Плавание тел

Организация урока

В начале урока я сообщаю, что на основе наблюдений, анализов и выводов будут полу­чены общие знания, которые станут результатом совместного исследования всех учащихся. Эти знания широко используются в жизни, напри­мер, при конструировании судов, различных подводных сооружений, при исследовании мор­ских глубин и атмосферы. Говорю также, что работать ученики будут по группам. Каждая выполнит «свое» задание, которое сформулиро­вано на карточке; иногда однотипные задания .даю в двух-трех вариантах, различающихся только конкретными предлагаемыми телами. Через 10 мин — по окончании отведенного времени — каждая группа отчитывается о про­деланной работе; она должна быть готова продемонстрировать свой опыт классу и ответить на поставленные вопросы. Я обобщаю эти вы­ступления. Так, после отчета первой группы (задание I) называю тему урока, которую и записываю на доске. По окончании отчета второй группы (задание 2) на доске появляется рисунок выталкивающей силы, действующей на тело со стороны жидкости и т. д. А в результате работы всех групп вместе «рождается» на доске и в тетрадях учащихся опорный конспект по материалу урока (приведен далее).

Урок заканчивается моим кратким расска­зом по конспекту, выделением того, что но­вого узнали учащиеся на данном занятии.

Достоинство урока: активное участие самих учеников в освоении нового материала; много­кратное повторение решаемых проблем, соот­ветствие выполняемых заданий и последова­тельности выступлений групп логике раскрытия изучаемого материала, которая созвучна как структуре знания, так и методу физического исследования.

«Поведение тела внутри жидкости»

Цель:

  1. уяснить понятие «выталкивающая сила»,
  2. получить первые представления о ней и о законе Архимеда.
  3. В соответствии с требова­ниями программы, учащиеся должны узнать о 1) явлении, которое характеризуется данным понятием, 2) способах измерения выталкиваю­щей силы, 3) ее связи с другими понятиями.

В соответствии с этими целями и подбираю экспериментальные задания, оформляя их на карточках.

  • Ø Задача I: охарактеризовать (описать) по-. ведение тела внутри жидкости.

Задание 1 для ее решения. Что произойдет с карандашом, если его погрузить пальцем в воду, налитую в мензурку, а затем быстро от­пустить? Проделайте эксперимент. Ответьте на вопрос: «Почему наблюдается такая кар­тина?».

Оборудование: мензурка с водой, карандаш.

 

Задание 2. Пронаблюдайте, как изменится растяжение пружины, если прикрепленный к ней груз погрузить в жидкость. Опишите то, что вы увидели.

Оборудование: стакан с водой, груз на пружи­не, линейка.

Отчеты групп по выполнению этих заданий позволяют учителю ввести понятие «выталки­вающая сила», считая его результатом взаимо­действия тела с жидкостью.

  • Ø Задача II: узнать способы определения выталкивающей силы.

Задание 3. Определите вес тела в воздухе и вес этого же тела в воде. Сравните резуль­таты. Найдите выталкивающую силу.

Оборудование: стакан с водой, груз, динамо­метр.

Задание 4. Сравните вес вытесненной телом воды с разностью его веса в воздухе и в воде. Для этого:

-найдите вес тела в воздухе,

-погрузите тело в воду и определите его вес в воде,

-вытесненную телом воду соберите в сосуд и определите ее вес,

проведите сравнение.

-Ответьте на вопросы. Не подсказывает ли вам данный опыт способ нахождения величины выталкивающей силы? В чем он заключается? Как еще можно определить вес вытесненной телом воды?

Оборудование: динамометр, тело на нити, отливной сосуд с водой, сосуд для сбора воды (можно использовать ведерки Архимеда).

  • Ø Задача III: раскройте связь данного по­нятия с другими.

Задание 5. Сравните разности весов двух тел одинаковой массы, но разного объема в воздухе и в воде. Сделайте вывод: зависит ли величина выталкивающей силы от объема погруженного в жидкость тела; если зависит, то как.

Оборудование: стакан с водой, динамометр, два тела одинаковой массы, но разного объема.

Задание 6. На коромысле рычажных весов уравновешены два подвешенных снизу к чашкам одинаковых груза. Нарушится ли равновесие, если грузы опустить в стаканы с водой? Если в один из стаканов насыпать соль? Опиши­те увиденное, объясните явление.

Оборудование: рычажные весы, два одинако­вых груза на нитях, два стакана с водой, соль.

Выполнение заданий 5, 6 и обсуждение полученных результатов позволяют сделать вы­вод: выталкивающая сила зависит от объема погруженного тела и плотности жидкости.

Задание 7. Сравните разности весов в воздухе и воде двух тел одинакового объема, но разной массы. Сделайте вывод о том, зависит ли и как именно выталкивающая сила от массы погруженного тела.

Оборудование: стакан с водой, динамометр, два тела одинакового размера, но разной массы.

Задание8.

Исследуйте: изменится ли выталкивающая сила( разность веса тела вводе и в воздухе) с изменением глубины погружения?

Оборудование: мензурка с водой, телона нити, динамометр.

Задание 9. Изучите: изменится ли выталки­вающая сила (т. е. разность весов тела в воздухе и в воде), если будет меняться по­ложение тела в воде, но при этом сохранится глубина погружения.

Оборудование; стакан с водой, тело на нити, динамометр.

Задание 10. Имеются два тела одинако­вой массы и объема, но разной формы. Сравните выталкивающие силы для них (т. е. разности весов в воздухе и в воде) при погружении в одну и ту же жидкость. Сделайте вывод.

Оборудование: стакан с водой, динамометр, два тела равных масс и объемов, но разной формы.

Выполнение заданий 7—10 и обсуждение в ходе диалога их результатов приводят к выводу:

выталкивающая сила не зависит от плотности вещества тела, глубины погружения, положения тела и его формы.

Добавить комментарий