Табличное умножение и деление



Урок-путешествие по математике в 3-м классе по теме \»Табличное умножение и деление\» (закрепление)

Цель: Закрепить знания учащихся по таблице умножения и деления;                                                Задачи:

  • Развивать навыки устного счёта;
  • Умение составлять задачи по выражению;
  • Развивать мыслительную деятельность учащихся при решении задач;
  • Воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование:

  • Картинки с изображением лесных жителей: белочки, мышонка, ежика;
  • Карточки с напечатанными примерами;
  • Карточки с нарисованными маленькими зверятами для самостоятельной работы;
  • Цветные карандаши;
  • Учебник “Математика 3 класс.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всем права:
Чтоб ни случилось в мире, —
А все же будет дважды два
По-прежнему четыре.          С. Маршак.

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке математике мы совершим путешествие в сказочную страну Волшебных красок. Нам нужно помочь маленьким зверятам, которых нарисовал Петя. Он не раскрасил их. И над ними все другие звери смеются. Поможем им?

На пути в сказочную страну нам повстречается много лесных жителей. Вместе с ними, мы вспомним, чему научились, изучая табличное умножение и деление. Отправляемся в путь?

3. Устный счёт.

Математический диктант.

Выполнив задание, мы отгадаем, кто первым встретится нам на пути.

Для этого записываем ответы в тетрадях.    Во сколько раз 8 меньше 32?  На сколько 35 больше 5?    Увеличьте 9 в 9 раз. Уменьшите 18 на 9.  Найдите произведение чисел 9 и 6. Найдите частное чисел 16 и 8.   Уменьшите 49 в 7 раз.

Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания.

4

30

81

9

54

2

7

Е

Ч

А

О

К

Б

Л

Какое слово получилось? Кто встретился нам?      (Белочка)    Что вы знаете про этого зверька?

(Небольшой зверек с большим пушистым хвостом, который на зиму надевает серую шубку. Гнездо строит в развилках веток или дуплах. К зиме делает припасы, питается орехами, грибами, которые насушил летом и осенью).

Молодцы! Теперь посмотрите видео-фрагмент о белочке.

Белочка приготовила вам задания.

Первое задание: “Игра-соревнование”. Каждый ряд – команда.

На доске записаны примеры. Каждый из вас по очереди должен выйти к доске и решить один пример, быстро и правильно.

1-го ряда

2-го ряда

4 х 4 =

18 : 2 =

72 : 8 =

3 х 5 =

8 х 7=

45 : 5 =

3 х 7 =

81 : 9 =

7 х 7 =

54 : 9 =

27 : 3 =

7 х 4 =

32 : 4 =

6 х 6 =

5 х 7 =

63 : 9 =

 Мы узнали, какой ряд быстрее справился с заданием. А теперь проверим правильность решения.

Проверка проходит с помощью сигнальных карточек.

Второе задание белочки:

Составьте задачу о белочке по выражению 9 х 2 – 10, используя слова: орехи, грибы, шишки.       (У белки в дупле 9 орехов, грибов в 2 раза больше, чем орехов, а шишек на 10 меньше, чем грибов. Сколько шишек в дупле у белки?).

Найдите значение выражения и сформулируйте ответ. (8 шишек в дупле у белки).

Отправляемся дальше в путь!

Физминутка.

Мышки прячутся во ржи.
Как увидеть их, скажи?
В норке прячется полёвка.
Покажись, скорей, плутовка!      (приседания).                                                                                        

Навстречу нам мышонок.

А что об этом зверьке вы знаете? Расcкажите.

(мышка серая, питается зерном, живет в норке. Её может съесть кот, сова.)    Теперь посмотрите видео-фрагмент о мышах.

4. Закрепление изученного материала.

А вот какие задания приготовил мышонок.

Первое задание мышонка:

Игра “Сосчитай-ка”: соедините выражение с его значением.

Используются карточки:

8 х 7 + 5

 

100

90 – 35 : 7

 

61

37 + 7 х 9

 

52

9 х 9 — 8

 

85

Второе задание мышонка:

Вставьте такие числа, чтобы неравенства были верными:

1 вариант

2 вариант

… х 6 > … x 9

… : 5 < … : 4

3 x … > 63 : …

81 : … < … x 4

36 : … > 40 : …

7 x … > 8 x …

… : 8 < … x 2

… x 5 < 49 : …

Рассмотреть различные варианты ответов.

Физминутка.

Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша, 
Тихо листьями шурша. (ходьба на месте).

На встречу нам ёжик.

Что вы знаете о ёжике?(Ёж всю зиму спит,.запас корма ему не нужен. Он делает в укромном месте небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. Летом и осенью усиленно питается и жиреет) Теперь посмотрите видио-фрагмент о еже.

5. Решение задач.

Выполни задания, которые предлагает нам ежик.

Первое задание от ёжика:

Веселые задачи (Устный счет):

Мышка зёрна собирала,
По два зёрнышка таскала.
Принесла девятый раз.
Каков у мышки стал запас?
(2 х 9 = 18 з.).

Три бельченка маму-белку
Ждали около дупла
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла, 
Разделила на троих.
Сколько каждому из них?
(9 : 3 = 3 ш.).

Летом в солнечный денёк
Птички прыгали: прык-скок!
На двух веточках сидели
По четыре коростели
А на следующих двух
По три филина сидели
И кричали: “Ух, да ух!”
Вы, ребята, не зевайте
Сколько птиц всего, считайте.
(4 х 2 + 3 х 2 = 14 п.).

В поле бабочки летали
Лепестки цветов считали
На одном цветке их пять.
Сможете вы сосчитать?
Сколько будет лепестков?
Если шесть всего цветков.
(5 х 6 = 30 л.).

После каждой задачи записать ответ ребенка.

Второе задание от ёжика:

Решение задач под руководством учителя.( учебник Математика 3 класс.)

Прочитайте условие задачи.

Что сказано в условии задачи?(в корзине 5 кг свеклы, и в 6 одинаковых ящиках – 60 кг).

Что надо узнать в задаче? ( во сколько раз больше свеклы в 1 ящике, чем в 1 корзине).

Подумайте, как записать задачу кратко? (рисунок, краткая запись, схема).

Изобразите задачу схематически.

 

Рисунок 1.

Что надо сравнивать? (вес свеклы в корзине и ящике).

Сколько кг свеклы в корзине? (5 кг).

А в ящике? (неизвестно).

Что нам надо сделать, чтобы узнать сколько кг в 1 ящике? (60 : 6 = 10 (кг)).

А теперь можем узнать, во сколько раз больше было свёклы в одно ящике, чем в корзине? (да, можем).

Как? (делением).

(хором прозносится правило).

Самостоятельно запишите решение в тетради, а два ученика работают за доской.

Проверка.

6. Самостоятельная работа.

Вот мы с вами и добрались до сказочной страны Волшебных красок. Нас встречает Художник. Художник взмахнул своей кисточкой и все ваши карандаши стали волшебными. Поможем раскрасить художнику маленьких зверят. Учитель раздает  и у каждого ученика на столе не раскрашенный зверёк, на нём записаны примеры на умножение и деление).

Дети раскрашивают  (готовые работы помещают на доску).

7. Итог урока.

Вы очень хорошо работали.

Молодцы!

Добавить комментарий

урок математики

Урок математики в 6 классе

Разработал учитель математики и информатики СШ № 16 с.Садовое Осакаровского района Карагандинской области БАУМАН ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА.

Тема: Деление положительных и отрицательных чисел.

Цели:

Образовательные: отработка умений и навыков при сложении, вычитании, умножении и делении чисел с разными знаками путём применения разнообразных форм упражнений (решении примеров, уравнений, упрощении выражений).

Развивающие: формировать навыки самостоятельной работы; развивать логическое мышление, вычислительные навыки; расширение кругозора.

Воспитательные: воспитание познавательного интереса к предмету; воспитывать культуру труда, математической речи, активность, самостоятельность, культуру общения.

Урок: Деление положительных и отрицательных чисел.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учеников.

Проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

2. Мотивация урока.

Едва ли не самым тёмным для учащихся местом в математике является учение о действиях с отрицательными числами. И это не потому, что устанавливаемые правила действий сложны. Напротив, они очень просты. Но тёмными остаются два вопроса: 1) Зачем вводятся отрицательные числа? 2) Почему над ними совершаются действия по таким-то правилам, а не по иным? В частности, очень плохо понимается, почему при умножении и делении отрицательного числа на отрицательное результат есть положительное число.

Все эти вопросы возникают потому, что с отрицательными числами учащихся обычно знакомят до того, как они начали решать уравнения, и больше не возвращаются к правилам действий с отрицательными числами. Между тем лишь в связи с решением уравнений выясняется ответ на оба поставленных выше вопроса. Исторически отрицательные числа возникли именно в этой связи. Не будь уравнений, не было бы нужды и в отрицательных числах.

Долгое время уравнения изучались без помощи отрицательных чисел; при этом возникали многие неудобства; для устранения этих неудобств и были введены отрицательные числа. При этом в течение долгого времени многие выдающиеся математики отказывались вводить их в употребление или вводили с большой неохотой. Ещё Декарт (1596–1650) называл отрицательные числа \»ложными числами\».

Таким примерно образом и были введены отрицательные числа; цель этого — рационализация вычислительного процесса; правила действий над отрицательными числами явились результатом введения этого рационализаторского приёма в вычислительную практику.

Многолетние и многообразные испытания показали, что этот приём обладаем огромной эффективностью и находит себе блестящие применения во всех областях науки и техники. Всюду введение отрицательных чисел позволяет охватить единым правилом такие явления, для которых нужно было бы выдумывать десятки правил, если ограничиться числами положительными.

Итак, на два выше поставленных вопроса нужно ответить следующим образом: 1) отрицательные числа вводятся затем, чтобы устранить ряд трудностей, возникших прежде всего при решении уравнений; 2) правила действий над ними вытекают из необходимости согласовать результаты, полученные с помощью отрицательных чисел, с теми результатами, которые могли бы быть получены и без них.

3. Актуализация опорных знаний.

Устный счет

Записать только ответы:

1) -12-18

2) -20+10

3) Найти модуль -6

4) (-2)

5) Заменить неправильной дробью31/5

6) Заменить десятичной дробью 2/5

7) 5,2:1,3

8) — (а+в)

9) – (-а-в)

10) : 2

11) Заполнить схему (-)(-)=

(-)(+)=

(-)(-)=

12)Какие примеры мы пока еще не сможем решить? (на деление)

Дети поочерёдно выполняют устные примеры с рациональными числами:

 

*(-1)

-2

:2

5

-5

+3

*4

*0

*(-1)

-13

*12

:(-5)

*11

-5

+9

-7

4. Изучение нового материала

1.Деление отрицательных чисел объясняю: 12:3=

-12:(-4)=

Образец записи: -4,5:(-1,5)=

-2/3:(-4/5)=

Вывод сделать самостоятельно и проверить по учебнику.

2)Деление чисел с разными знаками объясняют дети: -24:3=

Образец записи показывают дети: -2/3:3/4=

-13/5:11/3=

3) 0:(-6)=?

-7:0=? Вывод.

4)Заполнить схему: (-):(-)=

(+):(-)=

(-):(+)=

Чтобы разделить отрицательное число на отрицательное, надо разделить модуль делимого на модуль делителя.

При делении чисел с разными знаками, надо:

1) разделить модуль делимого на модуль делителя;

2) поставить перед полученным числом знак −.

Делить на нуль нельзя!

5. Физкультминутка.

Минутка отдыха. Гимнастика для глаз

Вертикальные движения глаз вверх-вниз.

Горизонтальное вправо-влево.

Вращение глазами по часовой стрелке и против.

Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее.

Глазами «нарисовать» кривую, изображённую на доске несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.

6. Закрепление нового материала:

Работа в парах:

1. -57+(-19)

2. 1,7-5,8

3.-5/8-7/12

4. -3+12/5

5. 55/14-(31/2-5/7)

6.-8,65*0

7.-5/9*(-12/25)

8.11/8*(-51/3)

9 .48:(-16)

10. 4/9:(-8)

11. 5,25:(-1/20)

12. (-3)2*(-2)3

7. Самостоятельная работа.

Решить № 556, 557

8. Итоги урока. Д/з. Рефлексия.

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением.

Я научился…Было трудно…Сегодня я узнал…У меня получилось…Теперь я могу…

Помни всегда

Что без труда

В учебе побед не добиться

Слышим звонок начат урок

К финишу мчимся как птицы

Только в труде

Знанья приходят к тебе

Может сейчас, здесь среди нас

Будущих лет Пифагоры.

Добавить комментарий