\»Светофор\» губных звуков

 

«Светофор» губных звуков

 

Для русскоязычной аудитории освоение негубных звуков кажется трудным. Но это не так. Если изучаем их по нашим методам, все становятся на свои места. Попробуем.

Учитель: «Звук «о» гласный или согласный?».   Следует ответ: «Гласный».

Учитель: «Звук «о» твердый или мягкий?».   Ответ: «Твердый».

Учитель: «Букву «о» в какой ряд пишем?».   Ответ: «В твердый ряд».

Буква «о» пишется в ряд твердых:

ЖуанТвердый:          А      Ы      (ый)       О     

                                                   И                          

ЖіңішкеМягкий:    Ә    Е      І       (ій)           

 

«Светофор» губных звуков

 

Для русскоязычной аудитории освоение негубных звуков кажется трудным. Но это не так. Если изучаем их по нашим методам, все становятся на свои места. Попробуем.

Учитель: «Звук «о» гласный или согласный?».   Следует ответ: «Гласный».

Учитель: «Звук «о» твердый или мягкий?».   Ответ: «Твердый».

Учитель: «Букву «о» в какой ряд пишем?».   Ответ: «В твердый ряд».

Буква «о» пишется в ряд твердых:

ЖуанТвердый:          А      Ы      (ый)       О     

                                                   И                            

ЖіңішкеМягкий:    Ә    Е      І       (ій)           

Учитель: «Приведите пример». Ученики пишут примеры.

Учитель: «Звук «о» в начале, в середине или в конце слова?».   Ответ: «В начале, середине».

Учитель: «Звук «о» встречается в корнях или в окончаниях?». Ответ: «В корнях».

Учитель: «Звук «о» встречается в каком слоге?». Ответ: «В 1-слоге».

Учитель: «Звук «о» встречается в конце слова?» Ответ: «Не-ет».

Учитель: «Хоршо заметили. Выполняйте задание.

 

Задание: Вместо многоточия выберите правильный вариант слова из скобки.

1. Звук «о» встречается в  …………………… (корне, окончаниях).

2. Буква «о» пишется в…………………..(1-слоге, 2-3-слоге).

3. Буква «о»  …………………..   (встречается, не встречается) в конце слова.

4. Буква «о»  …………………..   (встречается, не встречается) в окончаниях.

В результате ученики должны придти к такому заключению:

1. Звук «о» встречается только  в корне.

2. Буква «о» пишется в только в 1-слоге (1 или 2-буква).

3. Буква «о»  никогда не встречается в конце слова.

4. Буква «о»  вообще отсутствует в окончаниях.

Учитель: «Значит, «о» пассивный. Каким цветом обозначаем пассивный звук»? Ответ: «Красный».

Буква «о» приобретает красный цвет:

ЖуанТвердый:          А      Ы      (ый)       О            

                                                   И                            

ЖіңішкеМягкий:    Ә    Е      І       (ій)                     

Заметим: Эта правила не распространяется к заимствованным словам.

Учитель: «Мягкая пара звука «о» какая буква?».  Ответ: «Ө».

Учитель: «Звук «ө» гласный или согласный?».   Следует ответ: «Гласный».

Учитель: «Звук «ө» твердый или мягкий?».   Ответ: «Твердый».

Учитель: «Букву «ө» в какой ряд пишем?».   Ответ: «В мягкий ряд».

Буква «ө» пишется в мягкий ряд:

ЖуанТвердый:          А      Ы      (ый)       О            

                                                   И                            

ЖіңішкеМягкий:    Ә    Е      І       (ій)      Ө              

Учитель: «Приведите пример». Ученики п пишут примеры.

Учитель: «Звук «ө» в начале, в середине или в конце слова?».   Ответ: «В начале, середине».

Учитель: «Звук «ө» встречается в корнях или в окончаниях?». Ответ: «В корнях».

Учитель: «Звук «ө» встречается в каком слоге?». Ответ: «В 1-слоге».

Учитель: «Звук «ө» встречается в конце слова?» Ответ: «Не-ет».

Учитель: «Хоршо заметили. Выполняйте задание.

Задание: Вместо многоточия выберите правильный вариант слова из скобки.

1. Звук «ө» встречается в  …………………… (корне, окончаниях).

2. Буква «ө» пишется в…………………..(1-слоге, 2-3-слоге).

3. Буква «ө»  …………………..   (встречается, не встречается) в конце слова.

4. Буква «ө»  …………………..   (встречается, не встречается) в окончаниях.

В результате ученики должны придти к такому заключению:

1. Звук «ө» встречается только  в корне.

2. Буква «ө» пишется в только в 1-слоге (1 или 2-буква).

3. Буква «ө»  никогда не встречается в конце слова.

4. Буква «ө»  вообще отсутствует в окончаниях.

 

Учитель: «Значит, «о» пассивный. Каким цветом обозначаем пассивный звук»? Ответ: «Красный».

Буква «Ө» приобретает красный цвет:

ЖуанТвердый:          А      Ы      (ый)       О            

                                                   И                            

ЖіңішкеМягкий:    Ә    Е      І       (ій)      Ө              

Далее следует звук «ұ».

Учитель: «Звук «ұ» гласный или согласный?».   Следует ответ: «Гласный».

Учитель: «Звук «ұ» твердый или мягкий?».   Ответ: «Твердый».

Учитель: «Букву «ұ» в какой ряд пишем?».   Ответ: «В твердый ряд».

Буква «ұ» пишется в ряд твердых:

ЖуанТвердый:          А      Ы      (ый)       О     Ұ       

                                                   И                            

ЖіңішкеМягкий:    Ә    Е      І       (ій)      Ө              

Учитель: «Приведите пример». Ученики пишут примеры.

Учитель: «Звук «ұ» в начале, середине или в конце слова?».   Ответ: «В начале, середине».

Учитель: «Звук «ұ» встречается в корнях или в окончаниях?». Ответ: «В корнях».

Учитель: «Звук «ұ» встречается в каком слоге?». Ответ: «В 1-слоге».

Учитель: «Звук «ұ» встречается в конце слова?» Ответ: «Не-ет».

Учитель: «Хоршо заметили. Выполняйте задание.

Задание: Вместо многоточия выберите правильный вариант слова из скобки.

1. Звук «ұ» встречается в  …………………… (корне, окончаниях).

2. Буква «ұ» пишется в….. ………………(1-слоге, 2-3-слоге).

3. Буква «ұ»  …………………..   (встречается, не встречается) в конце слова.

4. Буква «ұ»  …………………..   (встречается, не встречается) в окончаниях.

В результате ученики должны придти к такому заключению:

1. Звук «ұ» встречается только  в корне.

2. Буква «ұ» пишется в только в 1-слоге (1 или 2-буква).

3. Буква «ұ»  никогда не встречается в конце слова.

4. Буква «ұ»  вообще отсутствует в окончаниях.

Учитель: «Скажите какой цвет подходит букву «ұ»? Ответ: «Красный».

Буква «ұ» приобретает красный цвет:

ЖуанТвердый:          А      Ы      (ый)       О     Ұ       

                                                   И                          

ЖіңішкеМягкий:    Ә    Е      І       (ій)      Ө              

Учитель: «Мягкая пара звука «ұ» какая буква?».  Ответ: «ү».

Учитель: «Звук «ү» гласный или согласный?».   Следует ответ: «Гласный».

Учитель: «Звук «ү» твердый или мягкий?».   Ответ: «Твердый».

Учитель: «Букву «ү» в какой ряд пишем?».   Ответ: «В мягкий ряд».

Буква «ү» пишется в мягкий ряд:

ЖуанТвердый:          А      Ы      (ый)       О     Ұ         

                                                   И                          

ЖіңішкеМягкий:    Ә    Е      І       (ій)      Ө     Ү          

Учитель: «Приведите пример». Ученики пишут примеры.

Учитель: «Звук «ү» в начале, в середине или в конце слова?».   Ответ: «В начале, середине».

Учитель: «Звук «ү» встречается в корнях или в окончаниях?». Ответ: «В корнях».

Учитель: «Звук «ү» встречается в каком слоге?». Ответ: «В 1-слоге».

Учитель: «Звук «ү» встречается в конце слова?» Ответ: «Не-ет».

Учитель: «Хоршо заметили. Выполняйте задание.

Задание: Вместо многоточия выберите правильный вариант слова из скобки.

1. Звук «ү» встречается в  …………………… (корне, окончаниях).

2. Буква «ү» пишется в…………………..(1-слоге, 2-3-слоге).

3. Буква «ү»  …………………..   (встречается, не встречается) в конце слова.

4. Буква «ү»  …………………..   (встречается, не встречается) в окончаниях.

В результате ученики должны придти к такому заключению:

1. Звук «ү» встречается только  в корне.

2. Буква «ү» пишется в только в 1-слоге (1 или 2-буква).

3. Буква «ү»  никогда не встречается в конце слова.

4. Буква «ү»  вообще отсутствует в окончаниях.

Учитель: «Скажите какой цвет подходит букву «ү»? Ответ: «Красный».

Буква «ү» приобретает красный цвет:

ЖуанТвердый:        А      Ы      (ый)       О     Ұ         

                                                 И                          

ЖіңішкеМягкий:    Ә    Е      І      (ій)      Ө     Ү          

Звук «у».

Учитель: «Рассмотрим звук «у». Он гласный или согласный?».

Ответы разные: одни говорят «гласный», другие говорят «согласный».

Приведут примеры. Примеры указывают, что обе стороны правы.

Учитель: «Верно. Но этот раз мы рассматриваем гласный «у». Он твердый или мягкий?».

Опять разногласие:  одни говорят «твердый», другие говорят «мягкий».

Приведут примеры. Примеры указывают, что обе варианты верны.

Учитель:  «Да,  «у» может произноситься твердо или мягко. Но букву «у» включаем в какой ряд?».

После обсуждения предлагается промежуточный ряд.

Буква «у» пишется в промежуточный ряд:

ЖуанТвердый:        А      Ы      (ый)       О     Ұ         

                                                 И                         У         

ЖіңішкеМягкий:    Ә    Е      І      (ій)      Ө     Ү         

Учитель: «Как отметим твердости или мягкости произношения?». Ответ: «Над и под строкой».

Отмечается произношения звука «и»: твердое надстрочным и мягкое подстрочным набором.

ЖуанТвердый:        А      Ы      (ый)       О     Ұ      (ұу)   

                                                 И                         У         

ЖіңішкеМягкий:    Ә    Е      І      (ій)      Ө     Ү      (үу)   

Заметим: При произношения «у» становится гласным за счет звуков «ұ/ү».

Учитель: «Приведите пример  «у». Ученики пишут примеры.

Учитель: «Гласный «у» в начале, середине или в конце слова?». Ответ: «в начале, середине и в конце слова».

Учитель: «Гласный «у» в каком слоге встречается?». Ответ: «В любом слоге».

Учитель: «Да, гласный «у» активный звук. Какой цвет у активных звуков?». Ответ: «Зеленый».

Учитель: «Хорошо, букву «у» дадим активный зеленый цвет».

Буква «у» приобретает активный зеленый цвет:

 

ЖуанТвердый:        А      Ы      (ый)       О     Ұ      (ұу)   

                                                 И                         У         

ЖіңішкеМягкий:    Ә    Е      І      (ій)      Ө     Ү      (үу)   

Учитель: «Дополнен  ваш  «светофор» новыми звуками. По светофору характеризуем звуков «о/ө», «ұ/ү», «у».

Характерисика звуков:

 

«О»: гласный, твердый, губной, пассивный звук. Пишется в 1-слоге. Отсутствует в аффиксах.

«Ө»: гласный, мягкий, губной, пассивный звук. Пишется в 1-слоге. Отсутствует в аффиксах.

«Ұ»: гласный, твердый, губной, пассивный звук. Пишется в 1-слоге. Отсутствует в аффиксах.

«Ү»: гласный, мягкий, губной, пассивный звук. Пишется в 1-слоге. Отсутствует в аффиксах.

«У»: гласный, твердо/мягкий, негубной, активный звук. Пишется во всех позициях. Встречается в суффиксах.

Заметим: Эти правила не распространяюется к слитным словам, заимствованным словам и аффиксам.

Читаем гласных по таблице.

Пример: «А»: гласный (1), твердый (1.1), негубной (1.3), активный (зеленый) звук.

1 Гласные

 

                                 1.3 ЕзулікНегубной                     1.4 ЕріндікГубной              1.5 КірмеЗаимств.

 

1.1 ЖуанТвердый:        А      Ы      (ый)     Я(йа)        О     Ұ      (ұу)     (йұу)            Ё(йо) ру  

                                                       И                                       У        Ю     

1.2 ЖіңішкеМягкий:    Ә    Е      І      (ій)                    Ө     Ү      (үу)      (йүу)           Эру

 

 

Желаю удачи!

Вопросы, замечание или предложения, оставьте в «Комментарий». 

Кәкімбек       

Добавить комментарий

\»Светофор\» негубных звуков

 

«Светофор» негубных звуков

Таблица «Светофор» основан на новый метод обучение казахскому языку. Настольная таблица должна находиться под
рукой ученика: при необходимости он ориентируется по ним. У ученика постепенно вырабатываются навыки работать самостоятельно, не опираясь на таблицу. Таблица служит ориетиром при практических работ. Сегодня прелагаем классификацию звуков. Конечно, ученики знают звуков. Но наша цель – учить их к самостоятельной работе, привлечь к творческой активности. В этих целях создаем таблицу заново вместе с ними.

Сперва учитель делает  на доске такую графику:

ЖуанТвердый:    

ЖіңішкеМягкий:

«Светофор» негубных звуков

Таблица «Светофор» основан на новый метод обучение казахскому языку. Настольная таблица должна находиться под
рукой ученика: при необходимости он ориентируется по ним. У ученика постепенно вырабатываются навыки работать самостоятельно, не опираясь на таблицу. Таблица служит ориетиром при практических работ. Сегодня прелагаем классификацию звуков. Конечно, ученики знают звуков. Но наша цель – учить их к самостоятельной работе, привлечь к творческой активности. В этих целях создаем таблицу заново вместе с ними.

Сперва учитель делает  на доске такую графику:

ЖуанТвердый:     

ЖіңішкеМягкий:

Затем просит учеников назвать первую букву алфавита. Ответ единогласно: «А».

Учитель: «Звук «а» гласный или согласный?».   Следует ответ: «Гласный».

Учитель: «Звук «а» твердый или мягкий?».   Ответ: «Твердый».

Учитель: «Букву «а» в какой ряд пишем?».   Ответ: «В твердый ряд».

Буква «а» пишется в ряд твердых:

ЖуанТвердый:          А

ЖіңішкеМягкий:

Учитель: «Приведите пример». Ученики пишут примеры.

Учитель: «Звук «а» в какой позиций находится: в начале, середине или в конце?».   Ответ: «Во всех позициях: в начале, середине и в конце».

Учитель: «Оказывается, во всех позициях букву «а» путь открыта. Какой цвет светофора указывает, что путь открыта?». Ответ: «Зеленый».

Учитель: «Как думаете, букву «а» какой цвет соответствует?». Ответ: «Зеленый».

Буква «а» приобретает зеленый цвет:

ЖуанТвердый:          А

ЖіңішкеМягкий:

Далее учитель спросит мягкий вариант звука «а». Ответ: «ә».

Учитель: «Вы уверены?». Ответ единодушно: «Да-а».

Учитель: «Звук «ә» гласный или согласный?».   Ответ: «Гласный».

Учитель: «Звук «ә» твердый или мягкий?».   Ответ: «Мягкий».

Учитель: «Звук «ә» пишется в твердый ряд или в мягкий?».   Ответ: «В мягкий».

Учитель: «Если вы уверены, пишем»:

ЖуанТвердый:          А

ЖіңішкеМягкий:   Ә

Учитель: «Приведите пример на звук «ә». Ученики пишут примеры.

Учитель: «Звук «ә» в какой позиций находится: в начале, середине или в конце?». Ответ: «В начале, середине».

Учитель: «Да-а… «Ә» является мягким вариантом «а»?».  Ответ: «Да».

Учитель: «Тогда ваши примеры пишите во множественном числе».

Ученики пишут: «әжелер», «әкелер», «әндер», «әтештер». Все верно.

Но учитель кажется в недоразумений. Что-то не сходится…

Учитель: «Как так?.. Только что сказали, что мягким вариантом «а » является «ә». Тогда вы должны были писать
«әжеләр», «әкеләр», «әндәр», «әтештәр». Как понять?

Теперь ученики в недоразумений. Все было правильно. Но что за вопрос? Как это? Ищут ответа. Должны найти.
Учитель слушает, наблюдает, направляет.

Учитель: «Смотрите на примеры. У вас звук «ә» встречается в корнях или в окончаниях?». Ответ: «В корнях».

Учитель: «Звук «ә» встречается в каком слоге?». Ответ: «В 1-слоге».

Учитель: «Звук «ә» встречается в конце слова?» Ответ: «Не-ет».

Учитель: «Хоршо заметили. Но проверяем еще. Выполняйте задание.

 

Задание: Вместо многоточия выберите правильный вариант слова из скобки.

1. Звук «ә» встречается в  …………………… (корне, окончаниях).

2. Звук «ә» пишется в…………………..(1-слоге, 2-3-слоге).

3. Звук «ә»  …………………..   (встречается, не встречается) в конце слова.

4. В окончаниях мягким вариантом «а» выступает  ….. (ә, е).

В результате ученики должны придти к такому заключению:

1. Звук «ә» встречается только  в корне.

2. Звук «ә» пишется в только в 1-слоге (1 или 2-буква).

3. Звук «ә»  никогда не встречается в конце слова.

4. В окончаниях мягким вариантом «а» всегда выступает «е», а не «ә».

Учитель: «Поздравляю! Замечаетельно справились задачей. Оказывается звук «ә» особый: 1) он встречается в корнях; 2)
и только в 1-слоге; 3)  в конце слова вообще отсутствует; 4) В окончаниях мягким вариантом «а» всегда выступает «е»,
а не «ә».

Скажите какой цвет светофора подходит букву «ә»? Ответ: «Красный».

Буква «ә» приобретает красный цвет:

ЖуанТвердый:          А

ЖіңішкеМягкий:    Ә    

Заметим: Эта правила не распространяется к заимствованным словам.

Учитель: «Хорошо. Если «е» выступает мягким вариантом «а» куда и каким цветом пишем?».

После обсуждения следует ответ: «В мягкий ряд, зеленым цветом».

Буква «е» пишется в мягкий ряд и приобретает зеленый цвет:

ЖуанТвердый:          А

ЖіңішкеМягкий:      Ә   Е

Далее следуют остальные негубные.

Дадим возможность ученикам работать самостоятельно, чтобы конструировать свой «светофор». Для этого предлагаем
им дополнить таблицу звуками «ы», «і» по нашему методу.

Звук «ы».Одна группа задает вопросы, другая отвечает, предлагает варианты, приведет примеры, аргументы. И в
итоге звук «ы» должен включиться в твердый вариант зеленым цветом.

ЖуанТвердый:          А       Ы

ЖіңішкеМягкий:      Ә   Е

 

Звук «і».

Группы меняются ролями. Теперь вторая группа задает вопросы, первая отвечает, предлагает варианты, приведет примеры, аргументы. И в итоге звук «і» должен включиться в мягкий вариант зеленым цветом.

ЖуанТвердый:          А       Ы

ЖіңішкеМягкий:      Ә   Е      І

При включение в таблицу гласного «и» возникают некоторые вопросы. Здесь требуется вмешательство учителя.

Учитель: «Рассмотрим звук «и». Он гласный или согласный?».

В ответ одни говорят «гласный», другие говорят «согласный».

Примеры указывают, что обе стороны правы.

Учитель: «Верно. Но этот раз мы рассматриваем гласный «и». Гласный «и» твердый или мягкий?».

Опять разногласие:  одни говорят «твердый», другие говорят «мягкий».

Примеры указывают, что обе варианты верны.

Учитель:  «Вы правы, звук «и» может произноситься твердо или мягко. Но букву «и» включаем в какой ряд?».

Ученики предлагают варианты: в твердый ряд, в мягкий ряд, в обоих рядх.

Учитель: «Может прибавим промежуточный ряд?».  Ученики согласятся.

Буква «и» пишется в промежуточный ряд:

ЖуанТвердый:          А       Ы

                                                  И

ЖіңішкеМягкий:      Ә   Е      І

Учитель: «Давайте, точнее отметим твердого и мягкого произношения звука «и». Может используем надстрочный и подстрочный набор?». Объясняет как это пишется. Ученики поддерживают.

Отмечается произношения звука «и»: твердое надстрочным и мягкое подстрочным набором.

ЖуанТвердый:          А       Ы     (ый)   

                                                  И

ЖіңішкеМягкий:      Ә   Е      І      (ій)   

Заметим: При произношения «и» становится гласным за счет звуков «ы/і».

 

Учитель: «Приведите пример гласному «у». Ученики приводят примеры.

Учитель: «Гласный «и» в начале, середине или в конце слова?». Ответ: «в начале, середине и в конце слова».

Учитель: «Гласный «и» в каком слоге встречается?». Ответ: «В любом слоге».

Учитель: «Да, гласный «и» активный звук. Какой цвет у активных звуков?». Ответ: «Зеленый».

Учитель: «Хорошо, букву «и» дадим активный зеленый цвет».

Буква «и» приобретает активный зеленый цвет:

ЖуанТвердый:          А       Ы     (ый)   

                                                  И

ЖіңішкеМягкий:      Ә   Е      І      (ій)   

 

Учитель: «Готов ваш «светофор» негубных звуков. По светофору характеризуем звуков «а/е», «ы/і», «и», «ә».

Характерисика звуков:

«А»: гласный, твердый, негубной, активный звук. Пишется во всех позициях. Часто встречается в аффиксах.

«Е»: гласный, мягкий, негубной, активный звук. Пишется во всех позициях. Часто встречается в аффиксах.

«Ы»: гласный, твердый, негубной, активный звук. Пишется во всех позициях. Часто встречается в аффиксах.

«І»: гласный, мягкий, негубной, активный звук. Пишется во всех позициях. Часто встречается в аффиксах.

«И»: гласный, твердо/мягкий, негубной, активный звук. Пишется во всех позициях. Встречается в суффиксах.

«Ә»: гласный, мягкий, негубной, пассивный звук. Пишется в 1-слоге. В аффиксах отсутствует.

Учитель: «Молодцы! Ваш «Светофор» действует. Так держать!».

Такой метод должен вдохновлять учеников и вселять уверенности в себя.

 

Желаю удачи!

Вопросы, замечание или предложения, оставьте в «Комментарий».

Кәкімбек

Добавить комментарий