Пушкину
Два великих
встретились у нас…
Подготовили:
учитель русского языка и литературы Жапарханова К.Б., учитель казахского языка
и литературы Бухарзада М.
Урок интегрированный
Цели: 1. Формирование знаний по творчеству
А.С.Пушкина и Абая, навыков выразительного чтения, обогащения словарного
запаса, углубление знаний учащихся по истории Казахстана и России, умение
анализировать увиденное и услышанное
2.Развитие у учащихся устной связной речи и её выразительность,
развитие умения слушать музыку.
3.Воспитание чувства гражданственности, патриотизма, толерантности, любви к Родине.
Оформление: Портреты Абая и Пушкина,
книги, изданные на двух языках, плакаты с высказываниями современников об Абае
и Пушкине, слайды, цветы.
Учитель: « Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни.»- Слово
25.
« Если страстно полюбишь науку, и
само знание будешь считать подарком, то оно даст тебе
Высшее
блаженство. Стремись к ним страстно»- Слово 32.
Как вы понимаете смысл данных назиданий. Учащиеся выражают свое мнение на
русском и казахском языках.
Учитель: Поэзия Абая и Пушкина усилена цветом, литературными и
философскими ассоциациями.
Читая их , зачаровываешься изобильной щедростью художников, им
доступны всё: песенный напев и заражающая музыкальность. Поэзия Абая и
Пушкина певуча и таинственна. Их стихи — мощный поток душевности и
непоколебимой жажды искупления и внутренней непосредственности.
Послушайте стихотворения в исполнении учащихся 5,9 классов.
Вопросы чтецам: Почему вы выбрали именно эти стихи? Какое чувство возникает
при чтении стихов?
Послушайте музыку, которую любил Абай
Ученик: Казахские читатели благодаря
творчеству Абая, смогли познакомиться с произведениями великого русского поэта
Александра Сергеевича Пушкина.
Жизнь и человек- это центральная любимая тема как у Пушкина, так
и у Абая. Тот и другой- искренние борцы за светлую жизнь, за свободного,
счастливого человека. От этого их творчество овеяно лучшими надеждами,
чаяниями народа. Воля, любовь к труду, знаниями и Родине- вот знамя их
жизнеутверждающей поэзии.
Ученица: Отдельные отрывки из «Евгения Онегина» в вольном переводе Абая
были поистине потрясающим явлением в среде казахской интеллигенции и вскоре
стали самыми популярными и любимыми песнями казахской степи. Народность Пушкина
была причиной
его необычного успеха у казахского народа. Она же была причиной глубокой
любви Абая к Пушкину.
Учитель:
Не суждено было встретиться при жизни двум великим поэтам- Александру
Сергеевичу
Пушкину и Абаю Кунанбаеву. Так дерзнем же сейчас представить, что могли бы
они ска-
зать друг другу при встрече.
Сценка , подготовленная учащимися 5 казахского класса
На сцене круглый стол, свечи, бумага,
калам. Абай сидя за столом сочиняет
стихи. Приходит друг Ербол, они выходят к алтыбакану, где девушки и парни поют песню , Абай читает свои стихи. Выходит к Абаю Пушкин.
— Аксакал здравствуйте! Как я рад, что до сих пор звучат наши стихи. Я
благодарен Вам, что казахские дети читают мои стихи. Спасибо Вам.
Беда стране, где раб и
льстец,
Одни приближены к престолу,
А
небом избранный певец,
Молчит, потупя очи долу.
Абай: Время не помеха для грамотных и умных. Мы видим поколение жаждущих
знаний, стремящихся ко всему лучшему. Я тоже рад этому!
Не для забавы я слагаю стих
Не выдумками наполняю стих
Для чутких ухом, сердцем и душой,
Для молодых рождаю я свой стих.
Под музыку поэты уходят…
Учитель: Сейчас у нас есть возможность побывать в родных местах двух поэтов.
Экскурсия виртуальная, но она сможет передать чувство причастности к событиям
давних лет, ведь память не стирается.
Ученица: Учащиеся 5 русского класса хотят
пригласить всех желающих на бал под музыку Г.Свиридова к повести Пушкина
«Метель» (танцуют)
Учитель: Память – великое чувство,
оно стирает грани между веками, годами… Сегодня еще раз убеждаемся в том, что
классика не умирает, она живет в каждом из нас. Я думаю, будет верно, если я прочитаю стихотворение «Памятник».