Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

 «Считайте несчастным тот день или тот час, в который ты, не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».                          Коменский Я.А.

 

Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием? Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свой путь решения.

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Активно управляемый учебный процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей школьников, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность.

Актуальность — на сегодняшний день наиболее эффективным является путь, который основывается на личностной позиции учащегося в учебной деятельности, что предполагает поиск интенсивных методов обучения.

Цель — использование различных приемов и средств, активизирующих познавательную деятельность учащихся на уроках математики.

Для реализации этой цели ставлю перед собой следующие задачи:

 1. создание на уроках математики условий для активизации познавательной деятельности учащихся;

 2. формирование и развитие общеучебных, самостоятельных, познавательных навыков учащихся;

 3. создание условий для добывания знаний из реальной жизни, для овладения различными методами действий в нестандартных ситуациях;

 4. способствовать выработке знаний и умений планирования, целенаправленности, анализа, самооценки познавательной деятельности у учащихся;

 5. сформировать у обучающихся способность владения различными методами познания: эвристическим, статистическим, вероятностным.

Познавательную активность как педагогическое явление необходимо рассматривать как двухсторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны это форма самоорганизации и самореализации учащегося, с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом конечный результат усилий педагога заключается в формировании и становлении собственной активности учащегося.

Не секрет, что для различных учащихся характерна разная степень или, другими словами, интенсивность в активном познании. Однако, учителю нужно работать и с тем школьником, который пассивно принимает знания. И с таким, который “включается” в учебный процесс время от времени в зависимости от учебной ситуации, и с тем, для кого активная позиция в учебном процессе стала привычной. Выделим следующие уровни проявления активности: нулевой, относительно-активный, исполнительно-активный, творческий. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя и педагога помочь учащемуся перейти с нулевого уровня на относительно-активный и т.д..

Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих учащихся. В то же время имеется большое число детей с явно выраженными способностями к этому предмету.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

Познавательной активности школьник не будет проявлять, если он не получает удовлетворения от получаемых результатов, не видит или не знает путей применения знаний на практике. Для активизации познавательной деятельности учащихся учителя используют проблемные и игровые ситуации, поощрения, стимулирование, эмоциональное воздействие, усиление требовательности и контроля, внедрение оптимального ритма и режима работы для каждого учащегося, приёмы снятия усталости, рассказы о способах и приёмах запоминания и усвоения материала из истории развития науки, об особенностях творчества учёных-математиков, о возможных путях применения на практике данной отрасли знаний.

Первое,  что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются  важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением.

Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для  него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.

Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений  о мире —  на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

Учащимся с нулевым уровнем познавательной активности несвойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. Занимаясь с этой группой учеников нужно помнить о том, что они медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно. В момент ответа не стоит перебивать их или задавать неожиданные каверзные вопросы.

Для учащихся с относительно-активным уровнем познавательной деятельности характерна заинтересованность только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока или необычайными приемами преподавания. Такие ученики с желанием приступают к новым видам работы, однако, при затруднениях так же легко теряют интерес к учению. Стратегия учителя в работе с относительно активными учащимися заключается в том, чтобы помогать им включиться в учебную деятельность. Но и поддерживать для них эмоционально-актуальную атмосферу на протяжении всего урока.

Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности, как правило, любимы учителями. Они всегда выполняют домашние задания, помогают учителям, главное в них — стабильность и постоянство. Именно на данную категорию учащихся опирается учитель при изучении новой (непростой) темы; именно эти школьники выручают учителя в трудных учебных ситуациях (открытые уроки, посещение администрации и т.д.). Кажущаяся легкость, с которой им дается учеба – результат более ранних усилий ученика: умение сосредоточиться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить всю эту цепочку. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост.

Не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Какие же методы обучения обеспечивают познавательную активность учащихся.

Среди приёмов и методов обучения применяемых в школьном курсе математике, репродуктивный путь усвоения знаний обеспечивает информационно-рецептивное (объяснительно-иллюстрированное), алгоритмизированное и программированное обучение, а продуктивный путь – проблемное обучение, эвристический и исследовательский методы.

Первые способствуют развитию познавательной активности при условии сочетания их со вторыми. Остановимся на характеристике вторых методов.

Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание проблемных ситуаций, формулировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Её задача — направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

Метод алгоритмического обучения.

В процессе обучения учащийся, решая ту или иную проблему, рассуждает в соответствии с некоторыми алгоритмическими предписаниями, которые ему даны или сформулированы у него самостоятельно. Например, учащемуся дается задача и схема решения. Предлагается решить её, придерживаясь этой схемы. При изучении теоретического материала после каждой выделенной порции предлагается контрольное задание для проверки уровня усвоения знаний учащегося.

Метод эвристического обучения.

Одной из основ эвристического обучения является решение нестандартных (для учащихся) задач и упражнений. В процессе их решения у учащихся нужно сформировать познавательные стратегии, которые помогали бы находить нужную информацию, преобразовывать её, вырабатывать правила действий в непривычных условиях, формировали бы творческих характер мышления

Метод исследовательского обучения.

В структуру теоретических исследований входит владение общей схемой процесса творческой деятельности, владение логикой познания и формальной логикой в их единстве, владение общими способами решения задач и доказательства утверждений. Это значит, что у учащихся должны быть сформированы приемы обобщения, классификации понятий и утверждений, построения доказательств, умения анализировать возможные случаи, систематизировать, иметь соответствующие навыки оформления полученных результатов на научном языке.

Какие же приемы развития познавательной активности применяю в своей работе.

В V-VI классах нужно предлагать учащимся примеры в виде блок-схем, строить алгоритмы; большие примеры, содержащие много действий, решать с помощью эстафеты. Отработке вычислительных навыков способствуют круговые примеры, которые позволяют ребятам осуществлять самоконтроль, а учителю облегчают проверку работ.

Нравится ребятам выполнять задания на восстановление частично стертых записей, на исправление преднамеренно сделанных ошибок. Недописанная фраза, недорешенная задача, недосказанное условие в задаче стимулирует работу учеников. Любят ребята всех возрастов, когда уроки оживлены задачами шутками, заданиями на внимание. Всевозможные формы кодирования ответов привлекают внимание ребят не меньше, чем интересная задача.

Перечислю еще ряд приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся.

Групповой метод при решении задач. Работа в парах.

Различные формы работы с книгой.

Использование всевозможных видов поощрений (жетоны, вручение, удостоверений “лучшему математику”, дифференциация домашнего задания)

Использование проблемных ситуаций.

Использование на уроках элементов историзма, занимательности (уроки-сказки, уроки-путешествия)

Самостоятельная работа с использованием аналогий, сравнений.

Рассмотрим виды обучающих самостоятельных работ, которые занимают ведущую роль в моей практике.

ТПУ.

Считаю так же, что к приемам активизации познавательной деятельности учеников можно отнести и творческие задания, таким как кроссворды по темам или по разделам, сочинение сказок, построение фигур по точкам в координатной плоскости.

Ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Видеоуроки.

Выход в том, чтобы найти новые формы обучения, обновить методическую базу урочных занятий, стремиться к новизне и нестандартности проведения уроков, использовать стремление ребят к учению, дав им возможность самостоятельно приобретать знания, не навязывая тот или иной стереотип понимания, позволить им самим выбирать степень освоения той или иной темы. Естественно весь этот процесс невозможен без ненавязчивого, но чёткого руководства преподавателя.

Вывод: с детьми необходимо играть, как только возникает возможность. Наиболее благоприятными для этого являются итоговые уроки. Важным средством развития познавательной активности и самостоятельности учащихся является диагностика усвоения системы знаний и умений стандартного уровня с переходом на более высокий уровень, при этом важно заметить, что здесь необходим дифференцированный подход к учащимся, который позволяет избежать перегрузки и способствует реализации возможностей каждого из них. Очень важен и психологический климат в классном коллективе. Доброжелательность, требовательность ребят друг к другу, деловая критика, хорошее настроение — всё это определяет работоспособность и творческую атмосферу.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Г.И. Коротяев. Учение – процесс творческий. М.: Просвещение, 1999. -32с.
  2. В.К.Буряк. Самостоятельная работа учащихся. М.: Просвещение, 1998. – 27с.
  3. О.Б.Епишева, В.И.Крупич. Учить школьников учиться математике. М.:  Просвещение 1998. – 13с.
  4. Журнал «Образование», №5, 2009. Алматы. -112 с.
  5. Ж.У.Кобдикова. Педагогическая технология трехмерной методической системы обучения. Алматы, 2008. – 174 с.

6.Л.Ф.Батан. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения.Новосибирск.2002 г.

 

Добавить комментарий