Золотой человек

Данная публикация –совместный труд учителей СОШ №21 Акунишниковой И.А, Швацкой Л.А. по введению новых  форм работы на уроке.Публикация  знакомит  с опытом работы по интеграции предметов истории-ИЗО, дает возможность  предметно представить  как осуществляется подготовка и проведение такой формы урока, помогает приобрести базовые знания и практические навыки по внедрению педагогических инновации.

 

 

Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Уральска

 

 

 

 

 

 

Интегрированный урок
 Истории Казахстана и ИЗО

 в 5 классе

На тему: «Золотой человек»

 

Учителя: Акунишникова И.А. –      учитель истории

Швацкая Л.А. – учитель ИЗО

 

 

 

2012-2013 уч.  год
  Тема: «Золотой человек»

 

Цели:  Знакомство с одной из известнейших находок казахстанских           археологов. Получение и закрепление знаний о видах орнамента.

 

Задачи: 1.Проследить историю появления различных видов орнамента

                2. Повысить интерес к изучению национальных обычаев

                3.Воспитывать чувство прекрасного и гордость за свою Родину

 

Оборудование: Раздаточный материал

                              Иллюстративный материал

                              Плакаты с видами орнамента

                              DVD диск  «Золотой человек»

                              Кроссворд

 

 

                                                          Ход урока:

1.Приветствие

2.Настрой на работу

 

Здравствуйте ребята!

История таит в себе много интересных и неизведанных фактов. Но есть и очень интересные находки и события уже известные историкам и дающие возможность познакомиться с ними поближе. Но прежде чем мы начнем знакомство с новой темой, давайте вспомним то, о чем мы говорили на прошлых уроках.

 

Опрос домашнего задания:

1.Работа у доски – 4 учащихся(названия и расселение сакских племен, имена древних историков говоривших о саках, важнейшие даты, деление сакского общества на группы).

2.Работа на местах по карточкам

3.Фронтальный опрос по основным вопросам темы

-что было главным занятием саков?

-какой образ жизни они вели?

-что представляли собой жилища саков?

-чему они поклонялись?

-кто составлял основную часть народа?

-с кем воевали саки?

-как Томирис отомстила Киру?

-какой подвиг совершил Ширак?

После проверки и оценки всех работ весь класс решает кроссворд на доске. Если кроссворд решен правильно, на доске появляется название новой темы урока «Золотой человек»

Новый материал.

Учитель истории:

Ребята! Откуда мы узнаем о далеком прошлом? Какая наука нам помогает? Сегодня на уроке мы поговорим с вами об одной из интереснейших археологических находок найденных на территории Казахстана и раскрывших нам тайну жизни сакских племен.

1.Иссыкский курган

(При помощи иллюстраций и учебного диска, идет повествование об одном из замечательнейших памятников культуры, дающем представление о культуре сакских племен населявших территорию Казахстана в 5-4 в.д.н.э.)

2. «Золотой человек»

Ребята! Как вы думаете, почему находку назвали «золотой человек»?(Учащиеся высказывают предположения).

Давайте посмотрим на иллюстрацию. Как вы думаете носили ли такую одежду каждый день?(Ребята делают вывод о том, что такую одежду носили в дни торжественных приемов, смотров, собраний, а не в повседневной жизни)

3. « Звериный стиль»

Все находки были сделаны в зверином стиле.

-что такое «звериный стиль»?

-почему он получил развитие?

Давайте запишем в словарь: «Звериный стиль – выполнение украшений виде зверей и мифических животных».Этот стиль был привезен из походов в Переднюю Азию, Персию

4.Орнамент

 Все находки найденные в кургане были выполнены в зверином стиле, т.е. в виде зверей и мифических животных. Как вы думаете с чем это связано?

Через образы животных саки отображали свои мифические представления, придавали им особое содержание. Давайте послушаем об орнаменте звериного стиля.

Учитель ИЗО: «Зооморфный орнамент сформировался на основе искусства древних скотоводческих племен. Узоротворчество возникло в процессе трудовой деятельности и общения человека с окружающей средой.

Мотивы зооморфного   орнамента очень многочисленны. В основе наиболее распространенного зооморфного орнамента (связанного с изображением животных) лежит стилизация образов древнего «звериного стиля» барана, лошади, верблюда, а также отдельных частей их фигур, головы, копыт, рогов и др.

Стремление к красоте и гармонии способствовало постоянному развитию и совершенствованию орнамента. Орнамент – исторический источник. Чтобы сохранить его как реликвию для будущих поколений, надо бережно относиться к нему. Почтительное и уважительное отношение к древнему искусству-признак мудрости народа, его забота о будущем, о воспитании национальной самобытности.

Учитель ИЗО рассказывает и показывает разные виды зооморфного орнамента, находя их в деталях одежды  «золотого человека».

 

Самостоятельная работа.

Учащиеся должны нарисовать в тетрадях несколько  видов зооморфного орнамента(используя раздаточный материал, иллюстрации, наглядный материал).Во время работы звучит музыка и можно видеть на экране телевизора одежду «золотого человека». Через некоторое время, отпущенное на работу, учитель показывает то, что получилось у учащихся.

5.Находки

Учитель истории.

Кроме одежды в кургане было найдено и много других находок. Давайте познакомимся с ними.( Идет работа по знакомству с находками опираясь на иллюстрации лежащие на рабочих столах).

6.Презентация                      

Ребята! Некоторая группа ребят получала задание на опережение материала и теперь нам предстоит увидеть презентацию их работы.(Выступают ребята показывая свою работу – головной убор «золотого человека» с подробным описанием всех деталей.)

Закрепление проводится по основным понятиям новой темы:

  —   Где находится Иссыкский курган?

  —   Почему находку назвали «золотой человек»?

  —   Что такое «звериный стиль»? Почему он получил развитие?

  —    С чем связано выполнение украшений в этом стиле?

Добавить комментарий