Экологическое ассорти

КГУ «Джумбинская основная школа»
Экологическое ассорти
Классный час в 7 классе
Учитель: Сорокина В.А.

Цель: Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, родной земле, необходимости охранять ее; расширить знания учащихся об экологических проблемах; содействовать восприятию любви к природе, осуществлять патриотическое воспитание, формировать чувства сопричастности к происходящему вокруг.
Оборудование: ПК (слайды), музыкальное сопровождение,  реквизиты к созданию  пикника, эпиграф, блюдце, яблоко, галстуки трехцветные, рисунки учащихся, раздаточный материал для творческой мастерской, карта.
Ход классного часа
I Организационный момент
Звучат колокольные звоны.
Слайд №1. Земля – наш общий дом.
1.Учитель: Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни торжеств и бед людских, когда человеческому голосу не под силу было выкричать боль. По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас, живущих на планете Земля.
Моя планета – человеческий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан?
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы:  «Больше не могу…»
И все живое стонет: «Помоги!»
Слайд №2. Эпиграф.
Слайд № 3. Учебная информация.
Слайд № 4. Почему планету называют чудом.
2. Учитель: Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас учеными-экологами проводится «врачебный» осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибает?
Многие серьезные специалисты указывают на гигантские «гнойники» на теле Земли – свалки. Они вызывают боль и отвращение.  «Шрамы» на теле Земли – асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать землю.
В опасности «легкие» планеты – леса.  «Полысение» планеты сегодня отчетливо видно из космоса. Возникает угроза потерять «легкие» Земли. Затуманились «глаза» Земли – озера, моря, океаны.
Наша планета – планета океанов. Три четвертых части поверхности ее занято  морями и океанами. Известный норвежский ученый Тур Хейердал написал: «Посреди океана, открытого для Европы Колумбом, теперь нельзя руку сунуть в воду, чтобы не вымараться в грязи…» Ученый имел в виду огромные нефтяные пятна на поверхности океана.
3.Учащиеся:
-На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес-
Полно таинственных чудес.
-По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как снежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
-Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.
-Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться,
Нам с этим не расстаться.

II Основной этап
Знакомство с темой, целенаправленностью классного часа.
1. Приветствие (перекличка)
-Я приветствую тебя, Земля!
-Я приветствую тебя, Солнце!
-Я приветствую тебя, Вода!
-Я приветствую тебя, Воздух!
-Мы приветствуем всех вас!
Учитель:    Повяжем трехцветные галстуки. Основной цвет на них зеленый – цвет жизни. Полоски желтого и голубого цветов означают теплое солнышко, чистую воду и воздух, прозрачные волны и голубое небо.
2. Экологическая мини-сцена
На скамеечке сидят Юля и Андрей. (Голос диктора).
Диктор: Новости ТВ. Из многих городов приходят тревожные вести: не хватает воздуха. Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы и обрушили на горожан выхлопные газы! Дымят заводы и фабрики. Беда!
Андрей: Юля, как здесь хорошо, в лесном краю. Пойдем, поздороваемся с природой.
Юля: А разве она живая?
Андрей: Конечно. Еще давно Федор Иванович Тютчев сказал:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Юля: Значит, с природой можно разговаривать, и она ответит?
Андрей: Ответит, если сможет… Вот мы и понаблюдаем за природой.
Юля: А что наблюдать?
Андрей: Как человек обращается с природой. Есть такая наука – экология.
Юля: А что это за наука?
Слайд № 5. Экология — …
Андрей: Экология – это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.
Юля: Как интересно!
Андрей: Давай возьмем удочку.  (Идут).
Юля: Как красиво!
Андрей: А вот и речка! Давай рыбу половим. (Закидывает удочку 1-й раз – вытягивает башмак, 2-й раз – банку, 3-й раз – Бабу-Ягу в старом разноцветном платье).
Баба-Яга: Была речка чистая, называлась Прозрачной, да стала грязной – разноцветной. Была многоводной – стала маловодной: уж больно много воды заводы выпивают, а потом опять грязную в речку спускают.
Юля: (спрятавшись за Андрея) Бабушка, а вы кто?
Баба-Яга: Безобразие! Ты что, девочка, сказок не читала? Я – Баба-Яга! А теперь из-за людей, испортивших речку, я – Разноцветная Баба-Яга! Постирала в этой воде платье, видите, на кого я стала похожа. А речка потихоньку погибает. Ее живая вода становится «мертвой» — ни попить, ни искупаться. А вы, я вижу, люди ничего. Пойдемте ко мне в гости, в избушку на курьих  ножках. Лес – мой дом.
Юля: Я боюсь, Андрей, а вдруг она нас съест?
Андрей: Не может быть. Я думаю, что современная Баба-Яга – вегетарианка. Правильно, бабуля?
Баба-Яга: А ты сообразительный. Пойдемте, не обижу. (Достает из узелка блюдечко и яблоко). Надеюсь, дома у меня все в порядке? Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне Землю- матушку.
Слайд « 6. Сколько лет назад образовалась Земля.
Учитель: Давайте посмотрим, сколько лет назад образовалась планета Земля?
5 миллиардов лет назад.
Представим себе, что 5 миллиардов – это 1 час, а в часе 60 минут. И что же произошло за это время?
Слайд № 7. Образовалась новая планета.
-В 0 минут образовалась новая планета.
Слайд № 8. Новая клетка.
-Через 10 минут зародилась новая клетка.
Слайд № 9. Появились водоросли.
-Через 30 минут в океане появились сине-зеленые  водоросли, которые производили кислород.
-Через 52 минуты в океане появились маленькие животные трилобиты.
Слайд № 10. Большие деревья.
-Через 55 минут появились на планете большие деревья.
Слайд № 11. Ящерицы, динозавры.
-Через 56 минут в воздухе поднялись огромные ящерицы.
-Через 57 минут появились динозавры.
Слайд № 12. Птицы и звери.
 -Через 58 минут появились первые птицы и звери.
Слайд № 13.
-В 59 минут появились первые люди на земле.
Слайд № 14. Мы.
В 60 минут появились мы, сегодняшние жители.
Вот такой эволюционный путь прошел человек за 5 миллиардов лет. С тех пор человек и природа стали частью друг друга. Человек является частью всего окружающего мира. И природа стала нашим домом, а мы стали хозяевами в нем.
Учитель: Перед вами карта Казахстана. Давайте вместе с вами отметим черными каплями глобальные проблемы в нашей стране.
В промышленных районах гибель лесов носит массовый характер. Так, в Восточно-Казахстанской области, в районе городов Лениногорска и Зыряновска, где добываются и перерабатываются цветные металлы: свинец, цинк, кадмий и др., — погублены десятки гектаров прекрасного хвойного леса.
Повышенный уровень загрязнения наблюдается в городах Зыряновске, Актау, Темиртау, Таразе, Петропавловске, Шымкенте, Алматы. Наиболее валовые выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников наблюдались в Карагандинской области – более 30% выбросов по республике. Основные загрязняющие вещества: пыль, диоксиды серы и азота, углеводороды. Самым грязным воздухом дышат жители Лениногорска, Усть-Каменогорска, Актюбинска, Алматы и Зыряновска. Основным источником выбросов является железнодорожный транспорт. Превышение допустимых норм концентрации пыли прослеживалось также в Лениногорске, Зыряновске, Темиртау, Шымкенте, Семипалатинске и Балхаше. Следующая причина – это загрязнение водных ресурсов. Из великих рек по загрязнению лидируют Иртыш и Урал. Грязнее стала Сырдарья. Вызывает тревогу и радиационная обстановка в районах урановых месторождений.
Учитель: Как видим, черных капель больше, чем голубых. Загрязнение воды, почвы, воздуха, оскудение животного и растительного мира приобретают с каждым днем глобальные проблемы. Земля стонет от людского безобразия.

Слайд № 15. Четыре среды жизни.
Слайд № 16. Аральское море.
Слайд № 17. Аральское море.
Слайд № 18. Аральское море.
Слайд № 19. Аральское море.
Слайд № 20. Каспийское  море.
Слайд № 21. Каспийское море.
Слайд № 22.  Что случится с человеком, если не останется воды?
Слайд № 23. Воздействие полигонов.
Серьезную реальную угрозу экологической безопасности Республики Казахстан представляет радиоактивное загрязнение: отходы неработающих предприятий уранодобывающей и перерабатывающей промышленности; оборудование технологических линий; территории, загрязненные в результате испытаний ядерного оружия; отходы промышленности.
Бывший Семипалатинский полигон располагался в Восточном Казахстане. В 1947 году началось строительство в г. Курчатове. С тех пор произведены наземные ядерные испытания (1949-1962 г.), подземные (1963-1991 г.). Первый ядерный взрыв произведен в 1949 году – испытана ядерная водородная бомба. Всего на территории полигона проведено 348 взрывов, ежегодно от 14 до 18 ядерных взрывов. В 1989 году создано антиядерное движение «Невада – Семипалатинск», которое требовало прекращение испытаний и закрытия полигона. Это движение возглавил поэт Олжас Сулейменов. Семипалатинский ядерный полигон был закрыт 29 августа 1991 года решением правительства Республики Казахстан. В декабре 1993 года согласно директиве министра обороны Российской Федерации Семипалатинский полигон был расформирован. В опасных зонах полигона радиоактивный фон до сих пор доходит до 10000 – 20000 микрорентген в час. Несмотря на это на полигоне до сих пор живут люди. Территория полигона никак не охраняется и до некоторых пор  никак не была обозначена на местности. Только в 2005 году под давлением общественности и по рекомендации парламента были начаты работы по маркировке границ полигона бетонными столбами. Население и сейчас бесконтрольно использует земли полигона для выпаса скота и сбора металлолома. Семипалатинский ядерный полигон – один из множества ядерных полигонов в мире на котором живет население и использует его в сельскохозяйственных целях.
Каково решение этой проблемы?
Комплексное решение  проблемы должно включать создание специализированной организации по переработке и захоронению радиоактивных отходов. Борьба с радиоактивным загрязнением среды может носить лишь предупредительный характер, поскольку не существует никаких способов биологического разложения и других механизмов, позволяющих нейтрализовать этот вид заражения природной среды.
Слайд № 24-25. Лидер движения «Невада – Семипалатинска.
Слайд № 26. Космонавт Талгат Мусабаев.
Учитель (Когда космонавт Талгат Мусабаев возвратился из космического полета, он заметил: « Я стал совершенно другим человеком, у меня, кажется, изменилась даже походка, она стала осторожней, я боюсь наступать на какую-нибудь божью коровку.
Диктор:«Экологические новости».
Ученик: Ежегодно от загрязнения окружающей среды погибают 8000 тысяч человек. 8 миллионов погибнет от смога на Земле до 2020 года, который висит над нашей планетой. 80% всех заболеваний передается через употребление загрязненной воды – от этого умирает 25 миллионов человек. В очень бедных регионах мира, как, например, Африка, Австралия – дети не доживают до 5 лет, все болезни связаны с окружающей средой.
Ученик: Первое место в списке самых экологически чистых стран мира занимает Финляндия. Второе и третье места занимают Нидерланды и Дания. Четвертое место принадлежит Колумбии, пятое — острову Суматра. Шестое место принадлежит Косте-Рике, на седьмом месте стоит Канада, на восьмом — Бельгия, на девятом месте расположилась Австрия. Десятое место по праву принадлежит Швейцарии.

Ученик: (на фоне музыки)
Стали люди сильнее, чем Боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У Земного шара на боках.
Мы недавно освоили планету,
Широко шагает этот век.
На Земле ж белых пятен нету.
Черные! Сотрет ли человек?..
 Эковернисаж (Защита эколистков, д/з).
Я приглашаю вас на «Эковернисаж»,
Где все работы выполнены нами
Мы рисовали их с любовью,
От всей души, с большой заботой,
Ведь мы защитники природы
И соблюдаем все законы.
Вы все рисунки посмотрите,
На наш девиз внимание обратите.
Все взрослые и дети, живущие на свете,
Запомните слова: «Природа – наша мать»,
Ее должны мы охранять!

Экология и дети.  
Нуржан Оркенбаев из Атырауской области 9-й ребенок . С пяти лет у него начался усиленный процесс старения и в возрасте девяти лет он стал выглядеть как 70-летний старик. В ауле Мукур, где они живут, не было возможности обследовать ребенка. Так мстит природа за то, что мы ее не бережем. Вскоре вслед за Нуржаном в это же отделение поступает Олеся Шульц из Петропавловска. Симпатичная девчонка, маленькая и хрупкая, на вид ей 8-9 лет, на самом деле ей уже 18 лет. Серьезная совершеннолетняя девчонка выглядит ребенком. Аномалии в развитии Нуржана и Олеси связаны с влиянием экологической обстановки. Все это следствие экологической катастрофы.
Баба-Яга: Слова-зарубки на память.
1. Собирать цветы нужно правильно, только срезая, а не вырывая с корнем.
2. Хождение по лесу без тропинок уплотняет почву, сокращает количество бактерий, обогащающих почву.
3. Отдыхая в лесу, следует соблюдать чистоту:
оставленная бумага будет лежать 2 года;
консервная банка – 90 лет;
полиэтиленовый пакет – 200 лет;
стекло – 1000 лет.
И все это засоряет мой лес.
 Экологическая мозаика.
В Чехословакии не разрешено рвать цветы.
В Канаде в национальных парках не предупреждают, что нельзя рвать, ломать. Для них аксиома: человек на природе гость и должен вести себя соответственно.
В Германии туристы, рыболовы, охотники обходятся без костров.
За  последние  2000 лет на планете уничтожено 140 видов птиц и 106 видов крупных млекопитающих.
Человек может обходиться без воздуха 5 минут, без воды – 5 дней, без пищи – 5 недель.
В Казахстане имеется 758 растений редкого сорта, 730 видов растений, которые не встречаются в других странах.
Плохая экологическая обстановка является причиной 20% смертей.
За лето один тополь поглощает до 44 кг вредных веществ, столько же береза, ясень. Карагач выделяет за сутки столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек.
Андрей: Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Юля: Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят,
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птицы – не небо!
А море без рыбы – не море!
А Земля без зверей – не Земля!
Учитель: Всем нам хочется вдохнуть свежий воздух, отдохнуть от суеты и окунуться в мир красок и звуков, которые создала сама природа. Поэтому мы с вами отправляемся сегодня на пикник.
Хочу обратить ваше внимание на Послание Президента нашей страны, в котором он сказал, что к 2030 году Казахстан станет центрально-азиатским  барсом. И не случайно будущее Казахстана представляется в образе барса, потому что барсу, как говорил президент,  присущи  элитарность, мужественность, благородство, храбрость и хитрость.
Мы должны изучать природу, беречь ее. Хотелось бы, чтобы в сердце каждого из нас всегда была любовь. Любовь ко всему прекрасному, к тому, что нас окружает, а значит, к своей Земле.
Если б я только была художницей,
Я бы могла сотворить чудеса,
Я рисовала б деревянные горницы,
Где за ними восходит заря.
Я рисовала б густеющий лес,
Сказочность высоких и светлых небес,
Бесконечные  дали степей,
Шумные волны морей,
Острые скалы гор…
Я еще рисовала б тропинки,
Ведущие на роскошный луг.
Пчелку на цветочной тычинке
И радугу из семи дуг.
Я рисовала бы все, что хочу,
Без чего не жила бы, и то, что люблю.
Я рисовала бы то, что мне дорого –
Мою огромную Родину.
10.Творческая мастерская моей Земли
1 группа – составить  экологическую эмблему.
2 группа – оформить экологический плакат.
3 группа —  оживить строки, подобрав рифмы.
Лето – чудная пора,
Детвора кричит … (ура!)
Нам и реки, и леса
Дарят летом …(чудеса)
Кто же чудо совершил,
Лето в сказку …(превратил) ?
Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным  (цветным)…?
Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …(ковром) .
Где под куполом небес
Зеленеет пышно …(лес) .
А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики …(звенят).
Как приятно бегать вам
По ромашковым …(лугам)!
Словно солнечные зайчики,
Золотятся …(одуванчики) .
В мир добра и красоты
Превращают мир …(цветы) .

III Заключение
1. И в школе нас учат не зря,
Тут вся надежда на тебя.
Мы начали – ты продолжай,
Ни перед чем не отступай!
Ни перед жадностью толпы,
Ни перед подлостью войны,
Ни перед глупостью людской.
Да сохранится шар земной!
2. Все исполняют песню «Здравствуй,  мир!»
3. Рефлексия
«Цветопись» — барометр настроения.
Нарисовать цветок и раскрасить его. Цвет передает психологическое настроение.
Красный – восторженное.
Оранжевый – радостное, теплое.
Желтый – светлое, приятное.
Зеленый – спокойное.
Синий – грустное.

Скачать презентацию урока[attachment=216]
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти
Экологическое ассорти

Добавить комментарий