Г. Х. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»

Чижук Татьяна Викторовна
Учитель русского языка и литературы сош 4 города Павлодара.
Тема: Г. Х. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»
Цели:
• создать условия для углубления знаний о творчестве Г. Х. Андерсена и его сказки «Стойкий оловянный солдатик»;
• создать условия для формирования умений работать с текстом, навыков самостоятельной и мыслительной деятельности (рассуждать, делать выводы);
• создать условия для воспитания сочувствия, милосердия, благородства,
готовности к самопожертвованию.
Ход урока.
1. Орг. момент.Приветствие.
2.Мотивация.
Ученики решают кроссворд и угадывают ключевое слово «Андерсен».
Вопросы:
• «Надо поощрять искусство! Я ведь императорская дочь! Скажи ему, что я дам ему, по-вчерашнему, 10 поцелуев, а остальные пусть дополучит с моих фрейлин!» Из какой сказки отрывок? (ск.«Свинопас»)
• «Не капризничай, а то я укушу тебя! Видишь, какой у меня белый зуб! Садись и готовь себе приданое!» Из какой сказки отрывок? («Дюймовочка»)
• «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая… » О ком идет речь? (Принцесса из ск. «Принцесса на горошине»)
• «Лучше всех сестер самая младшая, нежная и прозрачная, как лепесток розы, с синими,как море, глазами.» О ком идет речь? (Русалочка из ск. «Русалочка»)

а н д е р с е н

Слайд 1 (кроссворд)

Слайд 2 (портрет писателя)
-Правильно. Вы угадали ключевое слово.Все эти сказки написал великий датский сказочник Г. Х. Андерсен.Всего Андерсен написал 170 сказок. И одну из них «Стойкий оловянный солдатик» вы прочитали дома.
3.Первичное усвоение знаний.
Учитель предлагает поделиться своими впечатлениями о прочитанной сказке.
— Что понравилось, что запомнилось в сказке?
— Что взволновало вас?
— Какие сложные вопросы после прочтения сказки у вас возникли?
• В чем смысл сказки?
• Почему автор подробно описывает приключения?
• Можно ли их назвать приключениями?
• Почему на долю солдатика выпали столь трудные испытания?
• Какие качества помогли все вытерпеть?
— Давайте попытаемся ответить на ваши вопросы.
4. Связь сюжета с биографией. Работа в группах.
-А для этого нам необходимо вспомнить, откуда взялся сюжет сказки?
Андерсен выдумал его? (Толчком к тому послужил один случай, который произошел на улице Копенгагена.)
Чтение текста на карточках хорошо читающими учащимися. … Маленький мальчик играл на подоконнике в старом копенгагенском домике. Игрушек было не так уж много, — несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье – маше и сломанный оловянный солдатик. Мать мальчика – молодая женщина сидела у окна и вышивала. В это время в глубине пустынной улицы показался высокий и очень худой человек в чёрном. Он быстро шёл несколько скачущей, науверенной походкой, размахивая длинными руками, и разговаривая с собой… Женщина за пяльцами подняла голову и сказала мальчику: «Вот идёт наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь». Мальчик посмотрел исподлобья на незнакомца в чёрном, схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсена и тотчас убежал. Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это. Он воткнул солдатика в петлицу сюртука рядом с веточкой мяты, как драгоценный орден, потом вынул платок и слегка прижал его к глазам, — очевидно недаром друзья обвиняли его в чрезмерной чувствительности…»
5.Выход на проблему.
-В жизни Андерсена были трудности. С какими трудностями пришлось столкнуться писателю?
— Важно ли преодолевать испытания? И как их нужно преодолевать? Говорит ли он об этом в сказке?
6. Работа над композицией. Работа в группах.
-Ответы на эти вопросы мы найдем, если разберемся в построении произведения.
-Как построено произведение? Слайд 3.
экспозиция
завязка
развитие действия
кульминация
развязка

1 группа определяют экспозицию, завязку;
2 группа- развитие действия;
3 группа- кульминацию;
4 группа- развязку.
-Как композиция помогает решить вопрос, какие приключения пережил герой? Как их пережил? О чем думал солдатик в те минуты, когда ему было особенно страшно? (Смерть надо встречать мужественно.)
-Почему Андерсен называет солдатика «замечательным путешественником»?
7.Анализ поступков героев. Работа в группах.
— Чтобы до конца понять смысл сказки, нам необходимо поговорить о составляющих этой сказки, т. е. вспомнить героев сказки и проанализировать, как они себя проявляют. Докажем отрывками из текста.
Слайд 4.
Персонажи сказок Как себя проявляют
Оловянный солдатик
Танцовщица
Дети
Врослые
Тролль
Крыса, рыба
Явления природы: ветер, огонь, вода, дождь
Игрушки
Автор
В разговоре о детях: а почему мальчик так поступил?(Необдуманные поступки. Часто мы их совершаем, А ведь они могут привести к несчастьям.)
-Можно ли убрать кого-то из них? (Нет. Все герои вокруг наших главных
лиц настроены агрессивно.)
-Что общего у оловянного солдатика и танцовщицы? (Оба стойкие, любят друг друга.)
-Как вы понимаете смысл этих строчек: «Он чувствовал, что весь горит – то ли от любви, — он и сам не знал». «Ветер подхватил прекрасную танцовщицу, и она, как бабочка, порхнула в печку прямо к оловянному солдатику». Что сильнее- любовь или огонь? Любовь или ветер?
(Солдатик сгорает не только от огня, но и от любви; танцовщица попадает
в огонь не только потому, что открывается дверь и подул ветер, но и для того, чтобы разделить судьбу с оловянным солдатиком).
8. Портретная характеристика главного героя. Работа в группах.
-Перед вами изображение солдатика. Слайд 5.
-Охарактеризуйте его. Подберите как можно больше слов-эпитетов.
— Что вы можете сказать об его сердце? Найдите и прочитайте, что автор говорит о нем? («… На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко… »)
-Почему автор оставляет сердечко нерасплавленным?
-Что хотел сказать автор?
(История оловянного солдатика и его трагической любви к танцовщице заставляет думать о настоящих жизненных драмах.)
-И через 10, и через 20 лет вы с интересом будете читать сказки Андерсена,
находя в них новый смысл.
9.Рефлексия.
-Среди ученых-литературоведов существуют разные точки зрения, о чем эта сказка.
Слайд 6.
Ради красоты и потерпеть не грех.
Слезы- вот драгоценнейшая награда для сердца певца.
Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь.
-Как бы вы продолжили предложение
«Эта сказка о…»
-Объясните свою точку зрения. Обсуждение в группах.
-Понравилась ли вам сказка? Какую сказку он написал?(грустную, печальную, с плохим концом)
-Зачем он это сделал?
— Люди должны понимать, что не всегда все заканчивается хорошо. Есть горе, отчаяние. И нужно быть стойким, чтобы противостоять миру. Надо быть духовно сильным.
-Есть ли у вас теперь другое мнение о том, в чем смысл сказки?
-Запишите на своих листах :
Слайд 7.
Теперь я думаю, что смысл сказки «Оловянный солдатик» в том, что…
Самая важная мысль на уроке о том,что…
Самая интересная информация из сегодняшнего урока – это…
10. Домашнее задание.
Для писателей- написать свое мнение. Что изменилось во мне после прочтения сказки?
Для художников-нарисовать иллюстрацию к сказке.
Для экспертов- придумать свои вопросы.
11. Выставление баллов:
3 балла-справился полностью
2 балла- справился частично
1 балл- не справился
12.Сдача работ.

Добавить комментарий