рефлективный отчет Рефлексивный отчет по проведенной серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в процессе пр

 

Рефлексивный отчет

по проведенной серии последовательных уроков,

 подтверждающий внедрение и управление изменениями

 в процессе преподавания и обучения

учителя русского языка и литературы СШ им.К.Шайменова Нуринского района

Арнгольд Александра  Владимировича

Каждый из нас, учителей, пришедших на курсы, принес с собой свой багаж знаний, опыта. За годы работы в школе у меня сформировались свои взгляды, убеждения, понимание роли учителя в обучении и преподавании. Я всегда был восприимчивым к новым идеям, изменениям, с воодушевлением включался в новые проекты. Так, на протяжении нескольких лет активно изучал и применял стратегии критического мышления, практико-ориентированные задания, проблемное обучение, задания творческого характера. Поэтому семена знаний, посеянные Программой для учителя третьего (базового) уровня, упали в благодатную почву и дали новые ростки понимания. Обсуждения с коллегами в группах, обмен мнениями по вопросам собственного преподавания помогли  задуматься о ценностях в моей работе.

До прохождения курсов повышения квалификации учителей 3го (базового) уровня на моих уроках основной акцент я делал на преподавание предмета, т.е. я ставил цели урока, объяснял тему урока, оценивал. И был уверен, что успешный ученик – это дисциплинированный, внимательный, старательный, исполнительный субъект образовательного процесса. Он может точно воспроизвести все то, что ему говорит учитель. А  роль учителя сводится к тому, чтобы передавать готовые знания.

На мои убеждения  повлияли идеи  конструктивистской теории, которая лежит в основе «Новых подходов в обучении и преподавании». Ученики самостоятельно формируют и развивают собственное мышление, вступая в диалог с одноклассниками и учителем.  А учитель помогает ученикам взять ответственность за свое обучение на себя. Почему это стало важным для моего преподавания? В современном мире процесс обучения становится непрерывным, значит, ученики должны владеть такими навыками, которые помогут им продолжить обучение самостоятельно.

Анализируя «Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень», у меня сформировались убеждения, которые повлияли на мои установки, на уверенность в том, как должны преподаваться предметы и определили необходимость изменения методов и приемов. Я понял, что необходимо ученикам предоставлять возможность размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать соответствующие вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание определенных тем (Руководство для учителя с.112).

 Учитель, вооруженный профессиональным пониманием, практическими навыками и профессионально-нравственной целостностью должен создавать условия для вовлечения каждого ученика в процесс обучения. Поэтому мне необходимо было предпринять определенные действия, которые повлекут изменения в обучении и преподавании.

Первым шагом по реализации изменений стало среднесрочное планирование серии последовательных уроков русского языка в 7 классе, которое принципиально отличалось от моего традиционного. В планировании я постарался учесть образовательные потребности всех учеников, возможные барьеры и трудности, формы организации работы учеников. Групповая работа, работа в парах позволила создать инклюзивную среду обучения. Преодолеть барьеры мне помогли такие стратегии как: «Кластер», «Горячий стул», «Карусель».

Ознакомившись с идеями Л.Выготского по вопросам когнитивного развития учеников, я понял, что речь является основным инструментом обучения. И эта идея стала важной  для моей практики. В своей прежней педагогической практике я  уделял время развитию речи, но проблемы в четком, обоснованном выражении мыслей сохранялись. Дети говорили мало, давали односложные ответы, не аргументировали свои мысли.  Я предположил, что если развивать  речевые навыки  учащихся, а именно говорение, обсуждение и аргументацию, то это повлияет на социальную вовлеченность в процесс обучения. Я решил развивать речевые навыки для того, чтобы вовлекать всех учеников в обучение построению связных текстов. Для этого я запланировал серию уроков русского языка в 7 классе по разделу «Причастие».  Руководствуясь календарно-тематическим планированием, составленным по «Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы», я выбрал четыре урока по темам:

  1. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
  2. Полные и краткие страдательные причастия.
  3. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.
  4. НЕ с причастиями.

Для достижения поставленных целей  интегрировал в серию последовательных уроков идеи всех семи модулей Программы.

Всегда считал себя демократичным учителем, который слушает учеников, понимает их потребности. Однако, практика показала, что это не так. Любые действия учеников, которые выходили за рамки традиционного урока, вызывали у меня беспокойство, желание контролировать процесс. Мне пришлось много работать над собой, менять свои взгляды на обучение учеников. В своей предыдущей практике я не уделял внимание созданию доброжелательной атмосферы, экономил время на уроке для других видов работы. Ознакомившись с разными приемами создания коллаборативной среды, я выбрал для себя такие, которые соответствуют возрастным особенностям учеников моего класса. На протяжении всего урока я  создавал такие условия для обучения, чтобы каждый ученик чувствовал себя в безопасности и понимал, что его мнение важно для учителя и одноклассников, активно участвовал  в построении собственного обучения. Для создания коллаборативной среды  использовал ролевые игры, различные приемы объединения в группы «Цветные конфетки», «Пазлы», приемы создания психологического климата в классе, такие как «Подари улыбку», различные физминутки.

Из своих наблюдений я увидел, что это помогло мне улучшить микроклимат в классе. Проводя анкетирование учеников, я задал им вопросы: «Как вы относитесь к новым формам работы? Что вам кажется самым полезным в такой работе?» Из ответов учеников я узнал, что им было  важно понимать своих одноклассников, узнавать  лучше их способности, оценивать друг друга. Дети говорили, что им интересно было узнать, что Толкынай умеет пользоваться компьютером, использовать интернет-ресурсы, а Вова, оказывается, умеет хорошо рисовать.

Я  научился продумывать все этапы урока: вводную часть, презентацию нового материала, практическое применение нового материала, заключение, подбирать  задания для каждого этапа в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а именно с уровнем развития памяти, внимания, речи.

Главной задачей  для меня стало вовлечение всех учеников в процесс собственного обучения построению связных текстов, при котором ученики мыслили  критически и проявляли способность самостоятельно обучаться. Добивался этого, используя на уроках активные формы работы: индивидуальную, парную, групповую. Групповые и парные формы работы способствовали реализации диалогического подхода в обучении. Важность диалога в классе доказана результатами научных исследований Мерсера и Литлтона. Это один из новых подходов в обучении и преподавании, который способствует интеллектуальному развитию учащихся. Ученики вовлекались в совместное приобретение знаний, обмен мнениями. Для этого была  организована исследовательская беседа при изучении нового материала по теме «Полные и краткие страдательные причастия», надо было сравнить две записи, найти сходство и отличия и сделать выводы. Я увидел, что ученики могли рассуждать, сравнивать, предлагать различные идеи по классификации записей: по орфограммам. Используя диалогический подход, организовал обсуждение нового материала на уроке по теме  «Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени». Ученики обсуждали предложенные записи, в действительных и страдательных причастиях выделяли суффиксы, определяли их время. При этом все ученики были активными, высказывали свое мнение. В одной из двух групп работали вместе ученики с низкой успеваемостью. Они выполнили работу неправильно, не смогли правильно определить суффиксы причастий, но на помощь им пришли одноклассники, ученики другой группы, которые указали на ошибку и помогли понять причину этой ошибки. Для этого была организована взаимопроверка работ с помощью стратегии «Карусель».

Моя роль сводилась к «установлению» подмостков в виде четко изложенных инструкций при выполнении упражнений на первичное закрепление, опорных слов и фраз для рефлексии своего обучения. Стратегия «Кодированная информация»  помогла детям познавать себя в качестве «сыщиков», понимать цели и задания, а также определять стратегии для выполнения заданий. Для этого применил данную стратегию на этапе рефлексии. В данном случае можно говорить о «метопознании», категории, определенной Флейвеллом как  процессе осознания собственных знаний. Исследования, проведенные Флейвеллом, определили три компонента метапознания: познание себя в качестве ученика, знание, понимание и оценка целей и заданий, знание и мониторинг стратегий.  Результатом такого обучения должно стать саморегулируемое обучение  (Руководство для учителя, стр.149).

Согласно результатам исследований ученики, которые осознают, чему и как они  учатся, более успешны и имеют лучшую успеваемость. Обучение по Выготскому, начинается с социального контекста. Взрослые поддерживают обучение детей. Элементы, способствующие эффективной поддержке и поощрению взрослыми детского обучения в ЗБР, это поощрение, обсуждения, отзывы о выполненной работе, вопросы (Руководство для учителя, стр.150). Я задумался о том, почему это происходит и пришел к выводу, что оценивание является элементом поддержки, позволяющей ученикам успешно выполнять различные задания и развивать свое понимание.  Ученики постепенно учатся обсуждать задачи, и регулируемое обучение переходит в саморегулируемое. Разработанная М.Бронсон модель саморегулируемого обучения в эмоциональной, мотивационной, социальной и познавательной сферах была полезной для меня в понимании того, как и чему учатся ученики моего класса с различными образовательными потребностями. Саморегулирование развивает способность к пониманию, контролю и отслеживанию опыта своего обучения посредством метапознания – познавательное саморегулирование.

Л.Выготский считал, что когнитивное развитие становится более эффективным, когда ученики работают в «зоне ближайшего развития» (Руководство для учителя, стр.133). Поэтому при составлении заданий я учитывал  различные уровни обученности учеников, использовал  расширенные задания и задания творческого характера. Эти задания позволили создать условия для вовлечения всех в обучение и предоставить возможности для реализации одаренности и таланта каждого ученика. Кроме этого привлекал учеников уровня А к расширению заданий, предложенных в учебнике. Например, задавал вопросы: «Какое задание можете предложить? Что еще можно сделать в этом упражнении?»

Применяя такие стратегии как «Мозговой штурм», «Кластер», «Коллекция стикеров», «Тонкие и толстые вопросы» я добивался  развития навыков критического мышления: наблюдения  над различными источниками информации для приобретения доказательств. Для наблюдения и анализа использовал следующие источники информации: тексты, словарные статьи, интернет-ресурсы, видеоролики. Анализируя данные источники, ученики делали выводы, а также интерпретировали, т.е. переводили  текстовую информацию в схемы и таблицы.

Особое место на моих уроках занимало оценивание. Использование новых подходов к оцениванию позволило отслеживать изменения, происходящие в понимании учениками процесса своего обучения и устанавливать обратную связь на каждом этапе урока. Для этого использовал различные  виды формативного оценивания: словесное оценивание, оценивание с помощью сигналов рукой, самооценка «Листы самооценки», оценивание по критериям, листы самооценивания при групповой работе, взаимооценивание. Одной из целей оценивания является  формирование внутренней мотивации к учению. Как я этого достиг? Создавал «ситуацию успеха», ставил цели и задачи вместе с учащимися, акцентировал внимание учащихся на новых умениях и знаниях, а не на отметках.

Интегрируя модуль Программы «Применение ИКТ в преподавании и обучении», акцентировал внимание на использовании возможностей  ИКТ в развитии мышления. Работа с интернет – ресурсами помогала  раскрывать одаренных детей в области цифровых технологий. Не каждый ученик мог справиться с поиском информации в Интернете, проявив при этом достаточный уровень самостоятельности в определении необходимого сайта, введении ключевых слов в строку поиска, отборе необходимой информации и ее презентации. Использование ИКТ  для контроля концептуального понимания темы «Причастие» в форме тестирования позволило не только оперативно проверить большое количество учеников, но и активизировать  их, повысить мотивацию к изучению материала. Я увидел это, анализируя работы выполненные группами. Они были полными, содержательными. А в процессе наблюдения за работой учеников в группах , я обратил внимание на то, что все были вовлечены в общее дело, самостоятельно распределяли роли.

Для того, чтобы проанализировать, как новые подходы повлияли на обучение и преподавание и какие изменения они повлекли за собой, использовал проверочный лист «Развития самостоятельного обучения», предложенный кембриджскими коллегами для определения  саморегуляции в различных сферах: мотивационной, социальной, когнитивной, эмоциональной. Я убедился,  что в мотивационной сфере мои ученики стали  чувствовать уверенность в своих способностях, уметь рисковать и не бояться ошибаться. В познавательной – научились планировать свои действия по совершенствованию речевых навыков, рассуждать о собственной речи, аргументировать, задавать вопросы для улучшения качества своей работы. Все это происходило во взаимодействии со сверстниками при подддержке учителя и высоком уровне самостоятельности. В эмоциональной сфере я отметил изменения в понимании заданий моими учениками. Ученики стали выполнять задания уверенно, контролировать свое внимание.

В ходе практики я пришел к пониманию, что качественное преподавание становится возможным, когда учитель восприимчив к личности ученика. Я старался слышать «голос ученика», создавать условия для активного вовлечения каждого в образовательный процесс. Применив аналогию Шульмана о «трех помощниках учителя», я попытался понять  в какой области моего преподавания  произошли изменения и над чем мне необходимо будет работать в дальнейшем. Весь Первый этап обучения «Лицом к лицу» был направлен на изменения понимания своего преподавания. В результате я получил теоретические и методологические  знания о новых подходах в обучении. На практике я обрел практические навыки и способы работы, овладел новыми методами поощрения, оценивания, планирования уроков, стимулирования учеников. Моими приоритетами в преподавании стали:

1. Инициатива. Проявлять заботу об учениках и с энтузиазмом заниматься  своим делом.

2. Знания. Что делать для устранения пробела между имеющимися знаниями и эталоном успешности.

3. Самосовершенствование. Стороить обучение так, чтобы ученики самостоятельно формулировали свои идеи.

4. Территория класса – территория ученика. Учить так, чтобы ученики брали ответственность за обучение.

Поэтому я планирую  разрабатывать расширенные задания по различным темам русского языка, составить банк текстовых источников для развития критического мышления, разрабатывать тесты по русскому языку, используя таксономию Блума. Для меня важно научиться использовать различные виды формативного оценивания и переводить формативное оценивание в суммативное.

 

Используемая литература:

1.Государственный общеобязательный стандарт  среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования). Астана, 2012

2.Руководство учителя. Третий(базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012

3. Программа. Третий(базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012

4.  Образовательный портал www.cpm.kz

5. Задания для выполнения в период практики в школе, третий (базовый) уровень, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012

 

 

Без рубрики

Добавить комментарий