Создание системы мотивов и форм мотивирующей и стимулирующей организации учебной деятельности учащихся Джалтырской СШ №2
на примере дисциплины «Информатика».
В настоящее время в Республике Казахстан идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.
Несмотря на осуществление реформ и преобразований в системе образования содержание обучения в современной школе все же остается не на должном уровне, в частности, отсутствует компетентный подход, ориентированный на развитие устойчивых познавательных интересов у учащихся в процессе учебной деятельности, который бы способствовал повышению мотивации и стимулировал учащихся к получению прочных знаний, умений и навыков – получению качественного образования.
В этой связи рассмотрение вопросов мотивации и стимулирования учебной деятельности, учащихся в учебном процессе и нахождение путей их решения сегодня приобретает особую значимость и актуальность.
Учебный процесс в современной школе должен строиться на основе применения таких форм и методов организации обучения, чтобы способствовать максимальному уровню мотивации и стимулирования, учащихся к активной познавательной деятельности.
Целью является разработка системы форм и методов организации обучения, которые будут максимально эффективны на пути решения проблемы мотивации и стимулирования учебной деятельности, учащихся в учебном процессе.
Объектом исследования в работе являются формы и методы мотивации и стимулирования, учащихся в учебной деятельности.
Предметом исследования выступает разработка системы форм и методов мотивации и стимулирования учебной деятельности учащихся.
Взаимодействие учащегося и учителя в учебной деятельности осуществляется для достижения и тем и другим определенных целей. Так для учащегося конечной целью учения является получение необходимой суммы знаний и умений, целью преподавателя же выступает доведение до учащихся соответствующих знаний и умений. Взаимодействуя и, достигая своих конечных целей, они достигают целей самой учебной деятельности.
Цель при этом выступает потребностью – нуждой в чем-либо, в знаниях со стороны учащегося, и в доведении знаний до учащегося – со стороны педагога. Потребности каждого из участников и побуждают – мотивируют их к взаимодействию в учебной деятельности или, выступают в качестве мотива к данной деятельности.
Именно познавательная потребность является мощнейшим мотивом активной учебной деятельности.
Мотивы выступают в качестве побудителя к выполнению той или иной деятельности. Мотив – конкретное побуждение, причина, заставляющая личность действовать, совершать поступки. Существует различные побудители деятельности человека, но для учебной деятельности наиболее важными являются познавательные и социальные мотивы, которые в свою очередь делятся по направлению и содержанию.
С мотивацией в учебной деятельности неразрывно связано ее стимулирование. Стимулировать, значит подталкивать, побуждать человека к чему-либо. Поэтому каждый преподаватель должен использовать такой педагогический инструментарий, чтобы максимально мотивировать и стимулировать учащихся к активной учебной деятельности. В основе практического стимулирования лежат выдвинутые теорией и подтвержденные практикой психолого-педагогической науки правила педагогического стимулирования. Следуя этим правилам, учитель и его подопечные смогут достичь высоких результатов своей деятельности.
Задача школы в создании оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя. Повышение учебной мотивации – это учить детей так, чтобы им захотелось учиться. Для этого учителя должны знать и владеть различными формами и методами обучения, учитывать возрастные особенности учащихся.
Среднее звено школы – это подростковая школа. В педагогической психологии всё больше делается упор на особенности этого возраста. 7-8 класс относят к переходному возрасту, 9-11 собственно подростковый.
Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру. Он завораживал детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.
В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника для его мотивации и стимулирования к учебной деятельности педагогами в образовательном процессе применяются различные формы и методы организации обучения.
Под методом обучения в педагогической науке следует понимать способ организации совместной деятельности учителя и учащихся. Существует множество путей, форм, методов и способов, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов и мотивации и стимулирования к учению, но наиболее эффективными и часто используемыми из них являются следующие:
- увлеченное преподавание;
- новизна учебного материала;
- использование в учебном процессе инновационных форм и методов обучения;
- сочетание (чередование) различных форм и методов обучения;
- проблемное обучение;
- соревнование;
- применение игровых технологий;
- поощрение и наказание;
- обучение в парах (микрогруппах) и т.д.
Для повышения мотивации и стимулирования учебной деятельности
учащихся на уроках информатики, я использую такие формы и методы организации учения как:
1) Применение игровых технологий на различных этапах урока информатики.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность на уроках информатики используется в качестве элементов урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Наиболее целесообразно ее применение на уроках по закреплению, систематизации или повторению материала. Вот примеры игр, которые я применяю на своих уроках в 7-8 классах.
Подвижная игра «Кто быстрее»
Класс делится на 2 команды. Во время повторения или обобщения темы «Устройства ЭВМ» к доске вызываются по одному участнику из ряда, им предлагается задание, заполнить таблицу.
Устройства ввода |
Устройства вывода |
|
|
Вызываются 2 ученика, на каждый шаг они должны назвать устройства ввода или устройства вывода (Приложение №1)
Игра «Шутка наборщика»
При наборе слов наборщик решил пошутить, все согласные он вставил, а гласные пропустил. Найди неизвестные буквы по теме « Носители информации»
(Приложение № 2)
Актуализация знаний — это перенос уже имеющихся знаний в новую ситуацию относительно содержания темы и целей урока через постановку проблемных задач. Дети должны суметь применить знания, а не воспроизвести их. Таким образом, на уроке идет процесс повторения, но на уровне мышления, а не памяти (Память вторична в такой ситуации) Каковы цели процесса актуализации знаний? Во-первых: активизация личностного опыта каждого и использование его в обучении. Во-вторых: формирование представления об изучаемых объектах. В–третьих: формирование у ребенка заинтересованности в усвоении изучаемого материала. Результатом данного этапа урока явится образ изучаемого объекта (в виде словесного описания, изображения и т. п.). Как получить обратную связь? Я формулирую задания, которые выполняют все ученики (например: расскажите друг другу, запишите в виде вывода в тетради, составьте схему, изобразите …). На данном этапе можно предложить такие игры.
Игра «Кто больше?»
При изучении темы «Информация и информационные процессы» учащимся предлагается заполнить таблицу
Профессии |
Информационные процессы |
|
|
А также поиграть в следующую игру: Испорченный телефон:
Группа делится на две команды, каждая выстраивается в ряд. Учитель первому в каждом ряду сообщает информацию, например слова `компьютер` и `алгоритм`, и они передаются по ряду каждому от второго до последнего:
- шепотом на ушко, (остальные не слышат);
- жестами, пантомимой (остальные с закрытыми глазами);
- знаками, рисунками (остальные с закрытыми глазами).
Последний сообщает полученную информацию, и она сравнивается с первоначальной.
Обсудите ситуацию потери и искажения информации. (Приложение №3).
При изучении темы «Применение ЭВМ» учащимся нужно записать сферы производства, где используются компьютеры, можно провести эту игру устно, каждый ряд называет по очереди сферу производства.
Игра «Найди ошибку»
Учитель читает фразы с ошибочной информацией по определенной теме. При появлении ошибки в тексте нужно поднять жетон. Та команда, которая найдет больше ошибок, выигрывает. Также можно облечь в данную форму тестовые задания, но учащиеся должны отвечать на вопросы только «да» и «нет».
Вопросы по теме «Программное обеспечение» (Приложение № 4).
- Текстовой процессор производит вычисление.
- В графическом редакторе можно построить окружность.
- Операционная система – специальная программа для вставки символов.
- Архиватор может найти зараженную вирусом программу.
- Калькулятор выполняет арифметические вычисления в двоичной системе.
- В текстовом редакторе Блокнот можно вставить таблицу.
- Электронные таблицы выполняют построение диаграмм.
Формирования новых знаний. Цель – формирование знаний на уровне осмысления сущности понятий. Если мы определяем цели изучения нового материала через термин «формировать …», то мы уже создаем ситуацию на уроке субъект-объектных отношений учителя с учениками. Формулируя цели урока как «организацию условий формирования …», мы создаем условия для развития субъект-объектных отношений. Результатом данного этапа урока будут основные характеристики изучаемых явлений, а выразить результаты можно через формулирование определения понятия самими учениками, таблицу, схему, модель и т. д.
В практической части урока моя задача : создать условия формирования умения применить теоретические знания на практике, используя дифференцированный подход к учащимся. 1 уровень применения знаний – действие по алгоритму. 2 уровень — действие в измененной ситуации. 3 уровень- действие в новой ситуации.
На данном этапе можно использовать игру при работе с книгой.
Игра «Вопрос-ответ»
Перед вами текст. Быстро и внимательно прочитайте его. Теперь разделимся на две команды. Пусть левая команда будет задавать вопросы, правая — отвечать. Соревнование на лучший ответ и лучший вопрос по учебному тексту. Будут учитываться активность участников команд в конечно, количество и глубина заданных вопросов и качество ответов, также юмор, оригинальность, находчивость.
Команды, еще раз внимательно прочитайте текст. Теперь за 1—2 минуты левая команда придумает свои занимательные вопросы (можно кратко записать), правая — обсудит текст, выделит в нем главное, чтобы оценить качество задаваемых вопросов. Пожалуйста, готовьтесь к турниру.
— Пожалуйста, правая команда, задавайте вопросы своим противникам, а левая команда постарается ответить. Начали!
Итак, давайте оценим проведенную игру. Ведущий, определитепобедителей.
Законспектируйте текст, отразив основные понятия. Эту игру можно использовать на любом уроке и в разных классах.
Урок в 9-м классе. Тема «Массивы» (Приложение №5). Для усвоения понятий « информационный массив», характеристики массива и операции над элементами массива в роли элементов выступают учащиеся класса. Они сами дают имя массиву (например, «9 Б»). Каждому присваивается свой номер в массиве (индекс). По моей команде ученик по индексу называет значение элемента (например, свою фамилию, если массив имеет строковый тип; или свой рост, если тип числовой и т.д.). В результате выполнения операций над массивом ребята перестраиваются по возрастанию, убыванию и т.д. Затем уже без особых проблем описывают массив и операции над ним, используя знаковую форму представления информации. Ролевая игра всегда оживляет урок, делает его интересным, даёт мне возможность даже самый сложный для понимания материал сделать доступным для усвоения. При этом ребята младшей и средней школы охотно исполняют свои роли и учатся, играя. Для многих из них становится очевидным, что практически любая формула описывает реальный процесс или объект в жизни. Глубокое понимание изучаемого материала, как правило, обеспечивает успешное продвижение в знании.
Использование такой формы урока, как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны самих учащихся, что в свою очередь гарантирует успех такого урока. На уроках в старших классах использую такие ролевые игры, как «Создание малого предприятия», «Социологический опрос» и т.д., в ходе которых учащиеся выполняют и защищают проекты. Например, проект «Социологический опрос» (Приложение 6). При изучении информационных технологий интересным получается проект «Социологический опрос», где старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel.
Тип проекта: исследовательский.
Планируемый результат: получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами.
Цели: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel, самообучение построению диаграмм по полученным таблицам.
Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей действительности.
Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания.
Так как данный проект предполагает проведение исследования определённых социальных процессов, то для работы в нём привлекаются такие школьные специалисты, как психолог, социальный педагог и врач. Я обычно подхожу к ним заранее и прошу обозначить проблемы, в решении которых ученики могли бы оказать им реальную помощь. Для того, чтобы поставленные проблемы не были совсем узкими, учащихся компоную по 3 человека в группе. При работе в малых группах ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости все вместе обращаются ко мне за помощью. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний, данных учителем, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных ситуациях. Темы исследований могут быть различными, это и отношения – учитель-ученик, асоциальные семьи, твоё свободное время, распорядок дня, наркотики и молодёжь, занятия спортом и так далее. Учащиеся проходят все этапы проектирования, отвечая каждый за своё направление и постоянно обучая своих товарищей полученным навыкам. Защита проектов проводится на уроке, обязательно с конкретными выводами и рекомендациями. Для представления результатов возможна демонстрация подготовленной презентации.
- Организация учебной деятельности учащихся в форме соревнования.
Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.
В настоящее время соревнование по конкретным показателям успеваемости учащихся не проводится и не должно проводиться. Однако полностью исключить соревнование из наиболее важной области жизни и деятельности школьников было бы неправильно. Мой опыт показывает, что использование соревнования в учебной работе оказывается возможным и приносит очевидную пользу, если оно ведется за добросовестное отношение к учению. В условия соревнования младших школьников, например, вносятся такие обязательства: всегда выполнять домашние задания, работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь опрятные тетради, строго выполнять правила техники безопасности в кабинете ВТ, готовить дополнительный материал. Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.
Действенность соревнования существенно повышается при разумном насыщении как учебной, так и внеучебной деятельности вытекающими из самой логики учебно-воспитательного процесса ситуациями переживания успеха, связанными с положительными эмоциональными переживаниями.
В переживании ситуаций успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и, лишь потом переходить к более сложным упражнениям. Я, с этой целью, использую, так называемые сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению другого, более сложного. Например, ребятам 8 класса дается задание выполнить кроссворд в графическом редакторе Pаint, а потом этот же кроссворд сделать в более сложном редакторе Excel, на уроках в 7 классе, при изучении графического редактора Pаint, ребята учились создавать кроссворды, при помощи этого редактора , а после этого переносили его в текстовый редактор Word Pad. В 2010-2011 году ученики 7 «Б» класса Сулейманов Р. и Альжанова Г. составили свои кроссворд с помощью этого редактора (Приложение 7).
Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривание ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех или иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
- Использование в учебном процессе инновационных форм и методов обучения.
В своей педагогической деятельности для формирования у старших школьников положительной мотивации учения я широко внедряю информационные технологии (ИТ) . Это объясняется тем, что современные компьютерные технологии позволяют вызвать заинтересованность учащихся в познании той или иной темы, улучшает качество восприятия учащимися нового материала, способствует лучшему пониманию и запоминанию пройденного материала, прививают интерес к предмету. Использование ИТ на уроках позволило организовать активную познавательную деятельность обучаемых, оптимизировать учебный процесс, увеличить объем информации, сообщаемой на занятии, повысить интерес к обучению, а это один из основных мотивов современных школьников. Например, раньше изучение темы «Моделирование» не вызывала у учащихся интереса и усвоение ее проходило на низком уровне. Ситуация изменилась в лучшую сторону с появлением возможности строить собственные модели в программах Microsoft Excel, Visual Basic, проводить компьютерный эксперимент с готовыми информационными моделями. Специальные возможности компьютерных презентаций позволяют с помощью изменения размера, цвета и способа появления текста обратить внимание учащихся на особо важную информацию, заложить программу проверки знаний с последующей самопроверкой, а коллекция анимационных картинок легко разрешает проблему игровых моментов и снятия напряжения у детей, а это способствует формированию положительной мотивации учения школьников. При закреплении изученного материала и при проведении практических работ на уроках информатики я использую различные типы программ:
- обучающие;
- контролирующие;
- демонстрационные.
Но в основном, современные образовательные программы имеют комбинированный тип. Например, «Практический курс Интернет», «Практический курс Word» и т.д…
Используя мультимедийный проектор и демонстрационный экран или интерактивную доску, демонстрирую ученикам различные учебные элементы содержания курса, ввожу новые технологические приемы. Разработанные мною обучающие мультимедийные презентации придают новые краски рассказу, беседе, диалогу, решению проблемных ситуаций и так далее. Презентации обладают наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. При их систематическом использовании возрастает (увеличивается) продуктивность обучения. Использую презентации и без мультимедийного проектора, когда объясняю материал, а дети по команде производят смену слайдов на своих компьютерах. В таком случае успех заключается в синхронной, слаженной работе всех участников. Возможна и полностью самостоятельная работа учеников с презентацией, но это реально при условии соответствия сложности темы возможностям детей и обеспеченной должным образом мотивации учеников, чтобы они понимали, для чего это нужно. Стараюсь четко ставить вопросы, ответы на которые дети в ходе просмотра презентации должны найти самостоятельно. После такого просмотра важно получить эти ответы, проверить степень понимания материала презентации и при необходимости вернуться к отдельным слайдам, содержание которых прокомментировать или объяснить. Такая форма, как самостоятельная работа с презентацией в индивидуальном режиме, наиболее удачна при повторении материала, когда необходимо актуализировать имеющиеся по теме знания. При повторении и закреплении я прошу детей самим прокомментировать тот или иной слайд, раскрыть суть иллюстрируемого понятия, объяснить взаимосвязи и содержание представленных на слайдах объектов. Презентацию также использую при устном опросе учеников в начале или в конце урока.
Проверка знаний учащихся – один из важнейших этапов урока, который влияет на отношение обучающихся к изучаемому предмету. На этом шаге легко можно понизить с трудом сформированный уровень мотивации учения. Чтобы этого не произошло, чтобы поддержать интерес к предмету я развиваю у обучающихся творческий подход к любому предложенному заданию. В этом помогает компьютерное творчество.
Оно помогает развивать
- творческие способности учащихся в ходе выполнения самостоятельных творческих заданий;
- навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач;
- умение вести индивидуальную работу, умение самостоятельного поиска решения новой задачи;
- помогает формировать интерес к математике и информатике.
Создание презентаций процесс несложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют старшеклассники. Так для подготовки проекта ученик сначала проводит огромную научно-исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превращает каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красочным и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет мне развивать у моих учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. К тому же, вовлекая учащегося в творческую работу, я развиваю у него умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – радость от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом. В 2010-2011 учебном году учащиеся 10 «Б» класса подготовили и обработали большой материал, а потом составили красочные презентации каждый по своей теме Тухватов Р. «Мобильная компания «Nokia», Сафина Г. «Объединенное королевство Англия», Сейвальд Г. « История баяна» (Приложение № 8)
Таким образом, я выделяю несколько способов использования ИТ на уроке, приводящих к формированию положительной мотивации учения:
- иллюстративный – для демонстрации опытов, схем, видеофрагментов;
- контролирующий – для проведения тестирования с применением различных технологий, в том числе для самоконтроля;
- как инструмент исследования, позволяющий обучающимся самостоятельно проводить исследования и эксперименты.
Все они являются действенным средством формирования положительной мотивации учения.
- Поощрение и наказание.
Поощрение — способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед. Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. Надо приучать детей ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес. Плохо, если ученик ждет награды за малейший успех. Поощрение особенно необходимо детям несмелым, неуверенным. К поощрениям чаще всего приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные поощрения. Учителю необходимо заботиться о том, чтобы не появлялись ученики, захваленные и обойденные общественным вниманием. Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении коллектива.
На своей практике я подтвердила, что применение таких образовательных методик обеспечивает получение учащимися более полной и точной информации об изучаемой теме, помогает удовлетворить и в максимальной мере развить их познавательные интересы, повысит наглядность обучения, увеличивает объём выполнения самостоятельной работы, прививает дух соперничества и коллективизма.
В заключении нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать. Это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения.