ППО на тему: Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе исторического наследия

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

                                       ОСАКАРОВСКОГО РАЙОНА

                                         КГУ СШ № 16 с.САДОВОЕ

 

 

 

 

 

 

«Духовно-нравственное воспитание учащихся  на основе исторического наследия»

                                   Автор опыта:

                           Эммерих Татьяна Ильинична

                                 учитель истории       

                           КГУ СШ№ 16 с.Садовое       

 

 

 

                                     с.Садовое

                                    2012-2013гг.

 

Содержание

I. Информация об опыте

1.1.         Тема опыта

1.2.         Сведение об авторе опыта

1.3.         Условия возникновения и становления опыта

1.4.         Актуальность опыта

1.5.         Ведущая педагогическая идея опыта

1.6.         Длительность работы над опытом

1.7.         Диапазон опыта

1.8.         Степень новизны опыта

1.9.         Перспективность опыта

 II.Теоретическая база опыта

 

III.Технология опыта

 

IV.Результативность опыта

 

V.Адресная направленность опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Информация об опыте                                

1.1.         Наименование опыта

           « Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе            отечественного исторического наследия»

 

1.2. Сведения об авторе опыта

                                      Эммерих Татьяна Ильинична

                                Учитель истории, обществознания, правоведения

                                         КГУ СШ № 16 с. Садовое

1.3. Условия возникновения и становления опыта

 В настоящее время возрастает роль воспитания молодого поколения. В духовном становлении личности молодых жителей  нашего государства главным, несомненно, должно быть воспитание у молодёжи традиционных  духовных  норм и моральных принципов.

 Я составила программу воспитательной работы,  в которой предпринята попытка создания педагогической системы, включающей в себя систему традиционных  ценностей и целей по гармоничному развитию учащихся. Целями и задачами воспитательной работы к данной программе я ставлю:

— воспитание патриота  Казахстана, знающего, любящего, бережно относящегося и приумножающего её культуру, природу, традиции;

— формирование духовной зрелости  мусульманской и христианской нравственности юных казахстанцев  ;

— подготовка молодежи к службе в Вооруженных силах Казахстана  в духе военно-патриотических традиций  государства;

— сформировать у учащихся понимание ценностей  культуры;

-формирование у учащихся понимания ценности здорового образа жизни;

-формирование веротерпимости, гуманности, толерантности в современном обществе;

-формирование личности патриота не только через пассивную передачу знаний из области обязательных основных предметов, но и через активное участие школьников в проектировочной, игровой, исследовательской, спортивной деятельности.

1.4. Актуальность опыта

 На мой взгляд, программа воспитания учащихся  «Патриот Казахстана»  отвечает современным требованиям воспитания молодого поколения.

Являясь учитель истории и  классным руководителем  6  класса, стараюсь эффективно реализовывать свой педагогический опыт и воспитательную программу.

Свой опыт я применяю и  внедряю не только на уроках истории, но и конечно на классных часах и внеклассных мероприятиях.

Стараюсь привлечь как можно больше учащихся  при подготовке и проведении различных мероприятий посвящённых важным историческим датам, событиям в жизни нашего государства.

 Кроме того, организовывала и сопровождала учащихся школы по экскурсионной программе « Астана-столица нашего государства», с посещением главных достопримечательностей столицы» и « Город Караганда – шахтёрская слава!»,  благодаря этим экскурсиям учащиеся  не только услышали, но и увидели своими глазами, города, которые являются гордостью Казахстана.

1.5. Ведущая педагогическая идея опыта

         Методы и приемы духовно – нравственного воспитания школьников.

 Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель  ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе учитель исходит из общественных требований времени. А поэтому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания.

 

 Наши представления о сути нравственного воспитания школьников изменяются не только под влиянием новых научных концепций, но и реальных достижений в области воспитания. Распространенный в недавние годы подход к воспитательной работе ориентировал учителя на словесные формы передачи ценностей. Поэтому преобладали длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Явно не хватало индивидуального подхода, опоры на жизненный опыт ребенка, учета его личных особенностей.  Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и с замыслом учителя, воспитателя.

 Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.

1.6. Длительность работы над опытом.  Для  учителя истории по моему мнению данная тема этого опыта актуальна всегда, поэтому наверно начиная с первого дня работы в школе я работаю над данной темой, данного передового опыта.

1.7. Диапазон опыта

Прежде всего, передаю его своим учащимся, двое из которых уже закончили  исторический факультет и работают учителями истории. А также распространяю  среди учителей нашей школы, выступаю как на кустовых, так и на районных семинарах.

1.8. Степень новизны опыта.  Как уже отмечалось, у нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание. На этом основании справедливым можно считать утверждение о том, что методы формирования таких мотивов есть методы нравственного воспитания.

1.9. Перспективность опыта

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.

 Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

 Педагогический смысл работы по духовно — нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться, от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Как уже отмечалось, у нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание. На этом основании справедливым можно считать утверждение о том, что методы формирования таких мотивов есть методы нравственного воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

II. Теоретическая база опыта

 В своей работе я применяю следующие методы:

-Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся, в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

-Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

-Методы стимулирования поведения и деятельности.

 Первый этап правильно организованного воспитания — знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания.

 К влияниям, которые создают нравственные установки, смыслообразующие мотивы, отношения, формируют представления, понятия, идеи, относятся методы, получившие общее название методов формирования сознания личности.

 Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса — формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Если ученики остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной цели. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы.

 Методы этой группы можно назвать короче и выразительнее — методами убеждения, поскольку главное их назначение — формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример.

 

III.Технология опыта.

Формы учебных и внеклассных занятий:

 История в школе — важнейший мировоззренческий и образовательный предмет, ее материал — составная часть интеллектуального потенциала и культуры общества.

 Знание истории — важный источник формирования политической культуры человека, оно помогает определить жизненную, общественную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего, в сферах политики, экономики, идеологии, культуры, демографии.

 Готовясь к уроку, я стараюсь направить его на развитие мыслительной деятельности учеников, на расширение их кругозора, на развитие творческих способностей.

 На уроках использую активные формы и методы обучения, нетрадиционные уроки, повышающие интерес у детей к предмету, активизирующие их работу на уроке.

 Применяю в своей практике современные технологии, продумываю тип урока, отбираю учебный материал, органично связывая его содержание с жизнью, использую межпредметные связи, знакомая с новейшими позициями и взглядами, представленными в исторической науке.

 Стараюсь совершенствовать методику преподавания истории. Одной из важных проблем своей работы считаю дифференцированный подход в обучении. Привлекаю к активной работе на занятиях каждого ученика, даю возможность любому из них проявить себя на уроке. С этой целью использую карточки с разноуровневыми заданиями, тесты, провожу хронологические диктанты, работу по взаимопроверке, встречный опрос и многое другое.

 Провожу мультимедийные уроки, на которых использую многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера.

 Предпочитаю использовать один компьютер и мультимедийный проектор в целях максимальной визуализации учебного процесса. Этот путь во многом является более выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран снимает необходимость ограничения работы ученика перед экраном монитора); использование проектора позволяет также,  эффективнее управлять учебным процессом.

Мультимедийный урок использую:

 для изучения нового материала, предъявления новой информации;

 для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

 для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

 для обобщения, систематизации знаний.

Использование презентаций на уроках истории и обществознания способствует активации познавательной деятельности учащихся, формируется познавательный интерес к предмету. Урок с использованием элементов новых технологий становится более ярким, запоминающимся.

 Использование слайдов на уроках позволяет создавать наглядные образы, формировать более целостные представления об изучаемом. В частности я применяю слайды с использованием опорных сигналов, схем .

 Также в своей практике я использую презентации в проектной деятельности. Учащиеся получают задание оформить конечный результат проектной деятельности в виде электронной презентации. В ходе выполнения задания у ребят вырабатывается способность к самосовершенствованию, самостоятельному поиску и творчеству, определенная ответственность. Они учатся пользоваться различными источниками информации, анализировать и сопоставлять полученные из разных источников данные. Выполнив задание, они защищают презентацию на уроке, что является дополнительным стимулом в мотивации познавательной деятельности. После проведения таких уроков у учащихся часто происходит рост самооценки, уверенности в своих силах, формирование личности, меняются отношения « учитель – ученик», возникает атмосфера сотрудничества, партнёрства. Уроки с использованием такой методики являются очень продуктивными .

С целью воспитания интереса к изучению истории и обществознания, использую занимательный материал для путешествия в мир прошлого и настоящего. Работаю по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе отечественного исторического наследия».

 Задаю на дом творческие задания различного плана: составление тестов, вопросов по тексту учебника, конспектирование ответа на уроке, шарады, ребусы, кроссворды, и т.д. Повышаю интеллектуальный, нравственный, эстетический уровень учащихся.

 На уроках истории и обществознания провожу занятия так, чтобы активно работала мысль каждого ученика, учащийся мог высказывать свое мнение на то или иное историческое событие.

 При проведении занятий использую следующие типы уроков:

 Урок-диалог ,урок-дискуссия, урок-диспут, урок постановки проблем и их решения, урок-сочинение летописи, хроники, деловая игра, урок защиты творческих работ, проектов, урок творческого обобщения, урок-поиск , урок-исследование ,урок-конференция, урок-семинар,  урок-зачет, урок-театрализованная игра, урок-путешествие,  урок-экскурсси, тестирование,

анкетирование, система диагностических контрольных срезов,  рейтинг;

самооценка.

Текущий контроль осуществляю следующим образом:

 обучающий зачет (совместный анализ ответов; учитель-ученик), викторина,  письменные и устные зачеты, опрос при помощи системы карточек,  проверка текстов ошибками,  творческие работы (исследования, поиск, проект),  конкурсы;  сочинения- рассуждения по проблемным вопросам, устные ответы (с привлечением других учащихся), олимпиады, КВН.

 На уроках также применяю игровые методики.

                               Игры на уроках истории:

1. Турнир ораторов.

 Несколько ребят делают сообщение по одной, заранее предложенной теме. Судит конкурс учитель или избранное классом жюри. Оцениваются не только знания, но и умения говорить связно, доказательно.

 2. Конкурс рассказов по картинкам. Можно использовать учебные картины, иллюстрации учебника, наклеенные на карточки, рисунки, нарисованные детьми.

3. Конкурс знатоков  крылатых выражений ( например, « Троянский конь», « Ахиллесова пята» и т.п.). Участники объясняют происхождение этих выражений и их смысл.

4. « Базар головоломок»

 Ребята дома составляют кроссворды, шарады и т.д. и на уроке разгадывают их. Работать можно индивидуально или в группах. Разрешается пользоваться учебником, картой.

5. Конкурс « Из словаря историка»

 Группам предлагаются карточки с текстом примерно такого содержания: раскрыть содержание исторических терминов, дать характеристику историческим деятелям, событиям.

6. Аукцион  — это соревнование, в котором побеждает школьник, назвавший наибольшее количество фактов, характеризующих какую-либо тему

 ( например, « Жизнь и быт русского народа в XVI веке», « Средневековый город»). Учитель ведет аукцион: задаёт вопросы, комментирует и оценивает ответы, определяет победителя.

 7. « Откуда это?»

 Участникам раздаются предметы, например, чай, сахар, стекло, хлопок, бумага, компас. Ребята должны рассказать, когда люди впервые стали пользоваться этими предметами, где они были изобретены.

 8. Задание « юным археологам»

 Группам ребят ( 4-6 человек ) раздаются карточки с текстом примерно такого содержания: « Археологи во время раскопок нашли… Какие выводы можно сделать на основании этих находок?».

9.Урок вопросов и ответов Школьники-организаторы конкурса ( 5-6 человек ) заранее составляют и собирают вопросы. К вопросам прилагаются ответы. Правильность ответов оценивают избранные в жюри ребята.

 

 Учитель предлагает ученику карточки с текстом и рисунками и просит прикрепить их на доске в логической или хронологической последовательности. Можно добавить несколько не вписывающихся в логическую схему карточек и предложить найти эти лишние звенья.

 10. « Узнай событие», «Узнай дату»

 Участникам игры « Узнай событие» раздаются листочки с наклеенными на них фрагментами контурной карты. Ребята должны вспомнить какое-либо событие, произошедшее в этих местах, назвать его дату.

 Участники игры « Узнай дату» получают карточки с датами. Ребята рассказывают о событиях, связанных с этими датами.

                           Преобладающие виды деятельности:

— факультативные занятия.

 Ребята изучают Основы религиоведения. Среди мероприятий:

Учебные занятия, изучение Корана, Библии, посещение Церкви, Мечети,

проведение бесед,  классных часов, проведение экскурсий.

исследовательская и поисковая деятельность

Учащиеся, конечно- же, изучают историю родного края. Вместе  со мной организовали   местный музей – этнографического направления, а также история становления, развития села, школы. Я являлась руководителем кружка « Школьный музей». Проводим и приглашаем на встречи  ветеранов ВОВ, первоцелинников, представителей акимата, «ТОО-Садовое-К», работа ведётся при  их активном содействии. 

 Глубоко понять и образно усвоить историю, зримо ощутить достижения предков и их взаимоотношения помогают внеурочные занятия.

Главную задачу в своей работе я, как учитель истории, вижу в активизации познавательной деятельности учащихся, формировании патриотического сознания и гражданской позиции личности. Патриотизм рождается из знания славного прошлого своего Отечества, его истории. Потому что принадлежность к родной земле, к народу, живущему на ней, дает человеку право считать себя частичкой всего того, что связано с этой землей, и, прежде всего, ее истории. Пролетают годы, проходят столетия, сменяют друг друга поколения людей, вершащих судьбы мира. Что-то из прошлого бесследно исчезает, а что-то остается в памяти поколений навсегда, становясь частью истории этого народа. Именно такие, значимые для судеб народа страницы его жизни и получают отражение в устной и писаной истории Отечества. Знать свою историю — значит твердо стоять на родной земле, значит гордиться ее героическим прошлым, значит быть достойным ее славного будущего. Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества. Решение этой задачи — воспитать патриота – ставится на уроках истории и во внеурочное время, когда нужно заложить в ребенка знание основ истории Отечества, а с другой стороны, в ходе изучения этой истории сформировать его сознание, как сознание человека, гордящегося прошлым родной страны и своей принадлежностью к ней. Патриотическое воспитание учащихся весьма плодотворно осуществляется во внеклассной работе. Действительно, духовная народная культура, проявляющаяся в национальных обычаях и традициях, неразрывно связанных с ними, формирует из ребенка человека, корни которого уходят в глубину веков. Такой человек чувствует постоянную связь со своей землей, со своим народом, с его исторической судьбой. Все это пробуждает в наших учениках любовь к отеческим святыням, формирует из них настоящих патриотов, гордящихся своими историческими корнями и стремящихся быть достойными великой Родины.

В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации об истории своей семьи и необходимых знаний об истории родного края. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории не может в полном объеме охватить богатейший материал по родному краю и применить поисково-исследовательскую методику (провести поисково-исследовательскую работу).

Ее решение осуществляю путем интеграции обучения истории с изучением малой Родины через систему работы школьного музея. “Лучше запоминается то, что задевает чувства. Что любишь то и интересно. Что интересно, то и запоминаешь”. Эти слова служат для меня девизом. Неоценимую помощь в историческом образовании учащихся оказывает школьный музей.

Старинные вещи, письма, документы, воспоминания участников войны о военном времени, воспоминания первоцелинников, создают образ эпохи, они вечные свидетели тех событий.

Разнообразные формы исследования краеведческого материала: работа в музее, встречи, переписка с интересными людьми, походы, экспедиции.

Все эти формы работы нацеливают на формирование архивов устной истории в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования участников исторических событий.

Применяю различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной краеведческой литературы и архивного семейного материала, рефераты, семинары, дискуссии, экскурсии.

Важную роль в патриотическом воспитании школьников выполняет и такая форма внеклассной работы как экскурсия.

Учащиеся изучают историю родного края, как бы продвигаясь по своеобразным кругам знаний: мой дом,  родословная семьи, родная школа, ее история и традиции, село— прошлое, настоящее, перспективы развития, история района, края.

Я пришла к выводу, что никакая система приемов обучения не будет по-настоящему эффективной, если не найдены пути сотрудничества с ребятами. Именно краеведение дает простор для самовыражения учащихся, позволяет избавиться от навязывания готовых истин.

Изучение родного края открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия.

Занимаясь этой проблемой, я обратила внимание, что намечаются первые положительные результаты. Активность ребят на уроках возрастает, изменился рабочий настрой класса, ребята стали уверенно чувствовать себя на уроках. И отвечая на вопрос « В постановке каких целей могут и должны участвовать дети: целей собственного воспитания или целей деятельности во внеурочное время?», я пришла к выводу, что во внеурочное время дети должны участвовать в постановке целей деятельности, а воспитываться они будут в ходе самой этой деятельности.

Среди запланированных мероприятий был сбор материалов и экспонатов в музей, создание летописи школы, встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны, первоцелинниками  и с педагогами – ветеранами школы. Благодаря занятиям этого кружка у ребят формировалось представление об историческом времени и пространстве, уважительное отношение к памятникам прошлого, истории своей родины, города, села, школы, семьи. В сборе экспонатов приняли участие ребята из всех классов. Никто не остался равнодушным. Среди экспонатов – реликвии Великой Отечественной Войны,    реликвии первоцелинников, утварь, вышивки.

 Велась работа по подготовке к интервью ветеранов школы с целью воссоздания данных, касающихся истории школы, а  благодаря интервью с первоцелинниками мы узнали много новых сведений  об истории становления нашего села.

 «История — не только концепции и даты. История — это люди, это характеры, это бесчисленные необыкновенные происшествия и необычайные подробности. Это удивительная цепь событий — трагических, героических, анекдотических. Для того, чтобы по-настоящему полюбить историю, ее надо изучать как живого человека, а не как музейный скелет…» (из предисловия к книге В. П. Владимирова «Путешествие в далекое и близкое». М., 1972).

Мои учащиеся продолжают поисковую работу по направлениям:

« История моей семьи», « сбор предметов старины», « сбор старинных рецептов русской и казахской кухни».

IV. Результативность опыта. Многие учащиеся интересуются историческими науками, читают дополнительную литературу. Большое внимание уделяю развитию творческих способностей каждого школьника, формированию навыков учебного труда, прежде всего — общения с книгой, воспитанию потребности и умения пополнять и обновлять свои знания. Воспитание чувства патриотизма, любви к родине, гражданской позиции ведется на каждом уроке. Мои ученики — активные участники школьных и  районных недель истории, викторин, конкурсов. Есть среди них и победители: Эммерих Константин и Эммерих Анастасия – 2-место (районный конкурс рефератов, посвящённый  100-летию п.Осакаровке, 70-летию района и 50-летию нашего села ( « Об Осакаровке, районе, людях»).

 В течение ряда лет обеспечиваю стабильно высокие результаты обученности и качества знаний учащихся по предметам, ежегодно вовлекая в процесс углублённого изучения истории  всё большее количество одарённых учащихся, о чём свидетельствует увеличение количества участников школьных и районных олимпиад. Являясь постоянным участником методических и творческих конкурсов разного уровня, была награждена:

— грамотой, за подготовку участников областного конкурса школьный научно-исследовательских работ 2-3 –го уровней, проходивших в рамках 40-й научно-практической конференции малой академии наук юных исследователей ( г. Караганда-2010 год).

 

V. Адресная направленность опыта.

Постоянно оказываю всяческую методическую помощь нашим студентам, которые обучаются в ВУЗах, систематически являюсь наставником обучающихся.  Думаю, что мой педагогический опыт очень полезен, так он помогает сохранять, находить всё, что было в истории  страны, села, семьи.

И я с большим удовольствием делюсь своим накопленным опытом не только с молодыми специалистами, но со всеми желающими, кто любит, ценит и уважает историю как всемирную, так и историю своей страны, своей малой РОДИНЫ.

Учащиеся имеют навыки самостоятельной работы с источниками и литературой по широкому кругу проблем. Ученики постоянно применяют на практике полученные знания и навыки, адекватно оперируют достаточно сложными терминами и понятиями в анализе историко-политических проблем.  На занятиях идет работа в малых группах, в дискуссиях и обмене мнениями, рефлексии по изученным вопросам. Данная технология учителя как организатора учебного процесса позволяет добиваться мне стабильных результатов.

Я  творчески использую различные формы и средства  повышения познавательной активности учащихся, развиваю их интерес к истории, способствую формированию мировоззрения, выработке универсальных компетентностей, умениям анализировать и оценивать информацию, делать самостоятельные выводы, отстаивать собственное мнение. Особое место в моей работе занимает целенаправленное формирование уважения к прошлому села, предков, чувства любви  малой Родине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий