Рахимова Р.Р., Ковалёва С.А., Кузнецова М.Г.«Образы моря в литературе, живописи и музыке»

Урок русской литературы посвящён работе по стихотворению А.С.Пушкина \»К морю\». Выполнен в форме интегрированного урока, в котором приняли участие филолог, преподаватель ИЗО и музыкант. Тем не менее, тот же материал может быть подготовлен и одним специалистом — учителем литературы. Кроме того, разработка урока может быть использована на уроках ИЗО или музыки.

Цель:  ознакомить учащихся с принципом взаимопроникновения смежных искусств, через коллективную эвристическую деятельность выявить комплекс выразительных средств и художественных приемов различных видов искусства.

Задачи:

а)  образовательная — сформировать устойчивые знания по теме, вырабатывать умение находить межпредметные связи и проводить сравнительный анализ по проблемным вопросам, а также закреплять навык критического подхода к изучаемым произведениям.

б) развивающая — расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал.

в) воспитывающая — привитие чувства уважения к мировому культурному наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.

Литератор(Л) – Ребята, вы когда-нибудь видели море? Какое оно?

Дети (Д) – в нём есть какая-то тайна и огромная сила.

Л. — тайна и мощь морской стихии издавна привлекала к себе взоры поэтов, художников, музыкантов. Тема нашего урока – «Образы моря в литературе, живописи и музыке» (записывают тему в тетрадь)

Море воспевали Гёте, Байрон, Гюго, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет и другие поэты. Море манило их изменчивостью и динамичностью облика. Тихое и прозрачное в штиль, бушующее во время шторма, таинственно мерцающее в ночи – эти разные состояния моря нашли отражение в художественной литературе. «И блеск, и тень, и говор волн» также привлекали А.С.Пушкина. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку (записывают в тетрадь).

Как к живому собеседнику обращается поэт в стихотворении «К морю». Вслушайтесь, насколько музыкальны эти слова (читает стихотворение).

Откройте учебники. Отметьте слова и словосочетания, которые помогли созданию образа моря в вашем воображении (1группа работает с 1-3 строфами, 2 группа – с 4-6 строфами, 3 группа – с 12, 14, 15 строфами).  Названные слова записывают на доске – свободная стихия, волны голубые, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки, бездны глас, своенравные порывы, взыграл неодолимый, могуч, глубок и мрачен, неукротим, торжественной красы, гул в вечерние часы). Благодаря этим словам мы как будто видим море и слышим его голос. Как называются такие образы?

Д. — Зрительные и звуковые (запись на доске)

Л. -Какое словосочетание, по-вашему, будет ключевым в этом списке?

Д. — Свободная стихия

Л. -Вы знаете, что поэты и писатели для придания своей речи большей красочности и выразительности используют определённые средства. Какие?

Д. — Эпитеты, метафоры, сравнения (запись на доске)

Л. -Поэт разговаривает с морем, как с человеком. Как это называется?

Д. — Олицетворением

Л. -В словах поэта «Я был окован…» о каких оковах идёт речь?

Д. — О годах ссылки в Одессу. Поэт прощается с морем, но это и прощание со свободой, торжество которой не суждено увидеть людям его поколения.

Л. -Как называется направление в искусстве, для которого характерно стремление героя к свободе, независимости, возвышенный склад души, мечтательность?

Д. — Романтизм. И герой нашего стихотворения – тоже романтик.

Л. -Изучая художественное произведение, мы каждый раз подчёркиваем, что любая деталь имеет  значение. Пейзаж может выполнять определённые функции. Назовите их

Д. — Изобразительная, аллегорическая, эмоционально-психологическая, символическая

Л. -Какую же роль играет пейзаж в нашем случае?

Д. — Эмоционально-психологическую и символическую.

Л. -На примере стихотворения А.С.Пушкина мы ознакомились с тем, как поэт-романтик использует образ моря в своём произведении. А каким образом представлена тема моря в произведениях музыки и живописи, вам предстоит сейчас узнать.

 

Художник (Х.)- Что касается изобразительного искусства, то художник  не только видит красоту морских пейзажей, но и передаёт её на полотне с помощью красок. Море рисовали многие художники . Как их называют?    

Д —  маринисты.

Х. —  можете ли назвать фамилии художников-маринистов?

Д. — это художник Айвазовский.

Х. — Айвазовский был выдающимся живописцем. Его работы были известны в Англии, Франции, Италии.  Русские вельможи  наперебой заказывали ему картины.   Знакомство и дружба с Пушкиным  наложили  отпечаток   на творчество художника. Всю свою жизнь он стремился постичь море через поэзию. Айвазовский великолепно играл на скрипке и поразил самого Глинку. Наверное, сочетание  поэзии и музыки  выплеснулось в живописи   великого художника. Черпая вдохновение в картинах природы , восхищаясь красотой окружающего мира и пропуская её через призму собственного восприятия, художник пытается воплотить свои впечатления в творчестве.  Перед вами  картины великого мастера живописи. Посмотрите на них внимательно и ответьте —  что является средствами  выразительности в живописи?                                                        

Д. — Линия, ритм, динамика, цветовое пятно, цветовая гамма.

Х. — Давайте  вместе попробуем проанализировать – как в разных работах эти средства раскрывают замысел художника и создают «настроение» картины.

(Далее идёт обсуждение работ: «Лунная ночь на Кипре», «Девятый вал», «Морской берег», «Прощание», «Кавказские горы с моря»).                                                                 

Х. – если обобщить всё то, что вы сказали в ходе обсуждения картин, то можно сделать вывод о том, что на всех своих полотнах  художник хотел передать:  мотив противоборства, соперничества человека и стихии, мечту о свободе, любовь к природе.  И вы убедились, что пейзаж в живописи имеет так же, как и в литературе, эмоционально-психологическое и символическое значение.                   

 

Музыковед (М.)- (вопросы к учащимся): к какому виду искусства относится стихотворение?

Дети (Д.) — к литературе

М. а произведение живописи?

Д. — к изобразительному искусству

 М. — симфоническое произведение?

Д. — к музыке

М. —  из названных видов искусства какое является самым точным и конкретным?

Д. — самое конкретное по языку выражения — литература, на втором месте — живопись, и на последнем — музыка.

М. — Да, действительно, музыка из трёх названных искусств менее конкретна, но сильнее других воздействует на наши эмоции.

 

В музыке есть много примеров воплощения темы моря, но мы поговорим только об одном из них — это симфоническая сюита русского композитора Н.А.Римского-Корсакова \»Шехеразада\». Николай Андреевич  Римский-Корсаков  в юности учился в Морском корпусе, по окончании его, будучи гардемарином, совершил кругосветное путешествие. Оно длилось 2 года 8 месяцев. И, естественно, впечатления от плавания были очень яркими  и незабываемыми. Они нашли отражение в сюите \»Шехеразада\».

 

М.— Шехеразада — героиня каких сказок?

Д. — восточных

М. — Как называется сборник арабских сказок?

Д. — \»1001 ночь\»

М. —  (вкратце обрисовывает сюжетную линию сказки). Шехеразада  —  жена султана Шахриара, а на Востоке правитель — не просто первое лицо в государстве, это \»великий и всемогущий\», его власть над подданными безгранична, поэтому вошло в обиход выражение \»восточный деспот\». Как ещё называют такого человека?

Д. — тиран.

М. — Послушайте музыкальную тему Шахриара (педагог играет на ф-но тему Ш.).

Какое впечатление она произвела на вас? Какого человека вы представили?

Д. — с надменным, тяжёлым взглядом, властного, жестокого, эгоистичного.

М. — Обратите внимание на средства музыкальной выразительности — в теме нет аккордов, только сплошь унисоны. О чём это говорит?

Д. — аккорд — это гармоничное звучание нескольких голосов, а унисон — по сути, одноголосие. Это говорит о характере султана, не признающего компромиссов и уверенного в своей правоте.

 

 М.— Я сыграла вам тему султана для того, чтобы вы

а) сравнили её с темой моря в том музыкальном фрагменте, который сейчас прозвучит;

б) проанализировали средства музыкальной выразительности, т.е. выполнили бы те же действия, что и на уроке литературы при знакомстве с стихотворением. Но сначала давайте-ка включим механизм критического мышления и попробуем предположить, что за музыка нас ждёт: какой должна быть динамика?

Д. — мощное звучание

М. —  соло или оркестровое tutti?

Д. — tutti

М. — предпочтительные тембры — струнные, деревянные или медные духовые?

Д. — медные духовые

М. — регистр темы

Д. — низкий и средний

 

Ученики прослушивают музыкальный фрагмент (\»Багдадский праздник и Корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником\» — 4 часть сюиты) и по ходу анализируют средства выразительности, отмечая совпадение предполагаемых  и реальных  результатов.

 

М. — Да, Римский-Корсаков потрясающе реалистично рисует картину бушующего моря. Но каждый великий  художник потому и велик, что он не просто \»фотографирует\» реальность, а через искусство доносит до нас свои обобщения и размышления.

-О чём говорит похожесть тем Султана и моря?

Д. — о близости характеров

М.-Более того, композитор размещает темы моря и султана рядом для чего — чтобы противопоставить или приравнять?

Д. — чтобы указать на тождество их

М. -Почему?  Какую мысль композитор хочет высказать своей музыкой?

Д. — как море играет судьбами людей, так и султан своевольно вершит судьбы подданных. 

М. – какую роль в сюите играет морской пейзаж?

Д. – аллегорическую, эмоционально-психологическую и символическую. 

 

Л. — Найдите у Пушкина в стихотворении аналогичные строки:

Д. — Смиренный парус рыбарей,

       Твоею прихотью хранимый,

      Скользит отважно средь зыбей:

      Но ты взыграл, неодолимый,-

      И стая тонет кораблей.

 

Л. — Помните, анализируя стихотворение Пушкина, мы говорили об олицетворении — приёме, когда черты человека переносятся на море. В сюите \»Шезеразада\» — тот же приём, в произведениях изобразительного искусства — аналогично. Значит, мы с вами пришли к какому выводу?

 

Д. — Любая тема в искусстве даётся художником через призму человеческого восприятия.

 

 Рефлексия (Л) – Ребята, вы сегодня читали стихотворение о море. Рассматривали иллюстрации с морскими пейзажами, слушали музыкальное произведение. У каждого из вас сложилось своё представление об увиденном и услышанном. Сейчас вы приступите к выполнению следующего задания: необходимо сочинить пятистишие, в котором ключевым словом будет «море» (3 мин). Ученики по окончании работы зачитывают свои стихи.

Домашнее задание:  выучить стихотворение А.С.Пушкина «К морю» наизусть. Подготовить слайдовую презентацию, посвящённую морским пейзажам.

 

Использованные материалы

 

1. «Сказка в творчестве Н.А.Римкого-Корсакова», с.статей под ред.Т.Коровиной, М., «Музыка», 1987

2.  Русская литература. Уч.пособие для 8 класса средней школы под ред Н.И.Громова.

М., «Просвещение», 1973

3.  Н.А.Римский-Корсаков. Альбом. М., «Музыка», 1988

4.  А.И.Кандинский, Е.М.Орлова. Русская музыкальная литература, вып.3.

Изд-во «Музыка», Ленинградское отделение», 1981

5.  А.Соловцов. Николай Андреевич Римский-Корсаков. М., «Музыка», 1984

Добавить комментарий