Сайқын ауылы, М-С.Бабажанов атындағы ЖОББ мектебі
Хайруллина Күләш Жексенбайқызы
Тема урока: Обособление обстоятельств
Цель: дать понятие об обособленном обстоятельстве.
Задачи: Формирование знаний об условиях обособления обстоятельств, умения распознавать и выделять обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Развивать мышление, память, речевые умения по лексической теме: «природа».
Воспитание любви к родной земле, ответственного отношения к учебе.
Оборудование: интерактивная доска, таблица, слайды.
Тип урока: урок объяснения новой темы.
Ход урока
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».
М. Пришвин
1) Орг. момент.
2) Постановка цели.
Вступительное слово учителя.
— Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня на уроке мы познакомимся с условиями обособления обстоятельств, научимся выделять интонационно и на письме обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Обратите внимание на эпиграф. Почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа?
( лексическая тема «природа»)
3) Фронтальный опрос.
— Сейчас самое время вспомнить некоторые теоретические вопросы:
— Что такое обособление? Выделение членов предложения по смыслу и интонационно.
— Какие члены предложения могут обособляться? Второстепенные члены предложения.
— Как выделяются обособленные члены предложения в устной речи и на письме? В устной речи – интонацией, на письме – запятой.
— Когда обособляется дополнение? Дополнения с предлогами кроме, помимо, сверх, за исключением
— Чем ещё может осложняться простое предложение? Вводными словами, обращениями, однородными членами предложения.
4) Объяснение нового материала.
Запись в тетради высказывания Пришвина «Знай, люби и береги природу»
Ответить на вопрос:
— Что такое природа?
Метод «Ассоциация». Ученики должны написать, какие ассоциации возникают у них при слове « природа»
— Почему она нуждается сейчас в защите человека?
Ученики приходят к выводу: «Защищая природу, человек защищает себя» Запись на доске данного предложения и синтаксический разбор, определение синтаксической роли словосочетания «защищая природу», способа выражения этого обстоятельства
Повторение пройденного о деепричастии:
— Что такое деепричастие? Особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие.
— Что такое деепричастный оборот? Деепричастие с зависимыми словами
— Какую синтаксическую роль они выполняют в предложении? Являются обстоятельством
— Как выделяются на письме? Запятой, т. е. обособляются.
Обособление обстоятельств
Знакомство с условиями обособления обстоятельств по таблице.
5) Закрепление пройденного
Применение знаний.
— А. С. Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание»
Списать предложения и расставить знаки препинания. Указать, из каких стихотворений А. С. Пушкина взяты эти строки:
1. Дробясь о мрачные скалы
Шумят и пенятся валы.
(Обвал)
2. Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит.
( Зимнее утро)
3. Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя…
( Зимний вечер)
4. Здесь тучи смиренно идут подо мной
Сквозь них низвергаясь шумят водопады.
(Кавказ)
5. Блещя средь полей широких
Вот он льется…
(Дон)
Выборочный диктант
— Ученые, исследовав многие виды пернатых, пришли к выводу, что самый чуткий слух у фазанов, а самый зоркий глаз у орлов. Попробуем узнать, насколько хорошо развит ваш слух.
Портрет
Один герцог захотел, чтобы великий художник написал его портрет. Вызвал художника в замок, объяснил, чего хочет. Художник согласился.
Герцог спрашивает: «А сколько стоит твоя работа?» Художник называет сумму, сравнимую со стоимостью замка герцога.
Герцог соглашается, отсчитывая мешки с золотом. «Сколько времени тебе надо на работу?», — спрашивает герцог. «Управлюсь за три часа», — отвечает художник. Герцог ошеломлен: «То есть все эти деньги я плачу тебе за три часа работы?» «Да, но предыдущие 35 лет я потратил на то, чтобы научиться делать это за три часа»
Герцог скрепя сердце расстался с золотом. А художник шутя выполнил его заказ.
Из данного текста выписать предложения с обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Объяснить, почему не ставятся запятые в 2 — ух последних предложениях. (В составе фразеологизма в предпоследнем предложении и в последнем предложении деепричастие утратило значение глагольности)
— Каждая притча содержит поучение. Чему учит эта притча? Чтобы в совершенстве овладеть мастерством, надо долго и упорно трудиться. То же можно сказать и об учении. Ведь недаром казахи говорят: «Добывание знаний равносильно копанию колодца иголкой»
Игра «Третье лишнее»
1. Изучая «птичий» язык, ученые все больше узнают о них
2. Для фазанов важно, как звучат шаги. ( Сложное предложение)
3. Любопытство свойственно фазанам и часто губит их, притупляя чувство опасности.
Развитие речи.
Составление диалога о защите природы. Пример:
— Какие меры приняты в нашей стране для защиты природы?
— Знаю, что запрещают охоту на некоторые виды животных.
— Разве этого достаточно?
— Нет, конечно.
— Наверно, ты знаешь о заповедниках?
— Да, я знаю, что их 6 в нашей республике. Для чего они нужны?
— Для сохранения животного и растительного мира нашей страны.
— Вот как? Теперь буду знать. Спасибо за интересную беседу.
Метод «синквейн» Написать пятистишие на тему «природа». Пример:
Степь
Широкая, бескрайняя,
Радует, цветет, благоухает,
Здесь родился, вырос я,
Родина моя.
6. Домашнее задание:
Используя в речи деепричастия и деепричастные обороты, написать сочинение на тему «Возвысим степь, не унижая горы»
7. Итоги урока (рефлексия)
— Что мы узнали на уроке? ( При каких условиях обособляются обстоятельства)
— От чего зависит обособление обстоятельства? (От способа выражения обстоятельства, места и значения деепричастия)
— Что вами усвоено хорошо? Над чем еще работать?
8. Выставление оценок