). Основные раз¬новидности наклонов: наклон прогнувшись (туловище прогнуто, голова наклонена назад), наклон с захватом (руки захватывают голеностопные суставы и подтягивают туловище к ногам). Упоры — фиксированные позы (положения) с опорой на руки, где опора располагается ниже центра тяжести тела. Среди разновидностей упоров выделяют упор присев (присед, колени вместе, руки опираются впереди носков снаружи), упор согнувшись (наклон с максимальной амплитудой, ладони каса-ются опоры), упор лежа сзади (спина обращена к опоре, руки прямые, перпендикулярны опоре), упор лежа (положение, при котором угол между телом и плоскостью опоры меньше 45°, руки перпендикулярны плоскости опоры), упор стоя на коленях (тело опирается руками и коленями, носки вытянуты). Седы — положение сидя, ноги прямые. Основные раз¬новидности седов: сед ноги врозь (туловище прямое, руки опи¬раются сзади, ноги разведены, носки вытянуты), сед углом (ноги подняты над поверхностью и удерживаются под заданным уг¬лом), сед на пятках (ноги соединены и согнуты в коленях, спина прямая, руки на пояс), сед с наклоном (из седа на пятках накло¬ниться вперед и не отрывая бедер от пяток коснуться ладонями опорной поверхности). Комплексы ОРУ Традиционные комплексы ОРУ Комплекс упражнений для учащихся младшего звена 1. Ходьба на месте с постепенным переходом на бег и снова медленная ходьба 20-30 сек. 2. И.п. — основная стойка. 1. Правую ногу в сторону на носок, руки к плечам. 2-3. Поднимаясь на носки, руки вверх. 4. Приставить правую ногу, руки к плечам. То же с другой ноги. 3.И.п. — основная стойка. 1.Отставляя левую ногу назад на носок, принять упор присев на правой. 2.Приставляя левую к правой, и.п. 3-4. То же , что насчет 1-2, отставляя назад правую ногу. 4.И.п. – ноги врозь. 1-2.Наклониться вперед, коснуться пальцами земли у носков ног, ноги прямые. 3-4. И.п. 5.И.п. – ноги врозь, руки в стороны. 1.Наклониться вперед с поворотом туловища налево, достать правой рукой пятку левой ноги. 2. И.п. 3-4. ТО же, что и на счет 1-2, только в другую сторону. 6. И.п.- ноги врозь, левая рука вверх, правая вниз, пальцы сжаты в кулак. 1-4. Менять положение рук на каждый счет. 7. И.п. – ноги врозь, руки согнуты, пальцы сжаты в кулак. 1. Резко разогнуть левую руку вперед поворотом туловища направо, Имитируя удар боксера. 2. Сменить положение рук. 3-4. То же, что на счет 1-2. 8. И.п – ноги врозь, руки в стороны. 1.Поднять левую ногу вперед и сделать под ней хлопок в ладони. 2.Опустить ногу, руки в стороны. 3-4. Повторить движение другой ногой. 9.И.п.- основная стойка, руки на пояс. 1.Прыжок на месте. 2.Прыжок на месте. 3. Прыжок на месте с поворотом налево на 90º. 4. Прыжок на месте с поворотом направо на 90º. Комплекс упражнений для учащихся среднего звена 1. Ходьба на месте с хлопками в ладони с переходом на бег 30 сек. 2. И.п. — основная стойка, руки перед грудью. 1.Руки в стороны, правую ногу поднять назад, прогнуться. 2.Приставляя правую ногу к левой и поднимаясь на носки, руки вверх. 3.Руки в стороны, опуститься на всю ступню правой ноги, левую ногу поднять назад, прогнуться. 4.Приставить левую ногу к правой, руки перед грудью. 3. И.п. — ноги шире плеч, руки перед грудью. 1-2. Сгибая левую ногу и поворачивая туловище налево, наклониться вперед, локтем левой руки стараться коснуться носка левой ноги. 3-4. И.п. 4. И.п. — основная стойка 1.Выпад левой в сторону с хлопком в ладони над головой. 2.И.п. 3-4. То же, что и на счет 1-2., в каждую сторону. 5. И.п. — основная стойка, руки в стороны. 1.Круг руками кверху. 2.С поворотом ладоней вверх сжать пальцы в кулак. 3.Руки к плечам. 4.Средними дугами внутрь руки в стороны. 6. И.п. — основная стойкз. 1.Наклониться впередд с прямой спиной, руки вверх. 2.Руки на голову. 3.Руки к плечам. 4.И.п. 7. И.п.- ноги врозь, руки в стороны. 1.Наклониться влево, левую руку за спину, правую руку вверх, правую ногу согнуть в колене, смотреть на правую руку. 2.Разгибая правую и сгибая левую ногу с поворотом туловища направо, наклонитьея вперед, двумя руками достать носок правой ноги. 3.Выпрямиться и, выпрямляя левую ногу, наклониться назад, руки в стороны. 4.И п. 8. И.п. — основная стойка, руки на пояс. 1. Мах левой ногой вперед. 2.Выпад левой вперед, руки в стороны. 3. Приставляя правую ногу к левой, присесть, руки на пояс. 4. И.п. 9. И.п. – основная стойка. 1-4. Движения шага польки, поворачиваясь вокруг на месте. 10. Ходьба на месте с различными движениями рук 10-15 сек. Комплекс упражнений для учащихся старшего звена 1. Ходьба на месте с постепенным переходом на бег и снова медленная ходьба 20-30 сек. 2. И.п. — основная стойка, руки скрестно внизу. 1.Отставить левую ногу влево, поднять руки в стороны вверх. 2. И.п. 3-4. То же, отставляя правую. 3. И.п.- основная стойка, руки перед грудью. 1. Выпад левой ногой вперед, повернуть туловище налево, руки разогнуть и развести в стороны. 2. Оттолкнувшись левой ногой, возвратиться в и.п. 3-4. То же правой ногой с поворотом туловища направо. 4. И.п — ноги врозь, руки подняты вперед ладонями вниз. 1. Слегка сгибая голени и наклоняясь назад, прогнуться, опустить левую руку и пальцами косқуться левой пятки. 2. И.п. 3-4. То же, касаясь правой рукой правой пятки. 5. И.п. – ноги врозь, руки за спиной, одна поддерживает другую под локоть. 1. Наклониться влево, правую руку поднять вверх. 2. Сделать дополнительный пружинящий наклон влево. 3. И.п. То же в правую сторону. 6. И.п. – нога шире плеч, туловищенаклонено вперед до горизонтального положения, руки в стороны. 1. Повернуть туловище налево. 2.И.п. 3-4. То же направо. 7. И.п.- ноги шире плеч, руки на пояс. 1.Наклониться вперед. 2.Наклониться влево. 3. Прогнуться назад. 4. Наклониться вправо. 8.И.п.- основная стойка, руки вверх ладонями вперед, слегка прогнуться. 1-2. Поднять вперед согнутую левую ногу и, наклоняя голову вперед, коснуться лбом колена, руки опустить вперед и до предела отвести назад. 3.Опустить ногу, поднять руки вверх и прогнуться. 4. И.п. 9. И.п.- основная стойка. 1.Выпад левой ногой вперед, руки вверх – наружу. 2. Наклониться вперед до касания левого колена грудью, руки опустить вниз и до предела отвести назад. Выпрямить туловище, руки вверх – наружу. 3. Оттолкнувшись левой ногой, возвратиться в и.п. 10.И.п.- основная стойка,руки на поясе. 1-2. Два прыжка налевой ноге, правая вперед- назад. 3-4. Тоже самое на правой ноге. 5.Прыжок вперед на обеих ногах. 6. Прыжок назад на обеих ногах. 7. Прыжок ногой в стороны.

Комплексы упражнений

Комплекс общеразвивающих упражнений без предметов 1. Исходное положение (и. п.) — основная стойка. На счет «раз» — руки в стороны; на счет «два» — руки к плечам; на счет «три» — руки в стороны; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз. 2. И.п. — стойка ноги врозь, руки на поясе. На счет «раз-два-три-четыре» — круговые движения головой вправо. Тоже — влево. Дыхание в произвольном ритме. Повторить 4 раза вправо и 4 — влево. 3. И.п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны. На счет «раз» — наклон к правой ноге, хлопок за ногой; на счет «два» — вернуться в исходное положение; на счет «три» — то же с левой ногой. При наклоне — выдох, в исходном положении — вдох. 4. И.п. — основная стойка, руки на поясе. На счет «раз» — правую ногу выставить вперед на носок; на счет «два» — скользя носком по полу, правую ногу отставить в сторону; на счет «три» — правую ногу назад; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. То же с левой ногой. 5. И.п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны. На счет «раз» — поворот туловища вправо, левую руку положить на правое плечо; на счет «два» — вернуться в исходное положение. То же в левую сторону. Голову и спину держать прямо. Повторить 6-8 раз. 6. Ходьба с выполнением дыхательных упражнений 30-40 секунд. Комплекс общеразвивающих упражнений с флажками 7. И.п. — основная стойка, флажки внизу. На счет «раз» — правую руку вверх, левую — в сторону; на счет «два» — вернуться в исходное положение (5-6 раз). 8. И.п. — основная стойка, флажки внизу. На счет «раз» — флажки в стороны, шаг правой ногой вперед; на счет «два» — вернуться в исходное положение. То же левой ногой (5-6 раз). 9. И.п. — ноги на ширине ступни, флажки у плеч. На счет «раз-два» — присесть, флажки вынести вперед; на счет «три-четыре» — вернуться в исходное положение (6 раз). 10. И.п. — стоя на коленях, флажки у плеч. На счет «раз» — поворот вправо, рука прямая с флажком вправо; на счет «два» — вернуться в исходное положение. То же влево (6 раз). 11. И.п. — сидя, ноги врозь, флажки у плеч. На счет «раз» — наклониться, коснуться палочками носков ног; на счет «два» — вернуться в исходное положение (5-6 раз). 12. И.п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет «раз» — поднять правую (левую) прямую ногу, флажки назад, руки прямые; на счет «два» — вернуться в исходное положение (6-7 раз). 13. И.п. — основная стойка, флажки внизу. На счет «раз» — прыжком ноги врозь, флажки в стороны; на счет «два» — прыжком вернуться в исходное положение (8 прыжков). Повторить 2-3 раза. 14. Ходьба с выполнением дыхательных упражнений 30-40 с. Комплекс общеразвивающих упражнений с мячом  И.п. — стойка ноги врозь, мяч в правой руке внизу. На счет «раз» — подняться на носки, руки поднять через стороны вверх, переложить мяч над головой в левую руку; на счет «два» — вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.  И.п. — ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. На счет «раз-два» — поворот вправо, ударить мячом о пол, поймать его двумя руками; на счет «три-четыре» — вернуться в исходное положение.  И.п. — основная стойка, мяч в согнутых руках перед собой Подбрасывать мяч произвольно вверх и ловить двумя руками (5 раз), затем пауза и снова повторить.  И.п. — основная стойка, мяч в согнутых руках. На счет «раз» — присесть, вынести мяч вперед, руки прямые; на счет «два» — вернуться в исходное положение (6 раз).  И.п. — основная стойка, мяч в согнутых руках перед собой Подбрасывать мяч произвольно вверх и ловить двумя руками (5 раз), затем пауза и снова повторить.  И.п. — основная стойка, мяч в согнутых руках. На счет «раз» — присесть, вынести мяч вперед, руки прямые; на счет «два» — вернуться в исходное положение (6 раз).  И.п. — основная стойка, мяч на полу, руки на поясе. Прыжки вокруг мяча надвух ногах (3-4 раза).  И.п. — основная стойка, мяч в правой руке. На счет «раз» руки в стороны; на счет «два» — руки вверх, переложить мяч в левую руку; на счет «три» — руки в стороны; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение (6-8 раз).  Ходьба с выполнением дыхательных упражнений 30-40 секунд. Вариант комплекса общеразвивающих упражнений с мячом  И.п. — основная стойка, мяч в обеих руках внизу. На счет «раз» — мяч вперед; на счет «два» — мяч вверх, правую ногу отставить назад на носок; на счет «три» — мяч вперед, ногу приставить; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. То же другой ногой. Повторить по 4 раза каждой ногой.  И.п. — стойка ноги врозь, мяч внизу. На счет «раз-два-три» — наклониться вперед и прокатить мяч по полу вокруг правой ноги; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. То же — влево. Повторить по 4 раза вокруг правой и левой ноги.  И.п. — стойка на коленях, мяч вверху. На счет «раз-два» — сесть справа на бедро, мячом коснуться пола; на счет «три- четыре» — вернуться в исходное положение. То же влево. Повторить по 4 раза в каждую сторону.  И.п. — сидя ноги врозь, мяч внизу. На счет «раз» — поднять мяч вверх; на счет «два» — наклон к левой ноге, коснуться мячом носка; на счет «три» — мяч вверх, выпрямиться; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. То же к другой ноге. Повторить по 4 раза к каждой ноге.  И.п. — лежа на спине, мяч зажат между стопами ног, руки вдоль туловища. На счет «раз-два»— поднять прямые ноги, удерживая мяч; на счет «три-четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.  И.п. — лежа на животе, ноги прямые, мяч держать перед собой в прямых руках. На счет «раз-два» — прогнуться, мяч вперед-вверх; на счет «три-четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.  И.п. — стойка ноги врозь, мяч на полу перед собой (между ног), руки внизу. На счет «раз» — наклон вперед, не сгибая коленей, прямыми руками взять мяч; на счет «два» — поднимая мяч вперед-вверх, прогнуть спину в наклоне назад; на счет «три» — опуская руки, положить мяч на пол; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.  И.п. — основная стойка, мяч на полу, руки на поясе. Прыжки на правой и левой ноге — по 4 прыжка вправо и влево вокруг мяча в чередовании с ходьбой.  Ходьба с выполнением дыхательных упражнений 30-40 секунд. Комплекс общеразвивающих упражнений с кубиками  И.п. — основная стойка, кубики внизу в обеих руках. На счет «раз» — поднять кубики в стороны; на счет «два» — вверх, стукнуть друг о друга; на счет «три» — кубики в стороны; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.  И.п. — ноги на ширине плеч, кубики внизу. На счет «раз» — поворот вправо (влево), руки в стороны; на счет «два» — вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.  И.п. — стоя на коленях, кубики у плеч. На счет «раз-два» — наклониться вперед, положить кубики подальше; на счет «три-четыре» — выпрямиться; на счет «пять-шесть» — наклониться, взять кубики; на счет «семь-восемь» — вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.  И.п. — основная стойка, кубики у плеч. На счет «раз» — присесть, вынести кубики вперед; на счет «два» — вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.  И.п. — лежа на спине, руки прямые за головой. На счет «раз-два» — поднять прямые ноги вверх, коснуться кубиками колен; на счет «три-четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.  И.п. — основная стойка, руки на поясе, кубики на полу, Прыжки вокруг кубиков на двух ногах, затем на правой и левой, пауза и повторить прыжки в другую сторону.  Ходьба с выполнением дыхательных упражнений 30-40 с. Комплекс упражнений со скакалкой  И.п. — основная стойка, сложенная вчетверо скакалка н опущенных руках. Натягивая скакалку, подняли руки вверх и опустили.  И.п. — стоя ноги врозь, сложенная вдвое скакалка в согнутых руках за головой. Натягивая скакалку, повороты туловища влево и вправо.  И.п. — стоя на скакалке ноги врозь, держим скакалку за концы. Наклон туловища влево, натягивая скакалку правой рукой. То же в другую сторону.  И.п. — стоя, сложенная вчетверо скакалка перед собой. Не опираясь руками о пол и не опуская их, сели на пол, выпрямили ноги. Встали без помощи рук.  И.п. — стоя, сложенная вчетверо скакалка за спиной в опущенных руках. Наклон туловища вперед, руки назад до предела. Вернулись в исходное положение.  Прыжки через вращающуюся скакалку с ноги на ногу.  Ходьба с выполнением дыхательных упражнений в течение 30-40 с. Комплекс общеразвивающих упражнений с резиновым кольцом  И.п. — основная стойка, кольцо в прямых руках перед собой хватом двумя руками за середину снаружи. На счет «раз- два» — повернуть кольцо выкрутом рук до положения обратным хватом; на счет «три-четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.  И.п. — основная стойка, кольцо в обеих руках внизу хватом двумя руками за середину снаружи. На счет «раз» — присесть, кольцо вверх; на счет «два» — вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.  И.п.— ноги на ширине плеч, кольцо в правой руке внизу. На счет «раз» — руки в стороны; на счет «два» — руки вверх, переложить кольцо в другую руку; на счет «три» — руки в стороны; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. То же другой рукой. Повторить 6-8 раз.  И.п. — ноги на ширине ступни, кольцо в правой руке внизу. На счет «раз» — поднять левую согнутую ногу, переложить под ней кольцо в другую руку; на счет «два» — опустить ногу, вернуться в исходное положение. То же правой ногой. Повторить 6-8 раз.  И.п. — ноги на ширине плеч, кольцо внизу хватом обеих рук за середину снаружи. На счет «раз» — прямые руки вперед; на счет «два» — наклониться, коснуться кольцом пола; на счет «три» — выпрямиться, кольцо вперед; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз. И.п. — основная стойка, кольцо на голове, руки на поясе. На счет «раз» — правую ногу в сторону; на счет «два» — приставить левую ногу; на счет «три» — левую ногу в сторону; на счет «четыре» — приставить правую ногу. Повторить 6-8 раз.  И.п. — кольцо на полу, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки вокруг кольца вправо (на счет «раз-четыре») и влево (на счет «пять-восемь»), Повторить 3-4 раза.  Ходьба с выполнением дыхательных упражнений 30-40 с. Комплекс общеразвивающих упражнений с большим мячом  И.п. — основная стойка, мяч внизу. На счет «раз» — мяч на грудь; на счет «два» — мяч вверх; на счет «три» — мяч на грудь; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.  И.п. — стойка ноги врозь, мяч на полу сбоку у правой ноги. На счет «раз» — наклон вперед в сторону, взять мяч; на счет «два» — выпрямиться, мяч в прямых руках; на счет «три» — наклон в другую сторону, к левой ноге, положить мяч сбоку; на счет «четыре» — выпрямиться, вернугься в исходное положение. Повторить 6-8 раз.  И.п. — сесть на пол, ноги прямые, мяч между ступнями, руки в упоре сзади. На счет «раз-два» — ноги согнуть, подтянув к себе; на счет «три-четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.  И.п. — основная стойка, мяч впереди. На счет «раз» — мах правой ногой вперед — вверх, коснуться мячом носка; на счет «два» — вернуться в исходное положение. То же другой ногой. Повторить махи каждой ногой по 6-8 раз.  И.п. — стойка ноги врозь, мяч вниз. Подбросить мяч вверх и поймать двумя руками. Повторить 6-8 раз.  И.п. — основная стойка, мяч внизу. На счет «раз» — присесть, положить мяч на пол; на счет «два» — встать, руки в стороны; на счет «три» — присесть, взять мяч; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.  И.п. — основная стойка, руки на поясе, мяч на полу. Прыжки вокруг мяча на двух ногах, на правой и левой поочередно.  Ходьба с выполнением дыхательных упражнений 30-40 с. Вариант комплекса общеразвивающих упражнений с большим мячом  И.п. — стойка ноги врозь, мяч на полу сбоку. На счет «раз» — наклониться вперед в сторону и взять мяч; на счет «два» — выпрямиться, мяч в руках; на счет «три» — наклониться н другую сторону и положить мяч сбоку; 4 — выпрямиться, и.п. Повторить 6-8 раз.  И.п. — стойка, мяч внизу. На счет «раз» — мяч на грудь; на счет «два» — мяч вверх, потянуться; на счет «три» — мяч на грудь; на счет «четыре» — мяч вниз, вернуться в исходное положение. Вдох на счет «два», выдох на счет «четыре». Повторить 6-8 раз.  И.п. — упор сидя (руки сзади), мяч между ступнями. На счет «раз-два» — приподнять ноги, согнуть в коленях и подтянугь к себе; на счет «три-четыре» — выпрямляя ноги, вер нуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.  И.п. — стойка, мяч внизу. На счет «раз» — глубокий присед, положить мяч на пол; на счет «два» — встать, руки в стороны; на счет «три» — присесть, взять мяч; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.  И.п. — стойка, мяч впереди на прямых руках. На счет «раз» — мах правой ногой вперед — вверх, коснуться носком мяча; на счет «два» — исходное положение. То же левой ногой. Повторить по 4 раза каждой ногой.  И.п. — стойка ноги врозь, мяч внизу. Подбросить мяч вверх по команде учителя, поймать мяч. Повторить 6-8 раз.  Ходьба с выполнением дыхательных упражнений в течение 30-40 с. Комплекс общеразвивающих упражнений с малым мячом  И.п. — основная стойка, мяч в правой руке. На счет «раз-два» — поднять руки через стороны вверх, переложить мяч над головой в другую руку; на счет «три-четыре» — вернуться в исходное положение (5-7 раз).  И.п. — ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. На счет «раз» — руки вперед; на счет «два» — поворот туловища вправо с отведением руки с мячом вправо; на счет «три» — руки вперед, переложить мяч в левую руку; «четыре» — вернуться в исходное положение (6-8 раз).  И.п. — ноги на ширине ступни, мяч в правой руке. На счет «раз-два» — присесть, руки вперед, переложить мяч в другую руку; «три-четыре» — вернуться в исходное положение (5-6 раз).  И.п. — основная стойка, мяч в согнутых руках перед собой. Подбрасывать мяч произвольно вверх и ловить двумя руками (5 раз), затем пауза и снова повторить.  И.п. — основная стойка, мяч в согнутых руках. На счет «раз» — присесть, вынести мяч вперед, руки прямые; «два» — вернуться в исходное положение (6 раз).  Ходьба с выполнением дыхательных упражнений 30-40 с. Комплекс общеразвивающих упражнений с обручем  И.п. — основная стойка в центре лежащего на полу обруча. На счет «раз-два» — присесть, взять обруч, встать; на счет «три» — присесть, положить обруч; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение.  И.п. — стойка ноги врозь; обруч держать вертикально за спиной. На счет «раз» — поворот туловища влево; на счет «два» — вернуться в исходное положение. То же — вправо. Повторить по 4 раза в каждую сторону.  И.п. — стойка ноги врозь; обруч держать вертикально, взявшись с боков. На счет «раз» — обруч вверх; на счет «два» — наклон вперед, коснуться ободом пола; на счет «три» — обруч вверх; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.  И.п. — стойка ноги врозь; обруч держать вертикально над головой. На счет «раз» — наклон вправо; на счет «два» — вернуться в исходное положение; на счет «три» — наклон влево; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить в каждую сторону по 4 раза.  И.п. — сесть на пол; обруч держать вертикально на коленях. На счет «раз-два» — сгибая ноги, поочередно продеть их в обруч и выпрямить; на счет «три-четыре» — вынуть ноги из обруча. Повторить 6-8 раз.  И.п. — основная стойка, обруч держать впереди хватом двумя руками сверху. На счет «раз-два» — опуская обруч вниз — назад, перешагнуть правой, затем левой ногой, обруч сзади; на счет «три-четыре» — выполнить шаги в обратном направлении, вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.  Ходьба с выполнением дыхательных упражнений 30-40 с. Комплекс упражнений для правильной осанки  И.п. — стоя спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками; ноги полностью выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах. На счет «раз-два-три» —. сохраняя и. п., сделать шаг вперед; на счет «четыре» — шаг назад в исходное положение. Повторить 6-8 раз, следить за положением туловища.  И.п. — то же. На счет «раз-два-три-четыре» — скользя руками по стене, поднять их вверх; на счет «пять-шесть-семь-восемь» — опустить руки в исходное положение. Повторить 6-8 раз.  И.п. — руки на поясе. На счет «раз-два» — касаясь стены, сделать наклон влево; на счет «три-четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить по 4 раза в каждую сторону.  И.п. — то же, руки за головой. На счет «раз-два» — касаясь стены, присесть на носках, колени в стороны; на счет «три-четыре» — вернуться в исходное положение. Повтор: 6-8 раза.  И.п. — стойка спиной к стене, руки на поясе. Насчет «раз» — правую ногу выставить вперед на носок; на счет «два» — поднять ногу; на счет «три» — опустить ногу на носок; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. То же левой. Повторить 4 раза каждой ногой.  И.п. — лежа на спине, руки в стороны, ноги прямые, сомкнутые. На счет «раз-два» — прогнуться, руки вперед — вверх; на счет «три-четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.  И.п. — основная стойка, руки на поясе. На счет «раз» — прыжком ноги врозь, руки в стороны; на счет «два» — вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.  Ходьба с выполнением дыхательных упражнений в течение 30-40 с.

Добавить комментарий