Алматинская область, Енбекшиказахский район, с. Кайназар
Мастер- класс «Применение интерактивного метода обучения на предмете «Холодильные машины и установка кондиционирования воздуха»»
Форма проведения: семинар- практикум, занятие в тренинговом режиме
Средства, используемые во время проведения мастер-класса: компьютерная техника, медиапроектор.
Цели занятия: определить своеобразие технологии современного урока на основе использования интерактивного метода обучения; создание пространства для открытого и всестороннего обсуждения проблемы внедрения интерактивного метода обучения в учебный процесс.
Задачи занятия: определить знания слушателей по изучаемой проблеме, выявить противоречия, мотивировать на принятие новой технологии.
Цели, с которыми пришли участники мастер -класса:
Узнать:
· о перспективах использования интерактивной методики; новое о интерактивной методике, о методике организации и проведении мастер-классов.
Понять:
· как реализовывается интерактивный метод в рамках различных дисциплин;
· как эффективнее организовать деятельность учащихся при использовании данного метода.
Научиться:
· эффективно применять метод в своей работе;
· формулировать проблемы;
· интересно вести занятия, зажигать учащихся;
· планировать деятельность учащихся и преподавателя при разработке образовательного проекта.
План проведения мастер-класса:
- Встреча слушателей мастер — класса – 5 мин.
- Вступительное слово преподавателя, определение темы и цели занятия, ознакомление с программой мастер — класса-10 мин.
- Теоретический семинар по теме: Применение интерактивного метода обучения на предмете «Холодильные машины и УКВ»- 15 мин.
- Практикум, основной формой проведения, которой являются тренинговое занятие
(открытый урок)-40 мин.
- Круглый стол по результатам мастер-класса-10 мин.
Тема мастера – класса «Применение интерактивного метода обучения на предмете «Холодильные машины и установка кондиционирования воздуха». Цели занятия: определить своеобразие технологии современного урока на основе использования интерактивного метода обучения; создание пространства для открытого и всестороннего обсуждения проблемы внедрения интерактивного метода обучения в учебный процесс.
Задачи занятия: определить знания слушателей по изучаемой проблеме, выявить противоречия, смотивировать на принятие новой технологии.
Как показывает практика, существует противоречие между огромными возможностями информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, оптимизации деятельности на уроке и недостаточной готовностью преподавателя интегрировать их с другими педагогическими технологиями. Решение данного противоречия видится, прежде всего, в выборе педагогических технологий, которые максимально могли использовать возможности ИКТ,т.е. интегрироваться с ними. И такой технологией является проектная, которая оказывает систематизирующее воздействие на процесс обучения и позволяет комплексно реализовать задачи теоретической и практической подготовки учащихся.
Мастер-класс включает в себя открытый урок, семинар для слушателей по заявленной теме. Реализация интерактивного метода на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учащихся. Изменяется и психологический климат в группе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Краткая историческая справка. Интерактивный метод обучения не является принципиально новым в мировой педагогике. Он зародился во второй половине 19 века в школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ Джон Дьюи (1859-1952гг). Условиями успешности метода проектов по Джон Дьюи являются:
1. проблематизация учебного материала;
2. активность ребенка;
3. связь обучения с жизнью, игрой, трудом.
Отсюда интерактивный метод ставим акцент не на получение новых знаний, а на приобретение опыта, на освоение новых способов учебной деятельности.
3. Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) – означает
взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими
словами интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие
учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности
учащихся в процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных уроках сводится к
направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Преподаватель также
разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе
выполнения которых преподаватель изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются
интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное
отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их
учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько
изучают новый.
Основные принципы и цели интерактивного обучения
Принципы |
Цели |
Создание среды |
1.создавать условия, в котором обучающийся мог ощутить успешность своих действий; 2.создавать условия для открытого и свободного творческого общения между обучающимися; 3. Преподносить знания не в готовом виде, а предоставлять возможности для поиска и исследования, направлять и стимулировать обучающихся. |
Об/учение через действия |
1. Аргументировано доказать обучающимся, что усвоение знаний наиболее эффективно только через самостоятельные действия; 2. подвигать обучающихся к активным действиям, организация процесса активного усвоения знаний посредством интерактивных приемов. |
Связывать с жизнью |
основывать обучение на практических действиях, рассматривать дисциплину и тему занятий как способы решения жизненных проблем |
Формирование самостоятельности и индивидуальности |
1. требовать от обучающихся не готовых ответов, а подвигать их к конструированию собственного мнения, самостоятельного решения проблемы через размышления, рефлексию; 2. предоставление возможности для самостоятельного конструирования нового: если обучающийся не может дать ответа, не спешить с правильным ответом, а предоставить это другим; 3. формирование у обучающихся навыков критического и аналитического мышления (умение сомневаться, формировать собственную точку зрения, видеть в информации различный смысл, строить доказательную базу). |
МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ ИНТЕРАКТИВНОЙ ЛЕКЦИИ
1. Фаза «Вызов мотивации» или «Выявление проблемы»
Преподаватель определяет цели лекции, основные идеи, вопросы и понятия, предупреждает их о том, что в конце занятия они должны будут обсудить лекцию с точки зрения достижения целей, и оценить ее.
— Задания студентам. В начале лекции посредством заданий или вопросов следует определить, какие знания, идеи и мнения имеются у студентов, а также какие возникли проблемы и трудности в восприятии учебного материала (информации, вопроса).
— Индивидуальная работа. Каждый студент должен в течение установленного времени (от 2 до 6-ти минут) должен индивидуально подумать над вопросами: «Какие знания, идеи и установки имеются у меня по данной теме? Какие моменты были сложными в усвоении для меня?», записывают свои мысли в тетрадь. Свои мысли студент дополняет в течение всего занятия, в конце лекции опять возвращается к ним для сопоставления первоначальных записей с последующими. Это дает ему возможность размышления и позволяет выяснить, как выросли (развивались) его знания.
— Групповая работа (или работа в парах). В составе мини – группы студенты делятся своими записанными идеями, дополняют свои знания, определяют проблемы. Здесь определяется уровень ознакомления с указанной литературой и не только развивают свои знания через обсуждение и обмен мнениями. Но и составляют список проблем, возникших в процессе усвоения знаний.
— Публикация. Преподаватель просит, чтобы от каждой группы с ответом выступил один студент. Здесь следует выслушать выступления всех групп, однако в условиях дефицита времени можно ограничиться ответом одной группы, попросив остальных коротко дополнить или выразить свое согласие/несогласие.
— Подведение итогов. Разделив доску или плакат на две половины, преподаватель на одной стороне пишет «Что мы знаем?», а на другой «Какие у вас возникли проблемы?», где записывают ответы студентов.
Дидактические приемы, применяемые на этой фазе: мозговая атака, Т – таблица, Предсказывания, кластеры, Таблица простых и сложных вопросов, Подумайте, разбейтесь на пары, обсудите, Предварительные термины, Большой круг, Три вопроса о терминах, Свободное письмо, З/Х/У, круглый стол, Трехшаговое интервью, Групповое исследование.
2. Фаза «Формирование смысла» или «Решение проблемы»
На этой стадии занятия преподаватель предлагает прослушать лекцию (прочитать) лекцию по проблемам, которые студенты определили сами. Лекция раздается на бумажных носителях ( демонстрируется на мониторе,) студентам напоминается, что лекция будет прочитана по частям.
— Индивидуальная работа. В процессе чтения каждой части лекции студенты должны выполнять активные действия, отличные от традиционных пассивных (такие как слушание или конспектирование/переписывание). Студенты должны через размышления определить свое отношение к тексту лекции (то, что они знали раньше, узнали сейчас; важные или сложные для восприятия моменты, запись возникших вопросов, приведение собственного понимания или комментария).
— Групповая работа. После индивидуальной работы над каждой частью лекции студенты в течение 2-4 минут обмениваются мнениями, дополняют свои знания.
Дидактические приемы, применяемые на этой фазе: мозговая атака, Т – таблица, Предсказывания, кластеры, Таблица простых и сложных вопросов Подумайте, разбейтесь на пары, обсудите, Свободное письмо, Расширенная лекция, Вопрос, еще вопрос, Дневник двойной записи, взаимообучение. Знаю, хочу знать, узнал. Чтение с пометками, жигсо , трехшаговое интервью.
3. Фаза «Развитие понимания» или «Применение решения проблемы»
На этой фазе студенты должны определить (обсудить) уровень полученных знаний и дать им оценку, после чего преподаватель предлагает обсудить вопрос дальнейшего самостоятельного дополнения новых знаний.
— Групповое обсуждение. Студенты в малых группах подводят итоги тому, что они узнали на занятии, обмениваются мнениями по поводу новых знаний, о возможностях их использования на практике (3-5 минут)
— Индивидуальные мнения. Здесь целесообразно попросить 1-2 студентов привести свои знания.
— Оценка. Для того, чтобы узнать, как студенты работали на занятии, а также для выявления уровня усвоения ими нового материала, в конце занятия в течение 6-10 минут студенты должны написать индивидуальную письменную работу.
— Домашнее задание/Самостоятельная работа. Для того, чтобы студенты углубили свои знания по теме занятия преподаватель предлагает им самостоятельно выполнить задания, приведенные в силлабусе, и предоставить на следующем занятии письменный отчет о проделанной работе (например, в форме эссе на 3-5 стр или в виде таблиц, схем, графиков, планов и т.д)
Дидактические приемы, применяемые на этой фазе: мозговая атака, Т – таблица, Предсказывания, кластеры, Таблица простых и сложных вопросов Подумайте, разбейтесь на пары, обсудите. Свободное письмо, Круглый стол, Трехшаговое интервью, Дискуссия, Большой круг, Двойной круг, Аквариум, Групповое исследование, Эссе, Облегченное определение / объяснение.
Правила организации интерактивного обучения
Первое правило: Подготовка аудитории к работе
Второе правило: Деление на мини-группы
Третье правило: Определение целей и ожидаемых результатов
Четвертое правило: Принятие правил работы
Пятое правило: Формирование доверительной и рабочей атмосферы.
Шестое правило: все обучающиеся должны принимать участие в работе
Седьмое правило: Умение слушать должны быть выслушаны все мнения
Восьмое правило: письменные работы
Девятое правило: обратная связь
Дисциплина: Холодильные машины и УКВ
Тема: Система вентиляции
Цель: Проанализировать значимость системы вентиляции на пассажирских вагонах
Раздаточные материалы: текст в бумажном носителе, кластер, маркеры.
Ход занятий:
Деление на мини – группы методом «пазла», раздается картинки, разрезанные на кусочки, те, кто соберут свою картинку, будут составлять группу (например,5 групп по 4 участника).- 3 мин.
1 фаза. Вызов мотивации (или Выявление проблемы)
Пробуждение мотивации (выявление проблемы)- 2 мин.:
1.В каких целях используют вентиляцию в пассажирских вагонах?
2. Какие виды вентиляции знаете?
Индивидуальная работа (ведется запись в тетради) и каждый студент индивидуально должен подумать над вопросами «Что я знаю?», «Каким образом новые знания могут быть связаны с моей жизнью?» Это дает возможность размышления — 2 мин.
Групповая работа. В составе мини-групп делятся своими записанными идеями, дополняют свои знания, составляют кластер — 3 мин.
Публикация преподаватель просит, чтобы от каждой группы с ответом выступил один студент, здесь следует выслушать выступления всех групп, время ограничено (на каждого выступающего регламент – 2 мин.)
2 фаза. Формирование смысла (или Решение проблемы)
На этой стадии занятия преподаватель вывешивает подготовленную на ватмане таблицу З/Х/У, проводим мозговой штурм по теме, используя метод блиц- опроса, заполняем графу «Что мы знаем по данной теме» . Таким же путем заполняем графу «Что хотели бы узнать». Предлагаем раздаточный материал, содержащий основные положения по избранной теме (т.е. ответы на поставленные вопросы).
— Индивидуальная работа. В процессе чтения каждой части лекции студенты должны выполнять активные действия. Студенты должны через размышления определить свое отношение к тексту лекции (то, что они знали раньше, узнали сейчас; важные или сложные для восприятия моменты, запись возникших вопросов, приведение собственного понимания или комментария)-3 мин.
— Групповая работа. После индивидуальной работы над каждой частью лекции студенты в течение 5 минут обмениваются мнениями, дополняют свои знания.
После ознакомления с предложенной информацией возвращаемся к графе («Что хотели бы узнать»), определяем, на какие вопросы найдены ответы и записываем в графу «Узнали». В эту же графу заносим новую информацию, не предусмотренную учащимися в колонке «Что хотели бы узнать». Обсуждение и заполнение таблицы З/Х/У – 5 мин.
3 фаза. Развитие понимания или Применение решения проблемы
На этой фазе студенты должны обсудить уровень полученных знаний и подвести итоги тому, что они узнали на занятиях. Потом с каждой группы выходит спикер обмениваются мнениями по поводу новых знаний, (3 мин).
Оценка. Для того, чтобы узнать, как студенты работали на занятиях, а также для выявления уровня усвоения ими нового материала, в конце занятий 5 мин должны написать индивидуальную письменную работу на тему «Что я узнал сегодня и для чего эти знания».
Домашнее задание. Для того, чтобы студенты углубили свои знания по теме занятия, преподаватель предлагает им самостоятельно выполнить задания, и предоставить на следующем занятии письменный отчет о проделанной работе (например, в форме эссе на 3-5 стр.)- 2 мин.
Круглый стол
Карточка выхода для участников
1. Мысли, которые появились у Вас на занятий?
2. Что было для Вас сегодня особенно важным?
3. Как Вам работалось сегодня в группе?
4. Как Вы оцениваете прошедший день? Выразите это, пожалуйста, одним предложением!