Костанайская область
Мендыкаринский район
Михайловская средняя школа
Учитель Креничная И.И.
Русская литература
5 класс
Тема: А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
Цель: Познакомить учащихся с «Песнью о вещем Олеге» и её исторической основой – летописью; в ходе анализа выяснить отличие «Песни..» от летописи, раскрыть их художественное своеобразие, развивать умение работать с текстом, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к творчеству Пушкина и к истории России.
Ход урока.
Оргмомент.
Подготовка к восприятию темы. Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с одним из замечательных произведений А.С.Пушкина «Песнью о вещем Олеге». Имя А.С.Пушкина вам всем хорошо известно.
— Вспомните, что вы о нём знаете? Действительно, А.С.Пушкин вырос в атмосфере любви к литературе, много читал уже в раннем детстве, был знаком с известными русскими писателями: Карамзиным, Жуковским. Восьми лет сочинял стихи. Другим источником духовного развития Пушкина стали рассказы бабушки о старине и сказки няни Арины Родионовны. Со слов няни он записал семь сказок. Одна из них послужила материалом для «Сказки о попе и о работнике его Балде», в центре которой оказались жадный поп и невероятные проделки его работника Балды. Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной, но каждая строчка её хранит частицу души поэта.
Работа над летописью
А.С.Пушкин с интересом относился к истории, прошлому своего Отечества. Как и многие поэты того времени, он находил в нём немало увлекательных преданий и легенд, на основе которых создавал свои произведения. Особенно интересный материал давали древнерусские летописи. В одной из них Пушкин прочёл предание о князе Олеге, умершем по предсказанию волхва.
— Кто такой Олег? (сообщение Алеси К.)
Давайте познакомимся с летописным источником. (Чтение летописи в учебнике с.110 )
— Что, по-вашему, могло поразить воображение поэта?
В 1822 году Пушкин создаёт «Песнь о вещем Олеге». Поэт, обращаясь к «преданью старины глубокой», поэтически воспроизводит те далёкие годы, когда стольным городом Древней Руси был Киев, а первым киевским князем – Олег.
— Кого мы знаем из героев Древней Руси? ( Верно, это былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, которые служили киевскому князю Владимиру.) (Иллюстрация картины «Богатыри»).
Прослушивание звукозаписи «Песнь о вещем Олеге» в исполнении Журавлёва, мастера слова.
Словарная работа. Словарь Даля.
— Как бы вы объяснили слово «вещий»? (тот, кто вещает, предсказывает)
-Какое значение приобретает слово в названии? (тот, кому предвещали что-то).
Волхвы – у древних славян: чародеи, колдуны.
Бранный — брань – война, битва, бранное поле — поле битвы
Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил.
Жрец – служитель божества.
Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней
Работа над текстом.
— Как изменил Пушкин содержание легенды?
— Какие образы вам показались главными? (Олег, кудесник)
— Что мы можем сказать о кудеснике? (вдохновенный кудесник- любимец богов – покорный Перуну старик одному — вестник – мудрый старец). Каким вы его себе представляете? Опишите внешность.
— Как он сам о себе говорит, дополняя эту характеристику? (волхв – у древних славян: чародей, колдун)
— Какие главные черты характера волхва подчёркивает Пушкин? Как он себя ведёт перед князем? (Свободу воли и слова, беспристрастность)
— Прочитайте, что подчёркивает автор устами кудесника в личности Олега? («Победой прославлено имя твоё» — воин, победитель «Твой щит на вратах Цареграда», господин и конь ему подстать)
— Почему именно эти черты важны в герое? (Имея власть над городами, он не властен распорядиться своей судьбой)
— Как вы думаете, почему так серьёзно воспринял Олег предсказание волхва? (по верованиям древних славян убитый в загробном мире становится рабом убийцы.
Пророчество:
Смерть не от ран — как воин;
Не от болезни и старости — как праведник;
Смерть от коня.
Могучий воин размышляет, как обойти судьбу. Меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Отвергнуты смелость, верность, преданность.)
— Как раскрывается князь Олег в сцене прощания с конём?
— Как меняется отношение Олега к кудеснику? (Олег не изменился с годами. Презрение к кудеснику, насмешливость. «Кудесник, ты лживый, безумный старик!» Наступает ногой на череп коня)
Работа над жанровым своеобразием баллады.
— Зачем Пушкин берётся за сюжет, уже описанный в древнерусской литературе? (вечность проблематики: вера и неверие, мужество и страх, верность и предательство, властитель и человек, расплата за предательство; уроки истории для современного человека)
— В чём видите разницу между летописным источником и балладой великого поэта? Что общего? Составление диаграммы Венна.
Летопись |
«Песнь о вещем Олеге» |
Только констатирует факт истории |
Сохранив дух времени, по – новому осмысливает общечеловеческие проблемы |
Прозаический текст |
Поэтический текст |
Стиль летописи тяжёл для современного человека |
Лёгкий «пушкинский» стиль |
Названы герои и поступки |
Создаются яркие образы, даётся их оценка. |
|
Множество средств художественной выразительности |
Общее: обе основаны на историческом событии.
— Какие средства художественной выразительности использует автор в «Песне о вещем Олеге»?
(Эпитеты: вещий Олег, мудрый старец, верный конь, дивная судьба, плачевная тризна.
Олицетворения: ковши шипят, годы таятся, дожди моют.
Сравнения: змея- лента.
Метафора: товарищ, слуга – к коню)
Инсценировка эпизода.
— Можно ли инсценировать летопись? А «Песнь о вещем Олеге»? Какой бы эпизод вы взяли для инсценирования? Посмотрим, как это сделали наши ребята.
Подведение итогов.
— Что нового узнали на уроке?
— О чём заставляет задуматься произведение А.С.Пушкина? ( Через художественное произведение автор помогает читателю увидеть яркие образы, осознать проблемы, касающиеся каждого человека, задуматься над путями их разрешения и делать нравственный выбор в сложных ситуациях).
Домашнее задание. Прочитать «Песнь о вещем Олеге», разгадать кроссворд.
Перед вами кроссворд по теме «А. С. Пушкин.
«Песнь о вещем Олеге»
Поработайте с ним самостоятельно. Не торопитесь заглянуть в ответы.
Правильный ответ записывается в единственном или множественном числе и в именительном падеже независимо от того, в каком падеже данное слово встречается в тексте.
По горизонтали: 1. «В молчанье, рукой опершись о …, с коня он слезает угрюмый» 3. «Вы, отроки — …, возьмите коня». 5. «Завидует … столь дивной судьбе». 8. «Вот едет могучий Олег со …». 9. «Скажите, где … мой ретивый?» 10. «То смирный стоит под стрелами врагов, то мчится по бранному …». 11. «Твой конь не боится опасных …». 15. «На …, уже недалекой, не ты под секирой ковыль обагришь». 16. «Их села и нивы за буйный … обрек ОН мечам и пожарам». 17. «С ним Игорь и старые …».
По вертикали: 1. «И скоро ль, на радость …—врагов, могильной засыплюсь землею?» 2. «И к мудрому старцу подъехал …». 3, «Князь тихо на череп коня наступил и молвил: «Спи, … одинокий!» 4. «Князь … и Ольга на холме сидят». 6. «И ветер над ними волнует …». 7. «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным …». 10. «Покорный … старик одному». 12. «Их моют …, засыпает их пыль». 13. «И видят — на холме, у … Днепра, лежат благородные кости». 14. «И кудри их белы, как утренний …».