Разработка внеклассного мероприятия \»Легенды Борового\»

Сценарий
внеклассного мероприятия

«Легенды
Борового»

-формировать знания о родном крае,
расширять кругозор, знакомить с историей Казахстана, его фольклором,

прививать любовь к Родине.

Ведущий:

Добрый день, педагоги, ребята и гости.
Сегодня мы предлагаем Вам совершить путешествие в одно из самых красивых и
загадочных  мест нашей Родины- Бурабай.

Чтец.

С. Сейфуллин
КОКШЕТАУ
ОК-ЖЕТПЕС, БУРАБАИ, ЖУМБАК-ТАС

Ты, Кокшетау, отечество мое,
И каждая черта твоя близка мне,
Вот Ок-жетпеса острое копье,
Изваянное из седого камня…

Твою, туманом тронутую тишь,
Я чутким сердцем слушать не устану.
Живые сказки ты в себе хранишь,
Певучие и звонкие дастаны.

Вот гладь отвесной каменной стены,
Но пленница пройти по ней сумела
И здесь, над самой бездной,
С крутизны
О злоключеньях горлинки пропела.

Внизу чуть слышно плещется вода,
То темная, то нежно-голубая.
Признаюсь, что нигде и никогда
Озер не видел краше Бурабая.
Здесь неразрывны явь и забытье.

И с высоты, задумчивы и строги,
Глядят на отражение свое
В зеркальной глади
Горные отроги.

Крутые камни, поражая глаз,
В причудливом застыли беспорядке.
Молчит скала загадок — Жумбак-тас,
Разгаданы ли все ее загадки?..

Нависшую над бездной голубой,
Ведущую с минувшим перекличку,
Ее здесь сможет указать любой
И тут же вспомнит девушку-калмычку.

Простую притчу о добре и зле
Вам напоет, как деды раньше пели,
Она на этой прижилась земле,
Ее здесь люди знают с колыбели.

Любой на кручу позовет взойти,
И, не прервав певучего рассказа,
Поможет облик девушки найти
В недвижном очертанье Жумбак-таса.

Видны отсюда озеро, и лес,
И ближние и дальние пределы,
И гордая вершина Ок-жетпес,
Куда батыра долетали стрелы…

Над головою облака легки,
А там, внизу, с едва приметной дрожью
Студеных волн косые языки
Облизывают прочное подножье.

Как круто в воду падает скала!
И вдруг поймешь с печальною улыбкой,
Что ты ступил на грань добра и зла,
Удержишься ль на этой грани зыбкой?..

И все иным покажется кругом,
Хоть было с давних пор тебе известно,
Овеет душу легким холодком
Бездонная распахнутая бездна!..

…Как много этот дивный край хранит.
Лишь пожелайте — убедитесь сами,
Он для добра певучего открыт,
И чутким эхом слово повторит,
Пропетое иль сказанное вами.

Сартаева Алтынай:

Старая
казахская легенда, которая передается из поколения в поколение, о возникновении
урочища Боровое гласит так:

…Аллах, создавая мир, дал казаху только степи. Несправедливый дар Аллаха —
решил казах и потребовал у создателя в дополнение горы и леса. Но всемогущий
был скуп, он не захотел расставаться с тем, что осталось у него в корджуне.
Тогда на помощь народу поспешил сказочный герой, весельчак и балагур,
безбородый пересмешник — Алдар-Косе. Он быстро втерся в доверие к Аллаху и
предложил ему сыграть в прятки и перетяжку. Чтобы было, где прятаться в голой
степи, Алдар-Косе попросил у Аллаха маленькую горку. Всемогущий внял его
просьбе и, шутя, насыпал среди степи холм, который и поныне называется Букпа,
что в переводе на русский язык значит \»прятаться\». Во время игры
сметливый Алдар-Косе незаметно проделал в корджуне Аллаха дырку. И, когда
всемогущий и балагур затеяли в небесах возню в \»перетяжку\» и
\»догонялки\», на степь просыпались из дырки земные красоты: остатки
скал, леса, озера, родники…
 Вот что рассказывает другая легенда
этого края. Уже много веков прошло с той поры, как Всевышний сотворил все, что
есть на Земле, и на всякий случай решил вернуться, чтобы проверить, так ли все
живут, как было задумано. Оказалось, что многие жители желали для себя большего
и пришли к Нему со всех сторон света в середину Евразийского материка, в степи
Сарыарки с жалобами. Слон жаловался на жару, таежный медведь- на долгую зиму,
пустынная антилопа страдала от пыли и жажды. Пришел и человек и сказал, что слишком
загадочна жизнь и томиться он разными желаниями, которые сам не в силах
исполнить. Не понимали живущие на Земле, что довольному всем нет нужды что-либо
делать, даже незачем вставать после сна, и, получив все, камнем застынет он в
своем блаженстве. Не понимали и продолжали просить и настаивать. И тогда Он
обещая им, что не будет ни холодно, ни жарко, ни слишком влажно, ни слишком
сухо, и сделал всех такими довольными, что они уснули в миг и окаменели на век.

Баяндина Любовь -Гора Бура

Горы
Кокшетау потому и называются так «Голубые-небесные горы», что небо над ними
синее-синее, а воздух в этих местах чист и прозрачен. В давние времена в этих
горах обитал гордый белый верблюд — Бура. Он был высок, силен и красив. Шерсть
на нем была густая, белая-белая. Этот огромный верблюд Бура всегда ходил один,
ни с кем не общался, никому не подчинялся. Его родным домом была густая чаща
кокшетауских лесов. Воду он пил только из одного озера, которое в народе за
чистоту и прозрачность называли Кумисколь — Серебряное. Каждый день в полдень
белый верблюд Бура приходил пить воду из серебряного озера, и приходил он сюда
по одной и той же дороге.
Этот верблюд был священный. Он заранее чувствовал приближение вражеских полчищ
и своим громким криком предупреждал людей об опасности. Бура также чувствовал и
приближающиеся к хану болезни, и в такие дни становился особенно беспокойным и
шумным. Перед тревожными днями белый верблюд Бура, не переставая, громко ревел.
Рев его слышали жители окрестных лесов и степей и спешно собирались в отряды,
чтобы отразить набег врагов. Люди поклонялись белому верблюду, как божеству,
считали его священным животным, которое им послал бог Неба Тенгри, чтобы
оберегать их от напастей.
Прошло много лет. И вот среди людей появился один кровожадный злодей. Он собрал
шайку таких же подлых и злых людей, как он сам. Они грабили бедных и убивали
беззащитных, безжалостно истребляли диких зверей, птиц и животных. А белый
верблюд Бура стал своим ревом предупреждать животных и людей об их приближении.
И не стало у разбойников удачи. Звери спасались от злых разбойников бегством.
Но и злодеи прознали о том, что Бура предупреждает всех своим ревом, и стали
охотиться уже за ним самим… Они решили его убить.
И вот однажды Бура шел, рассекая густой лес своей мощной белой грудью, и
наткнулся на охотников. Один из разбойников тут же выхватил большую стрелу и,
натянув лук, прицелился прямо в грудь белому верблюду. Железная стрела пробила
грудь священного животного и вышла через один из его горбов. Кровавая пена
брызнула из пасти верблюда, и тут он громко взревел и бросился на обидчика,
пытаясь растоптать его железными копытами. Спасаясь, разбойник ударил камчой
коня и умчался.
Белый верблюд, чуя приближение конца, повернул назад и пошел к своему родному
озеру с серебристой водой. Перед самой смертью он повернул голову в сторону
священной Каабы и закрыл глаза. Священное животное так и замерло, навсегда
превратившись в большую белую гору с двумя горбами.
Высота этой горы достигает 690 метров. Из заднего горба до сих пор торчит
стрела, пронзившая насквозь животное. Местность, в которой обитал белый верблюд
Бура, так и стали называть — Бурабай, а озеро с серебристой водой, где он
утолял жажду, назвали Боровое.

 Преградив путь к наступающим врагам вещий
верблюд Акбура превратился в гору Бурабай.

О, кокше, коздi ерiкciз токтатасын,

Акша бултка кадалган шокпар тасын.

Акылбайдын аса алмай асуынан,

Енiсте шогiп жатыр Ак,- Боташым.

 

Абаева
Индира- Окжетпес

1…Великую
Степь то и дело сотрясали большие и малые набеги монголов, джунгар, калмыков.
Враги ее были беспощадны: разоряли аулы, угоняли скот, убивали мужчин и детей,
брали в полон женщин и девушек, уводили их в рабство…
Грозный хан Среднего жуза — Абылай нередко наказывал обидчиков, давал им
понять, что посягательство на Великую Степь, ее народ не может оставаться
безнаказанным. И он мстил особо ретивым, неугомонным, злобным…

Oднажды хан
Абылай одержал сокрушительную победу над калмыками и вернулся с большой добычей
из похода в родные края. В тени одной из приозерных скал Абылай решил разделить
все добытые в сражении трофеи между участниками победного похода. Всем всего
досталось сполна. Осталось решить лишь одно -кому отдать плененную юную
красавицу калмычку?

Слишком
многие из воинов хотели видеть ее своей женой. Но калмычка на каждое
предложение отвечала категоричным отказом.
Затянувшийся спор между воинами, претендующими на руку и сердце красавицы
-калмычки, озадачил хана Абылая. Чтобы ненароком не обидеть кого-либо из своих
доблестных воинов и не неволить в выборе красавицу-калмычку, он предложил ей
самой определить достойного.
Красавица-калмычка прислушалась к мудрому совету хана Абылая. Но разрешить спор
между разгоряченными джигитами решила по-своему. Она взобралась на вершину
скалы, у подножия которой расположились воины, укрепила свой белый платок на ее
вершине и сказала:
— Стреляйте, джигиты! Чья стрела долетит до вершины горы, за того я выйду
замуж!..
Долго соревновались джигиты, много стрел выпустили из своих луков, но ни одна
из них не долетела до вершины скалы, не говоря уже о том, чтобы коснуться своим
острым жалом вывешенного белого платка…Разгневался хан Абылай и на своих
неумелых воинов и на упрямую калмычку и приказал ей спуститься с вершины
каменной скалы…
Но ослушалась грозного хана Абылая красавица-калмычка, поступила вопреки его
воле. Она прекрасно понимала, что только на вершине горного утеса она вольна и
свободна. Если же вновь спустится в ставку разгневанного, жестокосердечного
хана, то лишится последнего, что у нее сейчас есть. В лучшем случае может стать
наложницей или женой нелюбимого человека. Ни то, ни другое было ей не по душе.
Поэтому она решилась на последний, отчаянный шаг в ее юной жизни — бросилась с
вершины горного утеса в воды Голубого залива озера Аулиеколь (Боровое)…

Так погибла
юная красавица-калмычка, бросив вызов ханской воле и всем желающим видеть ее
своей женой. Девичья честь, достоинство, гордость оказались для нее превыше
всего, и она не поступилась ими.
Вполне возможно, что со временем стерлись бы из людской памяти воспоминания о
непокорной, своенравной, свободолюбивой красавице-калмычке, если бы не
случилось непредвиденного: на месте ее падения на озерной глади Голубого залива
появился жумбактас -скала — загадка, или как ее еще очень часто называют, —
Сфинкс.
Каждый при взгляде на скалу видит нечто свое. Чаще всего она является взору то
усталой, задумчивой старушкой, то молодой, целеустремленной девушкой…
Некоторые же связывают облик этой скалы ни с молодой или старой женщиной, а
считают ее символом метущейся, беспокойной женской души. И это, если следовать
легенде, ближе к сути поступка гордой калмычки, ближе к реальности, к правде
жизни. Впрочем, это только догадка, а не утверждение… Если со стороны озера
всмотреться на ухо \»Слона\», вы увидите стоящую во весь рост девушку,
держащую в руке платок.

Пунтас Виктория:

Айдос Абуталипов «
Жумбактас»  :

Уа, Жүмбақтас, Жүмбақтас,

Айналайын толқын қарбалас.

Келемін қарап қызыға —

Алдымен шықты қарындас,

Мандайын үрлейді

Қайырылып артқа қысқа шаш.

Бара-бара қарындас

Ауысты бөтен бір түрге-

Шүңірек көз кемпірге.

Жүмбағынды үғындым

Сиқырлы кемпір-қызға үқсас

Сүйкімді момын Жүмбақтас.

 

Абаева Индира «Кокше»

 

Барышев Алексей

Гору «Кокше»- Синюху называют матерью
трёх сестёр- трёх скал, расположенных друг за другом.

 В
легенде говорится:

Это было в далёком прошлом. Чтобы
защитить свою землю, свой кров и очаг, на борьбу с кровожадными, безжалостными
врагами поднимался и стар, и млад. Охраняли от набегов врагов свой родной народ
и три сестры и их любимый брат Батыр Окжетпес. Благодаря им долго оставался
неприступным край для многочисленных захватчиков. Но однажды грянула беда –
несметные полчища врагов хлынули на их родные кочевья и аулы. Долго бились с
ними три сестры и их брат Окжетпес. Но силы оказались неравными. И даже в
смерти своей они не покинули поле боя- встали друг за другом, окаменели и тем
самым преградили путь завоевателям на свою родную землю. Первая скала- старшая
сестра, вторая скала- средняя сестра, а третья скала- младшая сестра. А рядом с
ними гордый скальный утёс-их брат-Окжетпес.

Песня
«Отан Ана»

Кайролла ДарханОрёл- Вещун

 …В дальние времена, когда только казахи
владели Великой степью, на вершине каменного утеса жил огромный Орел-вещун. Он
зорко следил за всем, что происходило в округе. Многим был неугоден этот Орел,
он не позволял своенравным и своевольным совершать неблаговидные поступки.
Немало было тех, кто пытался подстрелить Орла, но их стрелы не долетали до
вершины каменного утеса, где обитала неугодная птица. Находились и те, кто
пытался взобраться на вершину утеса, чтобы убить Орла и разорить его гнездо. Но
все их многочисленные попытки были тщетны. Спустя годы по степи пронесся слух,
что Орел-вещун улетел. Но в памяти народной до сих пор свежо предание о гордой,
вольной, вещей птице, которая жила на вершине каменного утеса, до вершины
которого не долетит стрела, не всякий путник доберется…

Садчикова Александра

А вот еще
одна малоизвестная легенда об Окжетпесе.
До Жекебатыра или позже него, об этом точно сказать никто не может, в одном из
мирных аулов Кокшетау родился необыкновенный мальчик. Он был крупным ребенком и
с каждым днем он рос все больше и больше. К десяти годам он настолько вытянулся
вверх, что стрела, пущенная с земли, долетала только до его груди. Люди стали
называть его Окжетпес ом, т.е. \»Не долетит стрела\». Насколько он был
высок ростом, настолько же был наделен недюжинной силой. Поскольку не было
такой живности, которая могла его выдержать, он приручил слона.
Казахи всегда терпели набеги врагов. Со всех сторон, с жадностью голодных
волков, совершали недрги набеги, опустошая аулы. Но каждый раз на пути врага
оказывался Окжетпес. И каждый раз враг терпел сокрушительные поражения, а
оставшиеся в живых уходили ни с чем. Однажды все враги казахов объединились и
решили, во что бы то ни стало разгромить и разграбить аулы. Врагов было
несметное число. Окжетпес несколько дней подряд громил и уничтожал
неприятельских воинов. Наконец они дрогнули и пустились наутек.
Говорят, батыры бывают простодушными и доверчивыми. Окжетпес решил, что враг
больше не посмеет вернуться и поэтому стоит хорошенько отдохнуть и выспаться.
Он искупался в водах Аулиеколя, вошел в лес у подножия Кокшетау и залег в тени
деревьев. Враг не дремал. Он следил за действиями Окжетпес а, выследил его и
напал на беспечного батыра тысячами воинов. Оставшийся без оружия батыр стал
вырывать деревья вокруг и (Во время битвы Окжетпес вырвал деревья у соседнего
аула и там образовалась поляна. И позже, через много лет, на этой поляне будет
отдыхать Абылай-хан и люди назовут лужайку \»Поляной Абылай-хана\». Но
это будет через тысячелетие). Но силы были слишком неравными -безоружный батыр
и тысячи врагов, стреляющие по нему из луков, бросающие в него копья и бьющие
его секирами, Окжетпес сильно устал. Он понимал, что стоит ему упасть, как на
него набросятся, свяжут и будут издеваться. Плен — это позор! Тогда, собрав
последние силы, он громогласно крикнул.
— О, Всевышний! Не дай умереть позорной смертью пленника! Преврати меня в
камень!
Чтобы не отдать врагу своего слона, он приподнял его вверх и превратился в
глыбу. Так и застыл он в камне со своим поднятым слоном.
крушить ими врага.

Федоренко Милана -Танцующая роща

Уникальная
березовая роща, остатки которой еще сохранились на северном берегу Боровского
озера (Аулиеколь). Березы искривлялись от самой земли…Почернелые, в уродливых
наростах, они нелепо изгибали стволы из стороны в сторону, то низко кланяясь,
то извиваясь изломанной спиралью, коряво виляя, ползли вверх в небо, точно
пьяные сгорбленные змеи, зачарованные навек какою-то дикой музыкой. А наверху
распускали зеленые плакучие кроны, но никто их не замечал, завораживали извивы
древесных стволов.  

Но редко кто
задавался вопросом, по какой же причине начался этот странный в природе танец,
почему они так отличаются от своих белоствольных родных сестер, которые растут
в густом лесу. Все дело в сильном ветре, который со свистом гнул молодые
деревца и обильных сугробах, под тяжестью которых деревца изгибались и
перезимовывали, спасаясь от сильных морозов, а после таяния снега, снова
выпрямлялись и росли вверх…

А вот одна
из легенд, сложенной об этой уникальной роще:
Молодежь аулов, расположенных вокруг Бурабая, похоже была сплошь из любителей
искусства. Они собирались на лужайке между лесом и восточной частью Аулиеколя и
проводили игры, пели песни, устраивали танцы. Об играх и веселье молодежи
узнает хан. Ему захотелось увидеть все это своими глазами. Однако хан не может
выехать туда в сопровождении многочисленных нукеров (воинов), чтобы посмотреть
игры. Пойти туда можно тайно, без шума иначе молодежь будет неискренней, и игры
будут без обычной естественности и простоты.
Как обычно, молодежь собралась на игры. Хан, переодевшись в простого жигита в
сопровождении одного из нукеров, тоже пришел на игрища и стал одним из многих,
кто хотел посмотреть на веселье молодежи. Никто не узнал в скромном жигите
всесильного хана. Одни игры сменяли другие и веселье разгорелось вовсю.

Пришла
очередь показывать искусство танцев. На середину лужайки вышли девушки, как
березки белые в свете полной луны, и устремились в хоровод. Развевающиеся белые
платья, колыхающиеся на головах перья филинов, мельканье ног, вихрь кружения
слились в прекрасное зрелище. Увлекшись искусством, хан, помимо воли,
воскликнул:
— О, прекрасные феи, будьте счастливы, живите долго!
нцующие    березы Заметив хана, кто-то
воскликнул:
— О, всесильный хан!
Тут и все собравшиеся бросились ниц с причитаниями:
— О, всесильный хан!
Танцующие девушки засуетились, не зная, куда деваться, где спрятаться. Они
замерли в танце, да так и остались стоять, превратившись в молодых березок.

 Еще из интереснейших мест Борового можно
отметить Тасбака (черепаху). Если подойти к Окжетпесу со стороны озера Боровое
и посмотреть на слона сзади, то можно увидеть, как правое ухо слона
превращается в огромную черепаху. Она вытянула шею и, положив правую лапу на
голову слона, стремится подняться выше и взобраться на затылок слона.

У подножья
\»Ежа\», у подножья \»Кокше\»,

На
\»Абылая\» — прекрасной поляне

Вновь я вижу
— осинка с березкой уже

Свой убор на
осенний наряд поменяли!

Расцвела — расцвела
осень в красках уже!

Неба синь
дышит легкой прохладой!

Сколько
красок! И снова легко на душе!

Так
прекрасно! Ну что еще надо?!

Для
здорового отдыха и для души

Уголок
Бурабай предназначен.

Посмотрите,
как белки на соснах в тиши

Свой запас
для зимы где-то прячут!

И
прислушайтесь лучше, как птиц голоса

С новым
текстом вдруг песни запели!

В новых
красках вокруг вижу я чудеса.

Все
готовится к зимней метели!

В бальный
танец в \»Танцующей роще\» опять

Вас
березоньки вновь приглашают!

Потанцуйте!
Ну что с них — ни дать и ни взять!

Они взор наш
собой украшают!

И на
каменный брег тихо плещет волна,

Переливом на
солнце играя!

От души я
любуюсь тобою, Страна!

На земле не
найти лучше края!

Осень,
снежную чуя метель,

Лето ласково
так усыпляет!

И в чудесных
узорах цветную постель

С
материнским теплом застилает!

Рыскали Аружан -Трон Абылайхана и
поляна Абылайхана

О хане
Абылае — хане Среднего жуза народ сложил, сохранил в немеркнущей памяти
множество легенд, сказаний и поэм…У подножья знаменитой горы Кокше есть
священное место для казахов — естественный гранитный трон Абылай хана и поляна
Абылай хана — уникальный памятник живой природы, который характеризуется особым
микроклиматом. Здесь наблюдается особая активность солнечного сияния, обилие
биологически активных ультрафиолетовых лучей, под воздействием которых организм
человека омолаживается….По преданию, представители крупных родов Среднего
жуза усадили табунщика Сабулака, по происхождению Абильмансура — внука грозного
Абылая, на белую кошму, вознесли его на природный каменный трон и провозгласили
своим ханом. И стал он именовать себя ханом Абылаем. Роды Атыгай и Карауыл
отдали ему в жены шесть самых красивых девушек и поставили шесть белых юрт.
Духом- покровителем Абылая был желтый верблюд. Считалось, что если верблюд
лежит на дороге, ведущей к месту сражения головой вперед, то Абылая ждет победа
над врагами, если наоборот — жди неудачи в походе или поражения…

Пунтас Виктория -Пещера любви,
Настасьина гора.

Сары-Арка
свято чтит имена своих любимцев. Один из них Балуан Шолак (Нурмагамбет
Баймурзин). Еще при жизни о нем слагались легенды. Был он человеком, щедро
одаренным природой. Мало кто из батыров вольной степи мог соревноваться с ним в
силе, ловкости, меткости глаза и твердости руки. Послушны были ему самые резвые
скакуны, степь считала его сыном и всегда была ему открытой и доверчивой. Он
был непривзайденным, виртуозным домбристом — домбра пела в его руках, вторя его
задушевному голосу, рассказывая вместе с ним слушателям о любви, верности,
дружбе… В каждом ауле у Балуана Шолака были надежные друзья, которые любили
его, почитали его, как несказанно талантливого, одаренного человека, великого
как в своей гениальности, так и в простоте отношений с теми, кто уважал и
почитал его.

 Пещера любви или Настасьина гора

Любовь
высокую, искреннюю Балуан Шолак славил в своих многочисленных песнях, и хорошо
получалось это у него потому, что он знал, что значит это чувство в жизни
каждого человека, в том числе и в его собственной. Одна из легенд, сложенная
народом,  на основе действительной любви
Балуана Шолака к Настасье гласит так:

…Однажды
друзей Балуана Шолака беспричинно арестовал станичный атаман Астафов. Чтобы
освободить их, Балуан Шолак выкрал дочь атамана — Настасью, увез ее в горы и
спрятал в пещере в одной из скал Кокше, находилась, которая на берегу озера
Айнаколь (Большое Чебачье).
…В неожиданной схватке с медведем Балуан Шолак получает серьезные ранения. Из
добрых побуждений Настасья ухаживает за ним, излечивает его и неожиданно для
себя влюбляется в славного джигита. Тот отвечает ей тем же, звенит его
счастливая домбра, поет девушке о любви, красоте, добре, свободе. Пещера вместо
темницы для девушки превращается в место чистой любви Настасьи и Балуана
Шолака. Они счастливы, им хорошо вдвоем… Но слишком скоротечно их счастье.
Они получают письмо от отца Настасьи, в котором тот сообщает, что выполнил все
требования Балуана Шолака, освободил его друзей, и он теперь обязан отпустить
Настасью. Настасья возвращается домой, а Балуан Шолак в свой родной аул. Чтобы
впредь молодые не могли видеться, Астафов решает отправить Настасью к дальним
родственникам. Опечаленная Настасья, предчувствуя близкий конец любви, пишет
письмо Балуану Шолаку, в котором еще раз признается в любви к джигиту и
сообщает ему о том, что готова ради него покинуть опостылевший ей дом. Но
письмо перехватывает ее брат — Евграф. Он предлагает отцу воспользоваться
случаем и навсегда избавиться от Балуана Шолака. Отец соглашается с
предложением сына Евграфа. Так все и происходит. Балуан Шолак спешит на место
встречи с возлюбленной — к озеру Айнаколь (Большое Чебачье), к той скале, к той
пещере, в которой волею случая они испытали немало сладостных мгновений и
поклялись в вечной верности друг другу. …Влюбленные бросаются в объятия. Но
раздается выстрел. Балуан Шолак ранен. Из-за нагромождения камней появляются
вооруженные люди — ее брат Евграф и наемники отца. Настасья с криком:
\»…Балуан, нас предали!…\» бросается со скалы в беспокойные волны
озера Айнаколь. В спину Балуана опять стреляют Евграф и его помощники. Но он
находит в себе силы, доползает до края скалы и с криком: \»Настя\» тоже
бросается в воды озера. Настасья погибает. А Балуана Шолака в беспамятстве
извлекают из воды. Жажда жизни, могучее здоровье Балуана Шолака побеждают смерть.
Но нужна ли ему жизнь без любимой? Окаменело его сердце, безысходной печалью
наполнились его глаза, не звенят, не поют уже струны его голосистой прежде
домбры, а плачут, скорбят о самом дорогом, безвозвратно утраченном…

…В память
о трагической любви двух молодых сердец скала называется Настасьиной, или
Теплой горкой. Здесь по весне первыми в округе цветут подснежники и тюльпаны. А
в деревянной беседке, построенной людьми, играет духовой оркестр. Пещера, в
которой Балуан Шолак прятал Настасью, называется не просто пещерой, а пещерой
любви.
Песня \’Талия\» — прощальная улыбка последней любви, как называют ее в
народе, написанная Балуа-ном Шолаком на склоне лет, стала шедевром казахского
песенного творчества.

Рыскали Аружан:

Сары-Арки прекрасное лицо
Дождем прозрачным омывает снова.
И облака свиваются в кольцо,
В котором кружат
Призраки былого.

И восемьдесят голубых озер,
Как пиалы,
              
Полны живою влагой.
И воздух здесь
Пьянящей льется брагой,
Что лишь острит,
А не туманит взор.

Вот карагач врастает в небеса,
А там — берез высокие желеки.
Здесь в таинстве спокойствия и неги
Медовая рождается роса.

Высоких сосен строгие ряды,
Девиз которых — прямота и ясность.
И ни души.
-презентаци

Добавить комментарий