Часто участники педагогического процесса задаются вопросом о надобности планирования каждого урока. Является ли этот вид деятельности нужным или его можно исключить?
Качественный план урока – залог результативного обучения
Ответ о значимости такого вида работы педагога как поурочные планы кроется в стремлении к результативности. Чтобы ход урока задался, были достигнуты нужные результаты и поставленные цели, планирование выступает инструментом просто необходимым. Создавать подобные схемы каждый учитель волен по-своему. Есть, конечно, определенные клише и требования, но подход у каждого педагога может быть воплощен субъективно и даже «с огоньком».
Поурочный план: все дело в подходе!
Составлять поурочные планы не сложно. Главное, правильно выделить основные составляющие и ориентироваться на календарно-тематическое планирование. Такой подход позволит сэкономить время на написании последующих вариантов. Кроме того, поурочные планы придется представить на суд методического объединения учителей-предметников. После того, как последует утверждение, можно приступать к внедрению знаний.
Примерная инструкция составления поурочных планов.
1. Номер и дата урока. Постановка целей и распределение задач. Задач может быть множество (образовательные, развивающие, воспитательные), но все они должны быть ориентированы на достижение определенной цели урока. Чтобы правильно выделить промежуточные шаги, следует загодя определить тип урока. Он может найти воплощение в занятии-путешествии, в использовании популярной методики усвоения материала, интегрирован в масштабную тему и т.д.
2. Средства обучения для эффективного проведения урока:
— интерактивные доски;
— плакаты, карточки и другие наглядные материалы;
— технический инструментарий, если в таковом есть необходимость;
— мультимедийные программы и проч.
3. Ход урока: шаги, которые ведут к цели. Здесь максимально подробно описывается действия учеников и самого преподавателя. Начинают занятие, как правило, с повторения домашнего задания или небольшой разминки на закрепление пройденного материала. Далее может последовать разбор новой темы или работа с опережающими заданиями, которые будут предварять получение новых знаний и навыков.
4. Санитарно-технические нормы. Для обычного школьного занятия достаточно включить в поурочные планы недолгие физминутки.
5. Повторение – мать учения! Завершать урок обязательно должна проработка усвоенного материала и получение домашних заданий.
Поурочные планы: время и знания.
Основная трудность планирования уроков состоит в правильном распределении времени. Здесь придется попотеть, отработав каждый этап «в уме» и зафиксировав затраченное на него время. Примерное распределение выглядит так:
— время на опрос (3-5 мин.);
— преподнесение нового материала (20-25 мин.);
— завершение урока (10-15 мин.)
Не стоит бояться вносить коррективы в уже составленные поурочные планы. Процесс обучения должен приобретать все большую гибкость и емкость, которые будут работать на неизменно высокий результат.