Применение синтаксического анализатора при построении графиков функций
Функциялардың графиктерін салу барысында синтаксистік Талдауышты қолдану
APPLICATION FOR parser Plotting Functions
Л.В. Устинова, А.Н. Адекенова
КарГУ имени Е.А.Букетова, Караганда, Казахстан
В данной статье рассматривается применение синтаксического анализатора при построении графиков функций. Коллективом преподавателей была создана программа, которая состоит из двух основных модулей: синтаксический анализатор и построение графиков функций. При этом была разработана общая схема синтаксического анализа математического выражения с описанием структур и их взаимодействия. Так как программа разбита на модули, следовательно, легко может быть модифицирована, что дает возможность использования разработанных модулей в других программах. При работе над проектом были созданы алгоритмы, позволяющие производить синтаксический разбор математического выражения. Представленная программа может быть использована как на уроках информатики, так и на уроках алгебры в старших классах.
Мақалада функциялардың графиктерін салу барысында синтаксистік талдауышты қолдану мүмкіндігі көрсетілген. Қолданбалы математика және информатика кафедрасының мұғалімдерімен екі негізгі модельдерден тұратын программа құрылған: синтаксистік талдауыш пен функциялардың графиктерін салу. Сонымен қатар, математикалық өрнек құрамның сипатталуы мен араларындағы қарым-қатынастары көрсетілген синтаксистік талдауының негізгі үлгісі құрастырылған. Программа жеке модульдерден тұратын болған соң, оларды өндеуге мүмкіндік бар, сондықтан, оларды басқа программаларда да қолдануға болады. Жұмыс барысында математикалық өрнекті талдау алгоритмдері құрылған. Берілген программаны информатика мен жоғарғы сыныптарда матеамтика сабақтарында қолдануға болады.
This article discusses the use of the parser to construct graphs of functions. Team of trainers program was established, which consists of two main modules: the parser and graphing functions. In this case, was developed by the general scheme of parsing a mathematical expression describing the structures and their interactions. Since the program is divided into modules, thus can be easily modified, allowing the use of modules developed in other programs. When working on the project were created algorithms to produce parse mathematical expressions. The presented program can be used as the science lessons, and on the lessons of algebra in high school.
В школьном курсе элементарной алгебры тема анализа функций является одной из самых сложных. При изучении данной темы школьники должны научиться исследовать и строить графики функций одной переменной, используя все известные характеристические точки функции, включая корни, точки разрыва первого и второго рода и т. д.
Существует программное обеспечение, которое может решать подобные задачи, например, «Excel» [1]. Оно имеет понятный пользовательский интерфейс, ориентированный на среднего пользователя, что делает использование подобных средств не всегда доступным. Кроме того, при построении функций имеющих точки разрыва, данные программы не обрабатывают исключительные ситуации, а требуется вмешательство пользователя (рис.1).
Существующее программное обеспечение, которое может решать подобные задачи, является универсальным, например Eurica или MathCad. Оно имеет сравнительно сложный пользовательский интерфейс, ориентированный на пользователя, прослушавшего, как минимум, институтский курс высшей математики, что делает использование подобных средств школьниками невозможным. Разрабатываемая программа позволит школьникам проверить свои знания при изучении указанной темы. Дополнительно созданный компонент синтаксического анализатора может использоваться студентами при