правила в стихах по русскому языку

Мои правила в стихах по русскому языку                                                   1 стр

для учащихся младшего и среднего звена

 

1 Гласные поются,

А согласный нет.

Ударный – безударный

Бывает гласный.

Парный – непарный

Бывает  согласный .

Твердый или мягкий,

Звонкий иль глухой,

Шипящий , сонорный и щелевой.

 

2 Звук мы слышим,

Букву пишем.

 

3 Буква  «ё» в начале слова –

 Слышим звуки «й» да «о».

 

4Знают даже малыши:

Слово первое пиши

С буковки заглавной,

В предложении главной.

 

                                                                                                   2 стр

5Имя ( Вы не забывайте!)

С большой буквы начинайте!

 

6  Реки, города и сёла,

Государства, острова –

С большой буквы начинайте

Собственные имена!

 

7Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Переноси (закон таков)

Слова только по слогам,

Ни буквы не оставив там.

 

8  Ёжики , ерши, стрижи –

«Жи»  да  «ши»,  «жи»  да «ши»

С буквой «и» всегда пиши !

 

9 Чу, чу,  щу,  щу

Букву «у» я в них  ищу!

 

10 Ча, ча, ча, ща, ща, ща

Дружат только с буквой «а» !

 

                                                                                              3 стр

11Чк,  чн,  чк,  чн  –

Мягкого знака нет совсем!

 

12То, что слышишь, не пиши! 

Ударением проверить  поспеши!

 

13 Удвоенные согласные встречаются везде,

Удвоенные согласные

Нужно знать тебе,

Ведь по аллее мы идём,

А по шоссе все едем

Детей в ванне купаем, и в хоккей играем.

Дружный класс  — не забияки!

Если ты для переноса

Слово хочешь разделить,

Нужно правило простое закрепить:

Первую согласную со слогом

На строчке оставь, а вторую согласную

На другую отправь 

 

 

 

 

Разбор по составу                                                                                4 стр

По составу разбирай

Правильно подчёркивай:

Окончание – окошко,

Корень слова как дуга,

Суффикс – крыша,

А приставка – кочерга.

Основу снизу выделяй,

От окончания отделяй!

 

Морфология

14 Самостоятельная речи часть

На вопросы отвечает,

Что-то  обозначает,

Имеет признаки морфологические,

                                  В разбор входит синтаксический.

                                  А служебная  речи часть

                                 Не имеет такую власть.

                                 Службу такую выполняет:

Связывает слова и предложений части,

К ней вопроса не задашь,

Зря не бери карандаш!

Членом предложения

Не бывает, тот молодец,

Кто это знает!                                                                                                   5 стр

 

2 Существительное – предмет,

Кто и что? – задавай вопрос.

Прилагательное — признак предмета,

Никогда не забудь про это!

Какая,  какое, какой? – вопрос задавай такой,

Волнистой линией выделяй.

А о глаголе вот что знай:

Он действие предмета

И в этом нет секрета,

Что делать и что сделать

Указывает нам.

 

3 Наречия, наречия —

Неизменяемые слова.

Они глагол поясняют

И обстоятельством бывают.

 

4 Часть служебная предлог,

Бывает буква, бывает слог.

Вопрос к нему задать невозможно,

Писать со словами раздельно можно,

Его квадратиком выделяй,

От приставок отличай!                                                                                       6 стр

 

Существительное

1Существительное  на вопрос кто и что? отвечает,

Предметы словами называет.

Род, число, падеж у них определяем,

На  собственные и нарицательные  разделяем,

Подлежащим, дополнением, обстоятельством  выделяем

Всё о существительном знаем!

 

2 Кто? – живой, он слышит, дышит.

Что? – совсем нас не услышит,

Он не видит, не поёт,

Никуда он не пойдёт.

Кто? – предмет одушевлённый,

Что? – неодушевлённый предмет.

 

Прилагательное

1 Существительное + прилагательное

Всегда вместе, вечно вместе –

Не разлей вода!

Существительное от прилагательного

Отделять никак нельзя!

От существительного вопрос задаём,

Род, число, падеж  определяем.                                                                            7 стр

Синтаксическую роль прилагательного определяем.

2 Существительное – королева,

Прилагательное – слуга.

Существительное им повелевает,

Его меняться заставляет:

Род, число, падеж  определяем

И чертой волнистой выделяем.

 

3 Очень занимательное – имя прилагательное .

Нельзя без него представить предмета.

Описывает существительное,

Очень удивительное : яблоко какое?

Спелое, наливное.

Конь  какой? Быстрый, озорной.

Окно какое? Чистое, большое.

Теперь предмет представили легко?

Ведь  очень занимательное – имя прилагательное .

4   Прилагательное  , друзья,

По  падежам склоняется,

Окончание его часто изменяется.

_ Какая? Большая, сильная, земная.

— Какое? Большое, сильное , земное.

От существительного  зависит   вопрос,

Оно прилагательным повелевает,                                                         8 стр

Его изменяться заставляет.

 

5 Безударное  окончание вызывает непонимание:

-какие буквы в окончании писать?

-Для этого правило нужно узнать.

От существительного к прилагательному вопрос задавай,

Смело в окончании буквы вставляй!

И  по вопросу его определяй.

Дела (какого?) трудного, большого.

Неба (какого?) синего, серого, цветного.

Атлетом (каким?) сильным, высоким,

Красивым таким.

Окончание  с  вопросом совпадает.

Тот молодец, кто это знает.

 

6 Прилагательное  — признак предмета,

Ты , дружок, не забудь про это.

Какая, какое, какой – вопрос задавай такой.

Эти вопросы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.

Определением называется,

Знать это всем полагается.

 

Роль прилагательного в речи                                                                       9 стр

Попробуй представить картину такую:

Речка по камешкам  бежит,

Мальчик у школы стоит,

В небе звёздочки блестят,

Родители детям гулять не велят.

— Легко ли представить предметы эти? Нет!

Конечно,  нет , почему, подскажи-ка скорей!

Чего в предложении недоставало?

Что вдруг взяло да пропало?

Теперь представь картину такую:

Речка быстрая , чистая по камешкам мелким бежит.

Худенький мальчик у новенькой школы стоит.

В небе лучистом  яркие звёзды горят.

Строгие родители маленьким детям гулять не велят.

— Что ж изменилось? Какою картина стала теперь?

Что ж помогло нам представить предметы?

Прилагательное качества цвет, качества, размер,

Вкус, форму обозначают.

Существительные нам представить помогают.

Без прилагательных речь скупа и бедна,

Очень важная часть речи она.

 

Глагол

1 Задаём вопрос :Что делать?                                                        10 стр       

Значит, в  –ться есть «ь» знак.

А в вопросе в Что делает?

Он исчезает и в  –тся

Его не бывает .

 

Глаголы-исключения

2 Все глаголы на  -оть, -еть, -ать, -ять

Это первое спряжение надо знать!

Все глаголы на – ить, кроме бртиь, стелить

Ко второму спряжению надо относить.

Не забудьте в спряжение включить

Одиннадцать глаголов- исключения:

Гнать, дышать, держать, зависеть,

Слышать, видеть, ненавидеть

И обидеть, и терпеть, а ещё

Вертеть, смотреть.

Вы запомните, друзья

Их на  –е спрягать нельзя!

 

 

 

 

 

Члены предложения                                                                11 стр

В королевстве «Предложение »

Король и королева правят.

Королева – подлежащее.

Кто и что ? — её славят.

                                            А сказуемое – король,

                                           У  него другая роль –

                                          Он действие всем задаёт,

                                          Указы глаголами шлёт.

 

У короля и королевы

Есть слуги верные –

Члены предложения  второстепенные

 

                                             К ним от главных членов

                                             Задаём вопросы .

                                            Это обстоятельство,

                                            Определение,

                                            Дополнение.

 

 

Добавить комментарий