Ташенова Гаухар Жумабаевна
г. Уральск
Уральский гуманитарный колледж
Рубрика: практические вопросы обучения иностранным языкам.
«Игра как способ стимулирования мотивации в обучении иностранному языку»
Учебному предмету «Иностранный язык» отводится существенная роль в решении важных задач, стоящих перед современной школой. Он обеспечивает условия для формирования у учащихся адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности школьника в систему мировой и национальной культур. Будущие граждане Казахстана наряду с знанием родного языка должны знать и иностранный язык, уметь свободно выражать свои мысли на иностранном языке. Знание иностранного языка – это требование современного общества.
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.
Студенты знают, что иностранный язык необходим им в будущем, они с интересом занимаются иностранным языком, хотят говорить на нем, но сталкиваясь с определенными трудностями, теряют интерес, а следовательно, и ранее приобретенные знания. Отношение к предмету меняется. Они перестают заниматься.Из опыта работы в колледже могу отметить, что мало кто из выпускников знают язык и говорят на нем. Наша работа усложняется тем, что это уже взрослые, которые стесняются ошибиться. Это не маленькие дети, которые по природе своей любят повторять за учителем.И занятия длятся не 45минут, а 90. Поэтому к каждому уроку нужно готовиться тщательно. Передо мной стал вопрос: «Как заинтересовать студентов своим предметом? Как поддержать мотивацию?»
Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.
У учителя это тем лучше получится, чем в большей мере ему удастся встать на место ученика, перевоплотиться в него. В этом случае он сможет не только узнавать мотивы деятельности ученика, но и изнутри вызывать, развивать и корректировать их. Обязательным условием такого мысленного перевоплощения является хорошее знание своих учащихся. Учитель должен также представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации, и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всем его протяжении с соответствующими типами мотивации, т. е. создать стойкую сопутствующую мотивацию, гарантирующую прогресс в овладении иностранным языком
Существует много способов стимулирования учащихся лучше заниматься английским языком Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Великий психолог Лев Семенович Выготский считал, что в игре человек раскрывается как нигде. В каком-то смысле игра выше, чем любая другая конкретная деятельность, ведь в ней задействованы абсолютно все виды речевой деятельности, все чувства. Поэтому только через деятельностный подход – а игра и есть деятельностный подход – можно полноценно выучить чужой язык. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.
На уроках удобно и эффективно использовать игры. Игра – превосходный способ подстегнуть студентов, заставить их активно работать на уроке. После трудного устного упражнения веселая игра – это идеальная возможность расслабиться.
Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Быстрая спонтанная игра повышает внимание, оживляет и улучшает восприятие. Игра помогает мне быстро исправлять ошибки студентов, по ходу дела, не заостряя на них внимания.
Я часто начинаю урок с пятиминутной игры, чтобы освежить память, заинтересовать в изучении нового материала. Иногда я спонтанно прерываю урок, когда вижу, что внимание студентов рассеянно, а затем продолжаю урок.
Вот примеры игр, которые я использую на уроках.
«Крестики-нолики с глаголами»
Цель: повторить категории времени глагола.
Необходимый материал: доска или ватман, маркер
В каждую из девяти ячеек ставится глагол. Например:
eat |
sleep |
work |
write |
drink |
go |
laugh |
read |
listen |
Группа делится на две команды О и Х и на каждый глагол придумают предложение на заданную тему. Present Continuous. Tom is eating an apple.если предложение верно, я ставлю крестик или нолик соответственно.
«Прилагательные по алфавиту»
Цель: увеличить словарный запас.
Необходимый материал: доска, ручка, словарь.
Я пишу короткое предложение на доске, содержащее прилагательное на “a”
I see an ancient house.
Студенты должны переписать мое предложение и далее написать свои, заменяя прилагательное другим последующих букв алфавита. Например:
I see a beautiful house.
I see a cheap house.
I see a dark house.
I see an expensive house.
«Вопросы и ответы»
Цель: попрактиковаться задавать вопросы и отвечать на них.
Группа делится на две команды. Игроки по очереди задают друг другу специальные вопросы со словами who, when, why, where, how и отвечают на них. Одно очко дается за грамматически правильно поставленный вопрос и одно очко за грамматически правильный ответ. Например:
When did John come yesterday? – 1очко
He came at 5 o’clock yesterday. – 1 очко
Why are you laughing? 1очко
I’m laughing, because I’ve heard a joke. 1очко
«Команды»
Цель: повторить повелительное наклонение
Класс разбивается на две группы. Студенты по очереди дают команды своим противникам. Одно очко присваивается за правильную команду и одно очко дается за правильно выполненное действие.
«Домино»
Цель: повторить слова
Необходимый материал: небольшие карточки со словами.
Эту игру я предлагаю студентам использовать в школе, а также использую со студентами первого курса. Разрезаем данную таблицу так, чтобы на одной карточке было два слова. Например: Animals — Animals , a horse — a banana и т.д. Условия игры как обычное домино. Проигрывает тот, у кого больше осталось карточек. Тематика слов может быть различной.
Animals |
Animals |
Fruit |
Fruit |
Food |
Food |
a horse |
a banana |
a pear |
fish |
sugar |
trousers |
a cow |
meat |
a peach |
carrot |
sausage |
tea |
an elephant |
a beet |
an apple |
wine |
cheese |
a potato |
a lion |
beer |
a tangerine |
a shirt |
butter |
an eye |
a tiger |
a skirt |
a pineapple |
a hand |
cabbage |
a head |
a hedgehog |
a leg |
cucumber |
stomach |
tomato |
an ear |
Drinks |
Drinks |
Parts of body |
Parts of body |
Clothes |
Clothes |
«Угадай-ка»
Один из играющих выходит из комнаты. В его отсутствие загадывается имя известного актера, писатель. Вернувшись в комнату, он задает вопросы на английском языке и пытается как можно быстрее отгадать задуманное имя.
— Is this a man or a woman?
— Is he old or young?
— Is he married?
Затем играющие меняются ролями. Выигрывает тот, кто за меньший промежуток времени назовет имя. Загадывать можно не только имя, но и названия стран.
Литература:
- Н.Д. Гальскова «Современная методика обучения иностранным языкам» Москва, 2004
- 2. А.А. Есипович «Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранного языка в средней школе» Москва, 1988
- Г.В. Рогова, Ф.М.Рабинович, Т.Е.Сахарова «Методика обучения иностранным языкам в средней школе» Москва, 1991
4. Г.В. Рогова, И.Н.Верещагина «Методика обучения английскому языку
на начальном этапе» Москва, 2000
5. Т.Б. Клементьева “Enjoy Teaching English” Санкт-Петербург, 2003
6. М.Ф. Стронин «Обучающие игры на английском языке» Москва, 1984
7. Д.Стайнберг «110 игр на уроках английского языка» Москва, 2004