Требование времени – нетрадиционные формы проведения уроков, использование современных образовательных технологий. В зависимости от темы и целей урока

Требование времени – нетрадиционные формы проведения уроков, использование современных образовательных технологий. В зависимости от темы и целей урока варьируется и выбор обучающих технологий.  В современных условиях использование информационных технологий является одним из ключевых направлений работы учителя.[3;165]

Сегодня у любого учителя возникает вопрос: как привить интерес учащихся к предмету и активизировать их деятельность?

Использование электронной техники возможно на различных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков, на этапах орфографической разминки, проведения самостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения. [2;2]

На сложном этапе урока, когда необходимо сфокусировать внимание, монитор может стать мощным ритмическим организатором. Использование элементов компьютеризации в органичном сочетании с дифференцированным методом обучения позволяют учителю опросить весь класс за время урока. Также нет необходимости учителю “отвлекаться” от работы с классом, задавая теоретический вопрос ученику, работающему на компьютере. А самое ценное – компьютер сразу выдаёт результат по всем заданиям!

 Диапазон использования компьютера широк: от простого просмотра презентаций, тестирования до самостоятельной работы за компьютером и создания собственного материала для урока. Компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения и воспитания.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они

·        позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

·        способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

·        позволяют индивидуализировать процесс обучения;

·        повышают интерес к урокам русского языка и литературы;

·        активизируют познавательную деятельность учащихся;

·        развивают творческий потенциал учащихся;

·                    делают урок современным.

Технические возможности технологии мультимедиа обогащают уроки русского языка и литературы наглядностью, (иллюстрации, схемы, графики, таблицы), аудиоматериалами, видеоматериалами, что, безусловно, способствует глубокому и прочному усвоению знаний. Компьютер даёт возможность максимально индивидуализировать обучение, сделать процесс обучения творческим, исследовательским. [1;47] Интерактивность, динамичность, визуальная информация – это те преимущества, которые есть в работе с компьютером.

В течение пяти лет я внедряю в свою практику уроки с использованием компьютера. В этом году работать стало намного легче, так как в кабинете русского языка установлен компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, имеется постоянный доступ к сети Internet, собрана большая медиатека. Если раньше основными документами были Microsoft Offise Word, Microsoft Offise Power Point и электронные учебники разного уровня, то сегодня добавились флипчарты, которые дают большие возможности. На уроках мы работаем с текстом и изображениями, просматриваем электронные энциклопедии, презентации, тестируемся. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале.

Уроки русского языка можно классифицировать по нескольким направлениям:

        уроки развития речи

        объяснение нового материала

        уроки закрепления материала

Так на уроке усвоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения.

На уроках закрепления хорошо использовать программы- тренажеры для закрепления теоретических знаний, развития необходимых навыков.

На контрольном уроке компьютер может досконально проверить пройденный материал. Самым любимым способом проверки знаний для учащихся является тестирование с использованием Activote.

Кроме трёх основных типов программ могут быть и другие: обобщающие, игровые. Однако самой удобной, на мой взгляд, формой учебных программ является комбинированная. Комбинированная программа должна состоять из учебника, который содержит теоретические сведения и наглядно их демонстрирует на примерах; тренажёра, который содержит упражнения на развитие умений и навыков, предусмотренных при изучении данной темы; контроллера-сборника упражнений аналогичных данным в тренажёре; в программе должен быть и словарь-справочник.

Найти комбинированные программы очень сложно, поэтому приходится разрабатывать и создавать самостоятельно материал для урока. Презентация на уроке может использоваться как иллюстративный материал или тренажер, а флипчарты дают возможность делать любую работу с предложением, текстом и т.д. Это дает большую возможность экономить время на уроке, материал можно набрать на компьютере, готовясь к уроку, а на уроке только вставлять пропущенные буквы и знаки препинания, делать разборы. 

Объяснение нового материала с демонстрацией слайдов с рисунками, графическими схемами предложений, примерами для иллюстрации нового материала, комментированием схем, таблиц. Все перечисленное выше позволяет учителю экономить время, которое раньше отводилось на выполнение всего этого на обычной доске.

На уроках литературы использую иллюстративный материал, который помогает погрузиться в произведение. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды или флипчарты. Мы можем поместить иллюстрации, которые заменят нам старые таблицы. Качество изображения значительно лучше, чем на классной доске, а учитель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделять ученикам. Презентации Power Point и флипчарты позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос. Интерактивный демонстрационный материал помогает разобраться в теме урока, увидеть те или иные явления в динамике. Возможна коллективная и индивидуальная работа с иллюстративным материалом, словарная работа, анализ эпизода или текста в целом, если речь идёт о небольшом произведении. Первое знакомство с писателем или поэтом лучше всего представлять в виде презентации. На первом уроке на экран с помощью проектора выводятся следующие слайды: портрет писателя, поэта; фотографии мест, родных и дорогих автору изучаемого произведения; портреты дорогих и близких ему людей; список изучаемых в школе произведений; основная тематика творчества. Заключительным слайдом такой презентации может являться слайд с несколькими портретами автора, созданными в разное время, по которым учащиеся могут написать небольшое сочинение, высказывая свои предположения о его жизни и творчестве в данный период. Также на уроках использую тренажеры, которые помогают проверить знание текстов. Использование программ, которые помогают организовать самостоятельную поисковую деятельность, делаю урок интересным. Использование компьютера помогает интегрировать урок литературы со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой. Видеоматериалы по текстам помогаю вызвать интерес учащихся к прочтению текста, сравнить авторский текст с режиссерским восприятием. На уроках литературы можно с помощью сети Internet совершать заочные экскурсии по местам, связанным с жизнью и деятельностью поэта или писателя, прослушивать мастеров художественного слова, их исполнения отрывков из произведений. Учащиеся самостоятельно создают презентации и защищают их на уроке. Это создает мотивацию к изучению предмета, так как, чтобы создать презентацию, учащимся приходится просмотреть большое количество материала, изучить его.

Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником. Таким образом, умелое использование компьютера на уроках литературы позволяет реализовать обучающие, развивающие и эстетические цели. Возможно, изменится и отношение некоторых учеников к  урокам литературы в лучшую сторону.

Подводя итог, следует сказать, что использование компьютерных технологий в обучении обеспечивает:

·        повышение уровня мотивации ученья;

·        отработку и совершенствование орфографических и пунктуационных навыков на новом технологическом уровне;

·        экономное использование времени на этапах закрепления изучаемой темы и проверки самостоятельной работы при привлечении большего количества учащихся;

·        создание условий для реализации творческого потенциала ученика при экспериментировании и совершенствовании электронной программы;

·        утверждение новых форм межпредметных связей, развитие интегрированных навыков учащихся;

·        воспитание компьютерной культуры подростка;

·        объективность в оценке знаний учащихся;

·        психологическая подготовка детей к “информационному” веку.

 

Литература

1. Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. //Информационные технологии.- 1998.- № 6.- С.46

2. Дыханова Б. Литература в школе сегодня и завтра  Первое сентября Литература.-2004.- №22.- С.2

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат.- М.: Академия, 1999.- 224 с.

 

Добавить комментарий