О преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой

мини-центр при СШ № 2 с.Есиль

СТАТЬЯ

Тема: О преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой

Написала: воспитатель мини-центра 1 категории Семёнычева Г.В.

2013 год

Современное образование должно обеспечить комфортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как формирование у ребенка определенных знаний, умений и навыков, но и как основа всестороннего развития личности ребенка, учитывающая его психологические особенности.

  Камнем преткновения на пути гармоничного каждого ребенка является отсутствие преемственности между дошкольным образованием и начальной школой. Нужно отметить, что в настоящее время в построении преемственности между различными звеньями образовательной системы сложилась парадоксальная ситуация, когда низшее, предшествующее звено вынуждено приспосабливаться к последующему, высшему.

   На ступени «дошкольное образовательное учреждение – начальная школа» мы имеем следующее. Начальная школа должна обеспечить максимально комфортный переход детей от модели воспитания, образования и развития, предлагавшейся в дошкольном учреждении, к учебной, школьной модели. Здесь важна не столько преемственность знаний, умений и навыков, столько преемственность методов и приемов работы с детьми. Главной целью является плавное замещение форм работы с детьми при переходе из детского сада в школу и учет тех достижений, которых они смогли достичь на ступень дошкольного образования.

   А так как начальная школа часто совсем не хочет использовать формы и методы дошкольного образования, то дошкольное образовательное учреждение вынуждено иногда использовать школьную модель. Школьная образования детей старшего дошкольного возраста диктуется требованиями школы, которая хочет получить ученика, владеющего определительными знаниями, умениями и навыками и – что самое главное – подготовленного к школе в организованном плане.

   В результате такого похода к построению преемственности теряется понимание самой  фценности   дошкольного детства, весь период посещения ребенком дошкольного учреждения рассматривается только как период его подготовки к школе.

   Педагоги дошкольных общеобразовательных учреждений, идя на поводу упрощенно понимаемых требований «подготовить ребенка к школе», сажают детей за парты и проводят занятия по школьному типу, забывая о том, что ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра. Только в рамках развитой игровой деятельности детей формируются начала деятельности учебной.

   Таким образом, построение преемственности в настоящее время осуществляется не естественным, а искусственным путем, когда методы, а зачастую и содержание работы с детьми из начальной школы намеренно «спускаются» в дошкольное общеобразовательное учреждение.

   Но хочу сразу отметить, что нельзя всю вину за столь искаженную модель преемственности возлагать только на начальную школу. Педагоги дошкольных учреждений, однажды попробовав применять в воспитательном-образовательном процессе школьную модель, поняли всю ее «прелесть» и удобство. Разумеется, гораздо легче организовать детей, сидящих за партами, гораздо легче завладеть их вниманием – так и будем делать. Поэтому решать проблему нужно сразу с двух сторон.

   А в организационном плане предлагается такое решение проблем: во-первых, изменить процедуру аттестаций дошкольных общеобразовательных учреждений в части установления достижений воспитанников – выпускников детского сада. Здесь нужно оценивать знания, умения и навыки, сформированные у детей в дошкольном общеобразовательном учреждении, а именно их уровень развития; во-вторых, нужно внести изменения в процедуру аттестации начальной школы. Считаю, что необходимо включать педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений в аттестационные комиссии, оценивающие работу начальных школ. Именно они смогут лучше всего оценить реальное осуществление преемственности в методах и приемах работы с детьми. А чтобы педагоги начальной школы могли на начальных этапах обучения эффективно применять в образовательном процессе игровые методы, присущие дошкольному воспитанию, необходимо включать тренинги по овладению этими методами в программу повышения квалификации.

  Убеждена, что реальных результатов в построении действенных моделей осуществления преемственности нельзя добиться только управленческими решениями. Они появятся только тогда, когда педагоги смогут найти взаимопонимание и оценить усилия своих коллег, взаимно обогатить свой педагогический опыт.     

Добавить комментарий

ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ

ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ
ЗАДАНИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ.

Автор: Оспанова Жанар Досановна,
учитель географии СОШ № 9 города Экибастуза

Аннотация.

В материалах проекта Концепции 12-летнего среднего образования в Республике Казахстан сказано, что главная цель образования и развития — воспитание образованной и конкурентоспособной личности, умеющей жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Важная составляющая конкурентоспособной личности – самореализация. Формирование у подрастающего поколения способности к саморазвитию, самопознанию и самосовершенствованию через раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей – цель современной педагогики. Изменившиеся цели среднего образования направлены на повышение результативности обучения, замену малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельным подходом, больший учет психофизиологических особенностей учащихся, проектирование учебного процесса с четко заданными результатами, которые можно подвергнуть контролю.
Внедрение в школу творческих методов обучения предъявляет новые и высокие требования к профессиональному уровню учителя географии. Он должен знать не только утвердившиеся в науке идеи, но и спорные точки зрения по разным вопросам, и систему доказательств. В этой связи в последние годы в методике преподавания географии велся целый ряд теоретических исследований в области поиска новых подходов к организации учебного процесса.
В данной работе автор предлагает технологии, которые применяет в своей работе при преподавании географии. Данная работа имеет практическое значение для студентов Вузов и учителей географии.
Аңдатпа
Жоба материалдарында Қазақстан Республикасындағы орта білім берудың 12 – жылдық концепциясында былай делінген. Білім берудің басты мақсаты білімді, бәсекеге қабілетті, қазіргі қарқынды дамып отырған ортада бәсекеге қабілетті қоғам мен өзінің дамуына қызмет ететін тұлғаны қалыптастыру керектігі қарастырылған.  Бәсекеге қабілетті тұлға – өзін өзі дамыту. Қазіргі заман педагогикасының басты мақсаты – жас ұрпақтың бойына өзін өзі дамыту, өзін-өзітану,  және бәсекеге қабілеттілігін қалыптастыра оытырып шығармашыл және зияткерлігін мүмкіндіктерін арттырудың тиімді заманауи тәсілдерін меңгеру.
Орта білім берудің мақсатының өзгеруі білім беруде  ауызша (вербальды) білім беру әдіс тәсілдер орынына, оқытудың жүйелі әрекеті арқылы келуі, оқушылардың психофизиологиялық ерекшеліктерін ескере отырып оқу үрдісін кейін бақылау мүмкіндігі бар,  қойылған мақсатты анық жобалау арқылы жүргізу қажет.
География пәнін беруде мектепке шығармашылық оқу тәсілдерін енгізу, мұғалімнен жоғары кәсіби деңгейді талап етеді. Ол ғылымға белгілі толық ашылған идеялардан басқа, әр түрлі тақырыптағы талықға салынатын көзқарастарға да өз көзқарасын ғылыми тұрғыда жауап бере алуы керек.
Осыған байланысты географияны оқыту әдістемесінде бірқатар теориялық зерттеулер енгізіліп, оқу үрдісін ұйымдастырудың жаңа жолдары іздестірілді.
Бұл жұмыста автор өзінің география пәнінде оқытатын технологиясын ұсынады. Бұл жұмыс жоғарғы оқу орын студенттерімен география пәні мұғалімдеріне  практикалық маңызға ие.
Скажи мне и я забуду
Покажи мне и я запомню
Вовлеки меня и я научусь.
Мудрая китайская пословица.
Термин «технология» заимствован из зарубежной методики. Массовое внедрение педагогических технологий в практику школы относится к началу 60-х гг. XX в. и связано с реформированием вначале американского, а потом и европейского школьного образования. Именно в эти годы возник особый «технологический» подход к построению обучения в целом, и появилось понятие «педагогическая технология», которое первоначально употреблялось лишь в описаниях исследований, посвященных применению технических средств обучения (компьютерных программ, электронных учебников), способствующих повышению эффективности учебного процесса.
Основная цель педагогических технологий — организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся с учетом принципа индивидуализации обучения, которая направлена на обеспечение планируемых результатов. Технология обучения предписывает учителю планировать виды и способы деятельности учащихся, предполагать их возможные затруднения, мыслительные ходы, планировать предполагаемые ответы на познавательные вопросы, т. е. видеть учебный материал глазами учащихся. Все это дает учителю возможность соотнести обучающие процедуры с возможным ходом учебной деятельности, т. е. построить сценарий учебного процесса.
Основными чертами педагогических технологий являются концептуальность, системность, управляемость, воспроизводимость и эффективность.
Концептуальность. Каждая педагогическая технология должна опираться на научную концепцию (включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование) и разрабатываться под конкретный педагогический замысел, в основе которого лежат ценностные ориентации и целевые установки авторского коллектива, имеющие формулу конкретного ожидаемого результата. Однако следует отметить, что по сравнению с традиционной методикой цели педагогических технологий более узконаправленные. Так, например, основная цель коммуникативно-диалоговой технологии — развитие коммуникативных качеств личности школьников. Именно этой генеральной цели подчиняется весь сценарий процесса обучения; остальные цели носят частный характер.
Системность. Любая технология представляет собой систему, состоящую из трех структурных блоков: 1) концептуальная основа; 2) содержательная часть (общие и частные цели обучения, содержание учебного материала, на котором строится технология); 3) процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, деятельность учителя по управлению процессом обучения, диагностика учебного процесса). Структурные блоки педагогической технологии тесно взаимосвязаны и являются целостной системой. Если какой-либо из блоков отсутствует или недостаточно разработан, то проект нельзя считать доведенным до уровня педагогической технологии. В противном случае его внедрение в практику работы школы может привести к неожиданным, незапланированным результатам.
Управляемость. Этот признак предполагает возможность планирования и проектирования учебного процесса, использования различных средств и методов для коррекции результатов обучения. Цепочка педагогических действий выстраивается четко в соответствии с поставленной целью обучения. При этом учебный материал разбивается на смысловые блоки, подлежащие усвоению. К каждому такому блоку также разрабатываются цели обучения, сформулированные через действия школьников (знать, понимать, анализировать). Диагностические процедуры являются неотъемлемой частью технологии, присутствуют на всех ее этапах и содержат показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Воспроизводимость. Поэтапное и последовательное воплощение элементов педагогической технологии предусматривает возможность повторения обучающих процедур другими учителями в однотипных образовательных учреждениях.
Эффективность. Средства достижения целей педагогических технологий должны быть достаточно эффективными и гарантировать всем школьникам прочное усвоение базового уровня государственного образовательного стандарта. При этом технологии, применяемые на начальном этапе обучения, должны стыковаться с технологиями, применяемыми в средней и старшей школе.[1]
Существует большое количество технологий, применяемых в практике учителей школы.
1. Технологии перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата).
2. Технологии исследовательского обучения (обучение основам исследовательской деятельности).
3. Технологии проблемного обучения (обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации).
4. Технологии проведения коллективных творческих дел (создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе, формирование организационных способностей у учеников).
5. Информационные технологии (обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию).
6. Дистанционное обучение (использование сетевых технологий и Интернета позволяет реализовать информационные права ученика в качестве интеллектуальной подсистемы образования и в качестве отдельной социальной системы).
7. Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путём самообразования) для активного освоения новых способов человеческой деятельности.[2]
Одним из плодотворных направлений модернизации географического образования является введение компетентностного подхода, потому что он предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от учителя к учащимся. Технология компететностно-ориентированных заданий подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированного задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий. Учитель при подготовке урока и разработке его дидактической основы определяет, какие аспекты ключевых компетентностей можно формировать при изучении данной темы, на каком этапе освоения темы учащимся можно предложить задание, нацеленное на формирование той или иной компетентности в том или ином аспекте, на каком предметном содержании учащимся можно предложить подобное задание.[3]
Модель-схема компетентностно — ориентированного задания
— Название задания
— Аспекты формируемых ключевых компетенций
— Стимул (если,то…)
— Личностно-значимый познавательный интерес (задачная формулировка)
— Источник информации по данному вопросу (текст, таблица, график, статистические данные и т.п.)
— Задания (вопросы ) по работе по данной информации
-Бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структуированный ответ)
— Модельный ответ
— Инструмент проверки (оценочный бланк, ключ)
Пример компетентностно — ориентированного задания.
Тема: Обобщение. Равнины Казахстана.
Цель:
 Обучающая, информационные умения  1 уровня — умение использовать знания  характеристики равнин для обобщения и систематизации.
Информационные умения 2 уровня — самостоятельно извлекать информацию из характеристики равнин для установления общих и различных признаков.
Коммуникативные компетенции – оформлять  мысль по общим и различным признакам равнин в таблице.
Развивающая, информационные умения 2 уровня – умения использовать различные источники: учебники, карты, таблицы.
Воспитывающая, коммуникативные компетенции- оформлять  мысль  четко, умение  работать  в  группе.
Стимул: Твой друг собирается принять участие в интерактивной игре «Путешествие по равнинам Казахстана». Помоги ему подготовиться к успешному участию в этой игре.
Задачная формулировка:
Перед вами небольшие отрывки текста. Определите, об особенностях каких равнин идет речь.

  1. Это одна из крупнейших равнин на Земле. На территории Казахстана расположена только юго-восточная часть. Эта территория граничит с горами Мугоджары. Территория была когда-то дном моря. Освоение нефтегазовых месторождений привело к осложнению экологической  обстановки в регионе.
  2. Это обширная равнина, протянувшаяся в Южном Казахстане с запада на восток. Речная сеть развита слабо. Большое значение имеют подземные воды.

Эта равнина занимает небольшую часть на севере Казахстана.  Лесная растительность колков  представлена березой и осиной. Этот район относится к районам развитого земледелия.
Тема: Природные особенности океанов Земли.
Задачная формулировка:

  1. Перед вами небольшие отрывки текста. Определите, об особенностях каких океанов идет речь.
  2. Составьте свой рассказ об особенностях океана, который не упоминается в предыдущем задании.
  3. Распределите предложенные географические названия в соответствии с названиями океанов, в пределах которых они расположены.

Мадагаскар, Гольфстрим, Индостан, Бенгальский, Шри-Ланка, Аравийский, Шпицберген, Перуанское, Новая Земля, Куросио, Фиджи, Пиренейский, Лабрадор, Сомалийское, Исландия, Мексиканский, Бенгельское, Гвинейский, Персидский, Новая Гвинея, Камчатка, Ямал.
Источники информации: 
Текст для выполнения задания 1.
А) 85% акватории этого океана расположено к югу от экватора. Его характерная особенность заключается в сезонной смене ветров, особенно в северной его части. Зимой здесь господствует северо-восточный, а летом юго-западный муссон, приносящий ливневые осадки на прибрежные территории.
Б) Почти половина площади океана приходится на шельф, который местами простирается на 1300 км от берега. Центральную часть океана занимает глубоководная котловина овальной формы (около 1130 км по одной оси и 2250 км по другой. Ее разделяет на две части крупный подводный хребет , который протягивается через весь океан. По одной из гипотез этот хребет в давние времена  был осью естественного «моста», между двумя северными материками.
В) Название этого океана произошло от имени титана из греческой мифологии. Меридиональный, самый протяженный в мире, подводный хребет делит океан на восточную и западную части. В этом океане проходит самое мощное в мире теплое течение. Через него проходит самое большое число морских путей.
Г) Составьте свой рассказ об особенностях океана, который не упоминается в предыдущем задании (рассказ должен содержать информацию о пяти  уникальных особенностях данного океана).
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках позволяет провести мониторинг формирования ключевых компетентностей учащихся. Задания в подобном формате можно использовать при составлении как диагностических и контрольных заданий, так и обучающих.  Использование компетентностно — ориентированных заданий  позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы,  позицию и характер деятельности учителя.
Учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, тьютора, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию  и развитию ключевых компетентностей.
Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и  даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся.
Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и  даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся. Результативное выполнение заданий позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.

Литература.

  1. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии». Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. Москва, «Народное образование»,1998 г.
  2. Колосовская А.П. Личность учителя в условиях современной школы,12-летнее образование №12,2008
  3. Толипов У.К., Сейихалилов Э.А. Ключевые компетенции- новая оценка результатов образования, 12-летнее образование №12,2008г.

Добавить комментарий

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАНННЫЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Касымова Гульдана Тетаевна, учитель информатики
КГУ «Основная школа № 40» г.Караганды, Октябрьского района.
«КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАНННЫЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ»
В Законе Республики Казахстан “Об образовании” сделан акцент на формирование всесторонне развитой личности. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.
Компетентностный подход отражает такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-оринтировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящийся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций.
Компетенция, это «программа», на основе которой развивается компетентность
Компетентность – непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимися определенным набором (меню) способов деятельности.
Таким образом, новое содержание образования заключается в освоении учащимися набора ключевых компетентностей.
Термин «ключевые компетентности» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных умений.
Ключевые компетентности носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности.
Выделяют следующие уровни ключевых образовательных компетенций
• ключевые компетенции — относятся к метапредметному (для всех предметов) содержанию образования;
• общепредметные компетенции — относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;
• предметные компетенции — формируются в рамках учебных предметов, имеющие конкретное описание, н-р предметные и общепредметные компетенции по информатике:
 Владение базовыми приемами работы с ПК, языком программирования, ИКТ-компетенции.
 Владение способами самостоятельной познавательной деятельностью,
 Владение информационной грамотностью, т.е. способностью вырабатывать у школьников способы определения и понимания роли информатики в мире,
 Владение способами вырабатывать у учащихся умения применять знания и навыки в нестандартных ситуациях, умения, которые будут способствовать успешности выпускника во взрослой жизни.
Какие же качества необходимы человеку в любой профессиональной деятельности? [Д.Равен «Компетентность в современном обществе», 2002]
• Способность работать самостоятельно без постоянного руководства.
• Способность брать на себя ответственность по собственной инициативе.
• Готовность замечать проблемы и искать пути их решения.
• Умение анализировать новые ситуации.
• Способность уживаться с другими.
• Способность осваивать знания по собственной инициативе.
• Умение принимать решения на основе здравых суждений.
В соответствии с этим, ожидаемые результаты определены в виде ключевых компетенций выпускника:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения,
2. Общекультурные компетенции. это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека
3. Учебно-познавательные компетенции. — элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, т.е. знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Коммуникативные компетенции.- способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями,
6. Социально-трудовые компетенции. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Данные ключевые компетенции можно развивать средствами информатики. Средствами этой предметной области можно научить учащихся грамотно работать с информацией.
Формирование ключевых компетентностей на уроках информатики может проходить через следующие типы работ:
 воспроизводящей (работа по образцу). Такая работа включает в себя задания на воспроизведение знаний и умений по известному, изученному ранее, алгоритму (тренировочные упражнения, отработка материала лекции, работа по готовой схеме и т.д.).
 реконструктивной работой, требующей актуализации усвоенных знаний, умения выбирать и привлекать необходимые знания для решения поставленной задачи. В подобных заданиях сообщается общая идея решения, а учащемуся необходимо развить ее в конкретный способ применительно к условиям задачи;
 эвристической работой, предполагающей нестандартную ситуацию или являющуюся нетиповой задачей. В их основе – поиск, догадка, формулирование и реализация идеи. Однако это все может относиться к частным случаям и фрагментам общего задания;
 исследовательской, творческой работой. В ходе выполнения работ данного типа проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности учащегося. Через творческую работу он проникает в суть изучаемого явления, находит новые идеи для решения
Примеры компетентностно -ориентированных заданий на уроках информатики
 Практические задания, которые допускают интегрированный подход (н-р, задачи из математики, физики при решении на языке программирования Qbasic, бухгалтерские, экономические задачи при изучении раздела: Excel, архитектурные проекты при изучении графических редакторов: Paint, Adobe Photoshop).
 При изучении темы Интернет даются задания: найти материал, содержащий противоречивые сведения (по разделам информатики), противоположные позиции и, следовательно, допускающий различное толкование.
 Использование в работе метода ПРОЕКТОВ, т.е. специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта.
Таким образом, в ходе использования компетентностно-ориентированного подхода в информатике формируется умение учащихся систематизировать, обобщать, анализировать изученный и ранее известный материал, умение обрабатывать и представлять информацию различными способами, умение находить информацию и обладание навыками работы на компьютере. В ходе работы у учащихся развиваются все виды компетентностей: информационная, коммуникативная, социально-трудовые, учебно-познавательные, ценностно-смысловые.
1. Равен Д. «Компетентность в современном обществе», 2002
2. Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике
3. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образовании.

Добавить комментарий