Развитие человеческого капитала в условиях непрерывного образования

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тулешева Ш.Д., заместитель директора по учебно-производственной работе

КГУ «Сервисно-технический колледж №1, город Кокшетау»

 

Идея образования на протяжении всей жизни стара как мир. Она зафиксирована в пословицах, выражающих мудрость народов: русского (\»Век живи — век учись\»), английского (\»Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем\»), китайского (\»Не бойся, что не знаешь — бойся, что не учишься\») и др.

Термин “непрерывное образование” возник в связи с обострением проблемы качества подготовки обучающихся, в конечном счете, в связи с проблемой падения эффективности образовательных систем. И многие наивно полагают, что решение этой проблемы в совершенствовании педагогов, руководителей, воспитателей  образовательных учреждений различных типов и видов. Но образование не заканчивается в школе, колледже или ВУЗе.

Непрерывное образование — это постоянное совершенствование знаний, умений и навыков человека, вызванное стремлением быть актуальным в существующей профессиональной и социальной среде.   

В основном, непрерывность образования в настоящее время понимается, как обеспечение каждому человеку в течение всей его жизни постоянной возможности осуществлять собственное образование, причем  эта возможность должна быть доступна каждому.

Непрерывность образования как стратегическая идея на сегодняшний день не вызывает особых возражений. Она имеет достаточно сторонников, как у нас, так и за рубежом.

В августе 2012 года во время прохождения мной курсов повышения квалификации по программе обучения для руководителей организаций технического и профессионального образования Казахстана в Республике Сингапур, наша делегация стала свидетелем убедительного примера развития человеческого капитала в условиях непрерывного образования в этой стране.

Сингапур получил независимость в 1965 году и был тогда одним из самых бедных и проблемных мест в мире. Страна не располагала природными ресурсами. Даже пресную воду поставляла Малайзия, которая не была на тот момент дружественным Сингапуру государством. За 30 лет страна прошла путь от проблемы создания рабочих мест до инноваций.

Сейчас Сингапур считается одним из экономических чудес Юго-Восточной Азии. За короткий срок его столица превратилась в азиатский Нью-Йорк. Экономические показатели государства выглядят оптимистично, несмотря на кризисы 1998 и 2001 гг. При этом Сингапур не располагает природными ресурсами. Единственным ресурсом этой крохотной страны является человеческий капитал. Принцип Сингапурского правительства «обучение на протяжении всей жизни» дал поразительные результаты. Известное во всем мире «сингапурское чудо» как раз и заключается в том, что образование в современном сингапурском обществе понимается не как подготовка специалистов в учебном заведении, а как непрерывный процесс обучения и использования творческого потенциала каждого человека.

Результаты, достигнутые Сингапуром, известны во всем мире. Это прекрасно обученные дисциплинированные сотрудники, обладающие умением нестандартно мыслить, изобретательные и высоко мотивированные.

Поучителен и европейский опыт, с которым ознакомились мои коллеги во время прохождения курсов повышения квалификации в Германии. В Европе крупные корпорации располагают своей собственной системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. В нее входят специальные учебные заведения с материально-технической базой и штатом высококвалифицированных преподавателей.

Что касается высокотехнологичных отраслей промышленности, то здесь ежегодно проходят переподготовку две трети всех категорий персонала. В результате обучения сотрудники получают различные ученые степени и, разумеется, могут рассчитывать на повышение в должности и зарплаты. Кстати, крупные компании ежегодно тратят на подготовку персонала порядка 60 млрд. долларов.

Увеличивающаяся динамика обновления знаний в современной сверхдинамичной социально-экономической ситуации Казахстана, признало образование одним из важнейших приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, в котором человеческий капитал признан ключевым ресурсом.

Общей целью образовательных реформ в стране является адаптация имеющейся системы к новой социально-экономической среде. Принятая Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы продолжает модернизацию казахстанского образования, создает условия для повышения качества человеческого потенциала.

Главное отличие настоящего этапа модернизации системы образования – это акцент на достижении принципиально нового качества обучения.

Приведу основные пункты государственной программы, охватывающей все ступени образования:

— создана необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию задач модернизации системы образования и науки.

  создаются равные возможности для всех детей Казахстана: равные стандарты дошкольной подготовки, питания, медобслуживания, изучения государственного языка. Это важный шаг в формировании качественно нового человеческого капитала.

— идет работа на повышение имиджа профессии и статуса педагога

— развитие проекта \»Е-learning\»

— внедряется триединство языков в обучении.

— разработан Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, в который включен комплекс мер по модернизации действующих организаций дополнительного образования.

— начато внедрение подушевого финансирования в организациях образования, кроме МКШ.

— начата реформа по обновлению всех стандартов обучения в системе технического и профессионального образования с учетом двух важных требований:

1. подготовка кадров для форсированной инновационной индустриализации на базе новых профессиональных стандартов;

2.  профтехобразование должно быть построено на принципах социального партнерства с работодателями.

— идет работа по созданию в Казахстане сети колледжей мирового уровня – флагманов развития в своем сегменте.

— создана принципиально новая система управления ТиПО. Сформированы Национальный совет под председательством Премьер-Министра Республики Казахстан, 16 региональных и 14 отраслевых советов с активным участием работодателей.

— в техническом и профессиональном образовании мы приступили к внедрению дуального образования через базовые предприятия ФНБ \»Самрук-Казына\».

— законодательно введено понятие \»исследовательский университет\», установлена новая шестиступенчатая классификация вузов.

  с 2011 года впервые в истории высшего образования Казахстана начата государственная финансовая поддержка академической мобильности как внутри страны, так и за рубежом.

— создан Национальный реестр аккредитационных агентств. В него вошли 6 агентств, в том числе 2 казахстанских и 4 ведущих зарубежных агентства из Европы и США.

— начнется создание независимой системы подтверждения квалификации выпускников вузов. Она включает отделение процесса оказания образовательных услуг от оценки их качества и создание в пилотном режиме независимого Центра подтверждения квалификации педагогов.

— одним из новых инструментов, облегчающих гражданам получить высшее образование, станет Государственная образовательная накопительная система (ГОНС).

— по поручению Главы государства разработан проект программы \»Студенческое жилье\», чтобы к 2015 году повысить обеспеченность общежитиями до 80%.

— по поручению Президента страны и Правительства республики Министерством впервые на территории СНГ решен вопрос об обеспечении доступа к зарубежным ресурсам научно-технической информации: подписаны Национальная лицензия компании Thomson Reuters (США), а также соглашения с компанией Springer (Германия) и ведущим научным издательством Elsevier (Нидерланды).

— с целью формирования портфеля инновационных проектов и продвижения их на рынок при холдинге \»Парасат\» создан Центр коммерциализации технологий.

— создан Комитет молодежной политики в структуре министерства, а также региональные управления по делам молодежи.

В системе образования Казахстана модернизируются структура, содержание, появляются новые направления деятельности, внедряются самые передовые в мире технологии.

Все эти новации направлены на повышение качественного уровня казахстанского образования, приближение его к мировым стандартам.

Казахстан признало человеческий капитал ключевым ресурсом. Остался ответ за рядовым казахстанцем.

В связи с этим казахстанцы должны понимать непрерывное образование не как непрерывный процесс усвоения все новых и новых знаний, а как непрерывное изменение своих собственных способностей, в том числе способности усваивать, и за счет этого созидание все новых и новых собственных возможностей для освоения качественно новых, все более сложных знаний.

Необходимо взять вопрос самообразования под собственный контроль:

— в качестве базы получить солидное высшее образование;

— выучить иностранный язык, а лучше – два;

— овладеть информационно-коммуникационными технологиями;

— совершенствовать культурно-технический уровень;

— использовать все имеющиеся возможности для получения знаний, умений и навыков; это значит – отслеживать новое в профессиональной сфере, читать специализированную литературу, не отказываться от работы на «соседнем участке» — дополнительные навыки никогда не повредят;

— научиться быстро обновлять и пополнять знания, другими словами – «научиться учиться» – знать, где можно получить требующуюся информацию;

— необходимо выработать у себя такие качества, как дисциплинированность, ответственность, инициативность, творческий подход к делу.

Пришла пора осознать,  что новым критерием оценки эффективности образовательного процесса может стать не степень усвоения знаний (умений, навыков), а степень самоизменения, саморазвития, степень изменения качества собственных способностей человека, в том числе способности усваивать новые знания.

Только в случае образовательного процесса как процесса порождения самим человеком своих новых способностей, он будет осваивать способы созидания, творения собственных способностей, им будет осваиваться продуктивный, творческий тип сознания (продуктивное мышление) как способность порождать, создавать не только новые формы собственной индивидуальной деятельности, но и новые культурные образцы деятельности. Таким образом, в результате образовательного процесса будет осваиваться способность творить себя, творить человеческую культуру. 

Библиографический список

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы

Добавить комментарий