Тема: «Движение и взаимодействие тел»
Повторительно-обобщающий урок» (7 класс)
Алдабергенова Жанипа Асановна
учитель физики
Специализированная средняя школа № 4
с углубленным изучением немецкого языка
город Актобе
Цели урока:
Образовательные:
повторить понятия, движение, сила, масса, плотность, скорость;
закрепить умения использовать структуру знания для описания физической величины;
повторить понятия, движение, сила, масса, плотность, скорость;
повторить единицы измерения и перевод их в систему СИ;
дать возможность учащимся использовать знания о работе с приборами (мензуркой, динамометром, весами) для измерения физических величин – массы и объема тел, силы;
Развивающие:
дать возможность детям быть активными участниками целеполагания;
развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке;
включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления;
поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности и рефлексию отдельных этапов урока;
для развития моторной памяти организовать фиксирование учащимися информации в тетради;
для развития слуховой памяти проговаривать определения;
для развития зрительной памяти вести записи на доске;
Воспитательные:
выполнять определенные виды работы сообща;
выслушивать мнение товарища и отстаивать свою точку зрения;
эстетически оформлять записи в тетрадях и на доске.
Ход урока.
Этап урока Работа учителя Работа учащихся
1. Орг. момент. Проверка готовности класса к уроку,
Настрой на работу.
— Здравствуйте, сегодня мы с Вами отправимся в путешествие. Так как любому путешественнику нужна карта, то у нас она тоже должна быть, но так как наше путешествие необычное то и карта у нас будет необычная
У каждого путешествия есть цель, маршрут и девиз.
Цель нашего путешествия:
— вместе, повторить то, что знаем, по теме «Взаимодействие и движение тел», подготовиться к контрольной работе и заработать хорошие отметки!
— А девиз нашей путешествия будет:
« Учитесь с нами! Учитесь как мы! Учитесь лучше нас!»
II. Основная часть
Повторение теоретического материала. А маршрут определите Вы.
Посмотрите на мою карту и на своей поставьте те же обозначения.
Молодцы.
А теперь приступим к определению маршрута нашего путешествия.
Вам надо соединить стрелками те понятия и обозначения, о которых будет идти речь.
— Твердые тела сохраняют свою форму и ( объем)
— В системе СИ эта величина измеряется в метрах.
— Мера инертности вещества
— При равномерном движении тело проходит одинаковые расстояния за равные промежутки (времени).
— Единицей измерения данной величины является Н.
Вперед, находчивые дети,
Нам Солнце и удача светят!
Первый пункт нашего назначения Бухта «Угадай-ка».
Отгадать кроссворд. Ключевым словом будет напутственное слово для дальнейшей части урока.
Кроссворд на компьютере, выведен на экран через проектор и у учащихся.
Учащийся, выполнявший работу у компьютера, получает оценку.
Учащиеся отгадывают кроссворд, который у них на листках, один за компьютером, его работа выводится на экран для проверки работы учащимися
Повторение формул.
Внимание наш корабль готовиться к отплытию.
Мы отправляемся к причалу «Формула».
Посмотрим, кто быстрее причалит мальчики или девочки.
Тестирование, повторение приборов, основных понятий.
«Заполни пустые места» (у доски мальчик и девочка)
v = /t
F= m*
ρ = m/
t = S/
m = V*
P = g *
Молодцы.
Девочкам и мальчикам дается 2 конверта.
Задание: определить, что лишнее и объяснить почему.
1 конверт: объем, масса, плотность, сила, газ, вес.
2 конверт: весы, динамометр, барометр, жидкость, мензурка, спидометр.
5 мальчиков + 5 девочек компьютерное тестирование
работа с презентациями.
Остальные учащиеся работают под руководством учителя.
Практическая работа.
Но для начала давайте вспомним приборы, которые нам помогали выполнять измерения во время лабораторных работ.
1. Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились. (Весы)
2. На спине язык, что скажет – люди верят. (Динамометр)
3. Нема и глуха, а определять объем жидкости позволяет. (Мензурка).
Что ж, путешествие продолжается.
Следующая наша цель архипелаг
« Экспериментальный»
Учащиеся получают задания:
— проградуировать динамометр;
— определить массу тела при помощи рычажных весов;
— определить объем тела правильной формы;
— определить объем тела неправильной формы;
— определить вес своего портфеля и его массу;
Отгадать загадку и показать прибор.
Выполнение практических заданий.
Компьютерные эксперименты с определением центра тяжести, массы, ускорения свободного падения.
Решение задач.
Наше путешествие продолжается.
Мы движемся к пику «Эврика».
Первым покорит пик, тот, кто решит 2 задачи.
Самолет летит со средней скоростью 600 км/ч. Какой путь он проделает за 6 часов?
— Летать по-настоящему пингвины не умеют, но их умению маневренно и быстро передвигаться в воде позавидовал бы самый лучший летун среди пернатых. Пингвин «летит», быстро работая крыльями, как веслами. Под водой пингвины развивают скорость до 30 км/ч. Помимо головоногих моллюсков, пингвин питается рыбой, а здесь без умения хорошо плавать можно и голодным остаться!
Какое расстояние пингвин проплывет по прямой с максимальной скоростью за 5 с?
— В результате систематических наблюдений ученые установили, что скорость движения перелетных стай от 18 до 93 км/ч. При этом весной птицы летят со средней скоростью около 50 км/ч, а осенью – 43 км/ч.
Переведите перечисленные выше скорости в единицы м/с.
— Несмотря на маленькие размеры, колибри способны пролетать значительные расстояния. Например, рубиновогорлая колибри весной и осенью перелетает Мексиканский залив, преодолевая без остановки примерно 900 км со скоростью 40 км/ч. При порхающем полете крылья колибри движутся со скоростью 3000–4800 взмахов в минуту.
Определите время перелета колибри через Мексиканский залив.
— Самой маленькой птицей в мире считается колибри-шмель, обитающая на Кубе. Масса этой малютка всего лишь 1,7 г (масса других колибри – от 3 до 20 г). Определите силу тяжести, действующую на эту птичку.
— Картофелина имеет массу 59 г и объем 50 см.
-Определить плотность картофеля.
— В перетягивании каната соревнуются 2 команды. Каждая прикладывает к нему силу в 500 Н, в свою сторону. Разорвется ли канат если он выдерживает нагрузку в 800 Н.
Учащиеся решают задачи в тетради и получают для проверки домой решения данных задач.
Подведения итога.
Быстро пробежал урок.
Давайте подведём итог.
Весь урок мы говорили.
Многое мы повторили.
В заключении я бы хотела узнать что Вам понравилось, а что нет на нашем уроке.
Вспомните наше путешествие и раскрасьте каждый этап урока тем цветом, который соответствует Вашему настроению на этом этапе урока.
В середине ладони поставьте оценку своей готовности к контрольной работе.
Учащиеся выполняют задание.