Программа центра «Одаренные дети» Подготовила: учитель английского языка Оспанова Гульмира Шамуритовна

Средняя общеобразовательная школа №1
Программа
центра «Одаренные дети»
Подготовила: учитель английского языка
Оспанова Гульмира Шамуритовна
Павлодар
Концепция Программы

В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отли­чаются друг от друга прежде всего способностями к учению, т. е. одаренность, а также обучаемостью.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность класси­фицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенно­стью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способ­ности, подавляющие интерес к чтению.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают пред­приятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и неко­торое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
• Не могут четко развести реальность и фантазию.
• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несооб­разности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
• Для одаренных детей, как правило — характерны преувеличенные стра­хи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окру­жающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему во­круг них.
Обучаемость — это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анали­зировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять суще­ственное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уров­ня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчи­вости в достижении цели и др.
Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную диф­ференциацию, особенно по степени познавательной самостоятель­ности. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения.
При этом деятельность педагогов предусматривает:
а) реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
б) создание системы развиваю­щего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечи­вающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармониза­ции всех учебных дисциплин в системе базис­ного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов струк­турирования: идеи — содержание — обновление содержания обучения, ва­риативность образовательных программ — определение индивиду­альных образовательных траекторий — технологии — методика развивающего обучения и практика — образовательная деятельность — по­мощь семьи в образовании и воспитании детей.
Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообра­зуясь с его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается глав­ное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается че­ловеку, которого обучают, воспитывают, развивают.
Педа­гогическая система строится на четырех базовых идеях:
— на осознании самоценности каждого школьника как уникаль­ной, неповторимой личности;
— на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребен­ка, в том числе его творческих способностей;
— на приоритете внутренней свободы перед внешней как свобо­ды, необходимой для творческого саморазвития;
— на понимании природы творческого саморазвития как интег­ральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, са­моорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствова­ние и самореализация личности школьника.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
üпринцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
üпринцип возрастания роли внеурочной деятельности;
üпринцип индивидуализации и дифференциации обучения;
üпринцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
üпринцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
— учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
— учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
— учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
— учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
·увлечен своим делом;
·способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
·профессионально грамотным;
·интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
·проводником передовых педагогических технологий;
·психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
·знатоком во всех областях человеческой жизни.

Формы работы с одаренными учащимися
·творческие мастерские;
·групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
·факультативы;
·кружки по интересам;
·занятия исследовательской деятельностью;
·НОУ;
·конкурсы;
·интеллектуальный марафон;
·научно-практические конференции;
·участие в олимпиадах;
·работа по индивидуальным планам;
·сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Утверждаю:
Директор:
План работы с одарёнными и талантливыми детьми.

Мероприятие

Сроки

Отетственные

1

Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление.

постоянно

Зам.директора

2

Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы.

постоянно

 

3

Проведение семинара-практикума с учителями, педагогами дополнительного образования по вопросам выявления одаренных детей

В течение периода

 

4

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

постоянно

 

5

Совершенствовать работу научного общества учащихся
— Создание нормативной и методической базы
— Подготовка педагогических кадров, создание совета общества, его членов, разработка программ, планов
— Организация исследовательской деятельности

 

2014-2015
2014-2015

постоянно

 

6

Участие школьников в школьных, городских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах

постоянно

Учителя-предметники

8

Проведение интеллектуальных конкурсов среди одаренных школьников (индивидуальный план)

В месяц 1 раз по параллелям

 

9

Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год

Ежегодно, август

 

10

Издание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов

в течение периода

 

11

Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми

в течение периода

 

12

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.

2014-2015

 

14

Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, благодаря которым учителя – предметники разрабатывают содержание индивидуальной программы обучения
— Выявление учащихся в 5-х-6-х классах, составление диагностической карты
— Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми
— Проведения занятий с детьми
— Отработка форм, методов, приёмов работы
создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

постоянно

постоянно

 

2014-2015
2014-2015

 

 

 

 

 

Учителя –предметники

Добавить комментарий