Применение информационно-коммуникационных технологии в условиях сельской школы

Применение информационно-коммуникационных технологии в условиях сельской школы

Хайруллина Куляш Жексенбааевна

Учитель русского языка и литературы ОСШ имени М-С.Бабажанова 

Бокейординский район, п.Сайхин

Hairullinakulash@mail.ru

Аннотация

Цель данной статьи — проследить пути поиска и  создания педагогами в условиях сельской школы познавательной информационной сферы, способствующей развитию личности школьника и формированию ИКТ — компетентности.  

При этом избирается определенная форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации. Информация должна быть достаточной, но не лишней (т.е. информационно-аналитический отдел  исследует проблему, почему эта информация необходима, как она будет    использована, систематизирована, кому потом она должна быть направлена для  решения вышеназванных затруднений). Необходимое использование коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе должно также отражаться через профессиональный стандарт педагогический деятельности: базовая компетентность учителя в организации условий деятельности сельской школы, прежде всего  информационных, адекватных поставленной учебной задаче, а также образу желаемого и реального результата. Систематически  проводится постоянное обновление и улучшение школьного сайта,  что позволяет обучающимся и ссельской школе в целом  идти в ногу со временем.

Докладчик затрагивает и раскрывает вопросы:  как сделать, чтобы  школьники, обладая большим количеством информации, знали алгоритм обращения с ней?; каким образом данные методы и стратегии применения ИКТ улучшат качество обучения?.

 Так учителя гуманитарного цикла с целью содействия обучающимся и развития их творческой инициативы в системе используют в учебном процессе Интернет-ресурсы. В Интернете практически неисчерпаемо количество сайтов, содержащих страноведческую информацию. Особый интерес представляют ресурсы, относящиеся к СМИ.

      Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким?  Как увлечь ребят   своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения — это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели — воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Профильное обучение на старшей ступени также базируется на информационных коммуникационных технологиях. Занятия информатикой начинаются с пятого  класса. Дети работают с компьютером, периферийными устройствами, пользуются ресурсами сети Интернет, электронными пакетами (тесты, олимпиады, задания, наглядность).

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Итак, тема моего сегодняшнего выступления

Слайд 1

«Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как фактор повышающий качество знания»

Сегодня компьютер для учителя — наглядное пособие нового качественного уровня с возможностями, в первую очередь, мультимедиа. Одним из направлений информационных технологий можно считать использование ТСО. По результатам опроса учителей  гибкими средствами по формированию информационной компетентности являются печатные материалы, аудио -, видеоносители, СD, DVD носители.

Слайд 2

Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности? В школе систематически функционирует источник информации: издательство ежемесячной газеты «Зеркало» как уникальная возможность донести нужную информацию до каждого школьника, родителей, при этом учащиеся сами формируют информационные рубрики. Умело используя оборудование медиацентра, можно эффективно применять в процессе обучения аудио- и видеотеку, проектор, интерактивные трибуну и доску. Во всех кабинетах информатики и административных кабинетах имеется доступ к Интернету. Но, к сожалению, проблема скорости Интернета остро стоит на повестке дня. Вариативная часть учебного плана, успешное сотрудничество с образовательным центром «Школьный университет» позволяют обучающимся не только успешно изучать современные   методы работы с информацией, но и самим активно участвовать в процессе создания информационного содержания не только  внутри школы, но и применять свои знания для обновления школьного сайта, в различных конкурсах,  исследовательских и проектных работах с целью формирования и развития ИКТ — грамотности и ИКТ — компетентности.

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Слайд 3

Основными целями инновационного обучения являются:

Ø развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

творческих способностей учащихся;

Ø формирование личностных качеств учащихся;

Ø выработка умений, влияющих на учебно-познавательную

деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

Ø развитие различных типов мышления;

Ø формирование качественных знаний, умений и навыков.

Актуальность предстоящего педагогического исследования в рамках создания программы «Эффективное открытое информационное пространство ОУ»  на подготовительно — проектировочном этапе  заключается в развитии учащихся как субъектов творческой деятельности, в оказании  помощи учителям освоить новую технику, предоставить возможность повышать свой уровень владения ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

Соблюдая основные принципы системного внедрения компьютеров в учебный процесс, школа правильно расставляет акценты на важнейших функциях, которые выполняет компьютер:

  • применение компьютерного обучения на уроках информатики, в первую очередь, с целью выполнения программы;
  • компьютерное обучение на отдельных предметах, по отдельным блокам, разделам, заранее спроектированным в календарно-тематическом планировании для достижения определенных дидактических задач;
  • компьютер, выполняющий роль монотехнологии (обучение и управление учебным процессом, диагностика и мониторинг, которые проводит зам. директора по УВР).

Слайд 4

Слайд 5

А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

Слайд 6

Ø ассоциативный ряд;

Ø опорный конспект;

Ø ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;

Ø мозговая атака;

Ø групповая дискуссия;

Ø чтение с остановками и Вопросы Блума;

Ø кластеры;

Ø синквейн;

Ø «Продвинутая лекция» ;

Ø эссе;

Ø ключевые термины;

Ø перепутанные логические цепочки;

Ø дидактическая игра;

Ø лингвистические карты;

Ø исследование текста;

Ø работа с тестами;

Ø нетрадиционные формы домашнего задания.

Успешными являются многие приёмы, но я хочу подробно остановиться на приемах критического мышления и на использовании ИКТ на своих уроках  Итак, что такое критическое мышление, знают наверняка многие, кто изучил СТО и кто обучился по уровневой программе. Тем не менее, хочется еще раз напомнить коллегам.

Слайд 7

  • Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

А схематически будет выглядеть так

Слайд 8,

Слайды 9,10,11,12,13,14,15, примеры использования приемов критического мышления на уроках.

Как я уже выше отметила одной из самых приемлемых для меня технологии, помимо критического мышления является использование информационных технологий.

      Я считаю, применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам русского языка и литературы, активизирует познавательный процесс учащихся, осовременивают урок. Электронные учебные пособия оказывают сильное воздействие на память, воображение, облегчают процессы запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо эпохи, создает иллюзию соприсутствия, сопереживания. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности. (совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков при выполнении тренировочных заданий как для групповой, так и для индивидуальной работы); на уроках обобщающего повторения (использование разнообразного иллюстративного материала: таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка, орфографии, пунктуации); на уроках – лекциях (сведения о языке, выдержки из работ лингвистов, словарные статьи); на контрольных уроках и уроках – зачётах (разные виды тестовых форм контроля обеспечивают целенаправленную подготовку к ЕГЭ, начиная с 5 класса).

Итак, что же подразумевают под собой ИКТ?

Слайд 16,17,18

Слайд 19 Использую электронные  словари и энциклопедии, (например: “В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка”, “Русские словари”, “Большая русская биографическая энциклопедия”).

Слайд 20  Например при составлении тестов. Тесты рассчитаны на два уровня подготовки (средний, высокий) и подготовлены в формате ЕНТ.

Слайд 21

Например. Вот мы с вами и не заметили, как проникли в творческий мир Толстого и находимся в его знаменитой усадьбе, у дома, в котором родился Лев Николаевич (на интерактивной доске меняются слайды с видами дома-музея Л.Н. Толстого). А проникнуть вовнутрь нам поможет следующий вид работы.

Слайд 22

Использование разнообразного иллюстративного материала: таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка, орфографии, пунктуации. Например, при прохождении темы «Однородные члены предложения»

   Болевая точка любого урока – поиск таких форм взаимодействия учителя и ученика на уроке, когда субъективная позиция ученика реализуется максимально. Ученикам интересно действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, а не только на них отвечать, т.е. им хочется на уроке занимать активную коммуникативную позицию. Задача учителя – помочь ученику увидеть его роль на уроке, перевести учебную деятельность школьника в творческую плоскость. Думаю, нет смысла доказывать, что применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать его эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным. И в заключении хотелось бы пожелать, чтобы девизом каждого учителя сегодня стали слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»

Обобщим все сказанное выше. Анализ тенденций развития ОУ  в  рамках создания программы «Эффективное открытое информационное пространство в условиях сельской школы» показывает, что  успешно  проводится:

  • совершенствование информационной системы, обеспечение её полноценного функционирования и развития на перспективу;
  • накоплен не малый опыт работы школы по созданию цифровых ресурсов, разработанных самими учителями и обучающимися;
  • создается методическая копилка использования ИКТ в образовательном процессе;

в школе наблюдается увеличение числа педагогов, использующих информационные технологии и расширяется список школьных дисциплин, преподаваемых с применением ИКТ на основе компетентностного подхода, что составляет главное условие социализации личности школьника. Эти динамические изменения являются ответом на основные направления реализации Национальной инициативы «Наша новая школа» — максимально раскрыть интересы и способности ученика, формировать на этой основе социально компетентную, мобильную личность. Возрастание роли ИКТ, в том числе дистанционного обучения требует от школы решения задач по формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса. По моему глубокому убеждению, ценность рационально используемых информационно-коммуникационных технологий в ВОП состоит в том, что они способствуют формированию познавательной деятельности обучающихся, взаимному принятию ими проблемы урока и мотивированию на совместную деятельность. В дальнейшем это может стать не просто процессом перехода к новым средствам обучения, а доминирующим фактором развития школы.

 

Список   использованной  литературы 

1. Алексеева  Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента.                                                                  Учитель. — 2004. — № 3

2. Бычков А. В. Инновационная культура. Профильная школа. — 2005. — № 6

3. Дебердеева  Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества.   Инновации в образовании. — 2005. — № 3

4. Кваша В.П. Управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,1994

5. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000

6.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.    заведений      В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.  В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия»                                                                                                                                                                    8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.  Под редакцией Е.С. Полат, Москва. Академия, 2000г. 

9. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта.  Кларин М.В.   М. 1997г. 

10. Татарников А.Н., Татарникова Л.А. Офисные технологии: текстовые документы и мультимедийные презентации: Учеб. Пособие. — Изд. 2-е, перераб. — Томск, 2007. — 131 с.

Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы
Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы
Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы
Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы
Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы
Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы
Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы
Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы
Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы
Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы
Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы
Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы
Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы
Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы
Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы
Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы
Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы
Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы
Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы
Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы
Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы
Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы
Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы
Применение информационно-коммуникационных технологии в  условиях сельской школы

Скачать статью и презентацию [attachment=257]

Добавить комментарий

Применение информационно-коммуникационных технологии в условиях сельской школы

Применение информационно-коммуникационных технологии в условиях сельской школы
Хайруллина Куляш Жексенбааевна
Учитель русского языка и литературы ОСШ имени М-С.Бабажанова
Бокейординский район, п.Сайхин
Hairullinakulash@mail.ru
Аннотация
Цель данной статьи — проследить пути поиска и создания педагогами в условиях сельской школы познавательной информационной сферы, способствующей развитию личности школьника и формированию ИКТ — компетентности.
При этом избирается определенная форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации. Информация должна быть достаточной, но не лишней (т.е. информационно-аналитический отдел исследует проблему, почему эта информация необходима, как она будет использована, систематизирована, кому потом она должна быть направлена для решения вышеназванных затруднений). Необходимое использование коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе должно также отражаться через профессиональный стандарт педагогический деятельности: базовая компетентность учителя в организации условий деятельности сельской школы, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче, а также образу желаемого и реального результата. Систематически проводится постоянное обновление и улучшение школьного сайта, что позволяет обучающимся и ссельской школе в целом идти в ногу со временем.
Докладчик затрагивает и раскрывает вопросы: как сделать, чтобы школьники, обладая большим количеством информации, знали алгоритм обращения с ней?; каким образом данные методы и стратегии применения ИКТ улучшат качество обучения?.
Так учителя гуманитарного цикла с целью содействия обучающимся и развития их творческой инициативы в системе используют в учебном процессе Интернет-ресурсы. В Интернете практически неисчерпаемо количество сайтов, содержащих страноведческую информацию. Особый интерес представляют ресурсы, относящиеся к СМИ.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения — это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели — воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Профильное обучение на старшей ступени также базируется на информационных коммуникационных технологиях. Занятия информатикой начинаются с пятого класса. Дети работают с компьютером, периферийными устройствами, пользуются ресурсами сети Интернет, электронными пакетами (тесты, олимпиады, задания, наглядность).
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Итак, тема моего сегодняшнего выступления
Слайд 1
«Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как фактор повышающий качество знания»
Сегодня компьютер для учителя — наглядное пособие нового качественного уровня с возможностями, в первую очередь, мультимедиа. Одним из направлений информационных технологий можно считать использование ТСО. По результатам опроса учителей гибкими средствами по формированию информационной компетентности являются печатные материалы, аудио -, видеоносители, СD, DVD носители.
Слайд 2
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности? В школе систематически функционирует источник информации: издательство ежемесячной газеты «Зеркало» как уникальная возможность донести нужную информацию до каждого школьника, родителей, при этом учащиеся сами формируют информационные рубрики. Умело используя оборудование медиацентра, можно эффективно применять в процессе обучения аудио- и видеотеку, проектор, интерактивные трибуну и доску. Во всех кабинетах информатики и административных кабинетах имеется доступ к Интернету. Но, к сожалению, проблема скорости Интернета остро стоит на повестке дня. Вариативная часть учебного плана, успешное сотрудничество с образовательным центром «Школьный университет» позволяют обучающимся не только успешно изучать современные методы работы с информацией, но и самим активно участвовать в процессе создания информационного содержания не только внутри школы, но и применять свои знания для обновления школьного сайта, в различных конкурсах, исследовательских и проектных работах с целью формирования и развития ИКТ — грамотности и ИКТ — компетентности.
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Слайд 3
Основными целями инновационного обучения являются:
 развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и
творческих способностей учащихся;
 формирование личностных качеств учащихся;
 выработка умений, влияющих на учебно-познавательную
деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
 развитие различных типов мышления;
 формирование качественных знаний, умений и навыков.
Актуальность предстоящего педагогического исследования в рамках создания программы «Эффективное открытое информационное пространство ОУ» на подготовительно — проектировочном этапе заключается в развитии учащихся как субъектов творческой деятельности, в оказании помощи учителям освоить новую технику, предоставить возможность повышать свой уровень владения ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.
Соблюдая основные принципы системного внедрения компьютеров в учебный процесс, школа правильно расставляет акценты на важнейших функциях, которые выполняет компьютер:
• применение компьютерного обучения на уроках информатики, в первую очередь, с целью выполнения программы;
• компьютерное обучение на отдельных предметах, по отдельным блокам, разделам, заранее спроектированным в календарно-тематическом планировании для достижения определенных дидактических задач;
• компьютер, выполняющий роль монотехнологии (обучение и управление учебным процессом, диагностика и мониторинг, которые проводит зам. директора по УВР).
Слайд 4
Слайд 5
А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
Слайд 6
 ассоциативный ряд;
 опорный конспект;
 ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;
 мозговая атака;
 групповая дискуссия;
 чтение с остановками и Вопросы Блума;
 кластеры;
 синквейн;
 «Продвинутая лекция» ;
 эссе;
 ключевые термины;
 перепутанные логические цепочки;
 дидактическая игра;
 лингвистические карты;
 исследование текста;
 работа с тестами;
 нетрадиционные формы домашнего задания.
Успешными являются многие приёмы, но я хочу подробно остановиться на приемах критического мышления и на использовании ИКТ на своих уроках Итак, что такое критическое мышление, знают наверняка многие, кто изучил СТО и кто обучился по уровневой программе. Тем не менее, хочется еще раз напомнить коллегам.
Слайд 7
• Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
А схематически будет выглядеть так
Слайд 8,
Слайды 9,10,11,12,13,14,15, примеры использования приемов критического мышления на уроках.
Как я уже выше отметила одной из самых приемлемых для меня технологии, помимо критического мышления является использование информационных технологий.
Я считаю, применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам русского языка и литературы, активизирует познавательный процесс учащихся, осовременивают урок. Электронные учебные пособия оказывают сильное воздействие на память, воображение, облегчают процессы запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо эпохи, создает иллюзию соприсутствия, сопереживания. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности. (совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков при выполнении тренировочных заданий как для групповой, так и для индивидуальной работы); на уроках обобщающего повторения (использование разнообразного иллюстративного материала: таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка, орфографии, пунктуации); на уроках – лекциях (сведения о языке, выдержки из работ лингвистов, словарные статьи); на контрольных уроках и уроках – зачётах (разные виды тестовых форм контроля обеспечивают целенаправленную подготовку к ЕГЭ, начиная с 5 класса).
Итак, что же подразумевают под собой ИКТ?
Слайд 16,17,18
Слайд 19 Использую электронные словари и энциклопедии, (например: “В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка”, “Русские словари”, “Большая русская биографическая энциклопедия”).
Слайд 20 Например при составлении тестов. Тесты рассчитаны на два уровня подготовки (средний, высокий) и подготовлены в формате ЕНТ.
Слайд 21
Например. Вот мы с вами и не заметили, как проникли в творческий мир Толстого и находимся в его знаменитой усадьбе, у дома, в котором родился Лев Николаевич (на интерактивной доске меняются слайды с видами дома-музея Л.Н. Толстого). А проникнуть вовнутрь нам поможет следующий вид работы.
Слайд 22
Использование разнообразного иллюстративного материала: таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка, орфографии, пунктуации. Например, при прохождении темы «Однородные члены предложения»
Болевая точка любого урока – поиск таких форм взаимодействия учителя и ученика на уроке, когда субъективная позиция ученика реализуется максимально. Ученикам интересно действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, а не только на них отвечать, т.е. им хочется на уроке занимать активную коммуникативную позицию. Задача учителя – помочь ученику увидеть его роль на уроке, перевести учебную деятельность школьника в творческую плоскость. Думаю, нет смысла доказывать, что применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать его эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным. И в заключении хотелось бы пожелать, чтобы девизом каждого учителя сегодня стали слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»
Обобщим все сказанное выше. Анализ тенденций развития ОУ в рамках создания программы «Эффективное открытое информационное пространство в условиях сельской школы» показывает, что успешно проводится:
• совершенствование информационной системы, обеспечение её полноценного функционирования и развития на перспективу;
• накоплен не малый опыт работы школы по созданию цифровых ресурсов, разработанных самими учителями и обучающимися;
• создается методическая копилка использования ИКТ в образовательном процессе;
в школе наблюдается увеличение числа педагогов, использующих информационные технологии и расширяется список школьных дисциплин, преподаваемых с применением ИКТ на основе компетентностного подхода, что составляет главное условие социализации личности школьника. Эти динамические изменения являются ответом на основные направления реализации Национальной инициативы «Наша новая школа» — максимально раскрыть интересы и способности ученика, формировать на этой основе социально компетентную, мобильную личность. Возрастание роли ИКТ, в том числе дистанционного обучения требует от школы решения задач по формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса. По моему глубокому убеждению, ценность рационально используемых информационно-коммуникационных технологий в ВОП состоит в том, что они способствуют формированию познавательной деятельности обучающихся, взаимному принятию ими проблемы урока и мотивированию на совместную деятельность. В дальнейшем это может стать не просто процессом перехода к новым средствам обучения, а доминирующим фактором развития школы.

Список использованной литературы
1. Алексеева Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента. Учитель. — 2004. — № 3
2. Бычков А. В. Инновационная культура. Профильная школа. — 2005. — № 6
3. Дебердеева Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества. Инновации в образовании. — 2005. — № 3
4. Кваша В.П. Управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,1994
5. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000
6.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997
7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия» 8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат, Москва. Академия, 2000г.
9. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. Кларин М.В. М. 1997г.
10. Татарников А.Н., Татарникова Л.А. Офисные технологии: текстовые документы и мультимедийные презентации: Учеб. Пособие. — Изд. 2-е, перераб. — Томск, 2007. — 131 с.

Добавить комментарий