Северо-Казахстанская  область 
  КГУ  СШ № 4 г. Тайынша 
  Чвалюк  Светлана Геннадьевна 
  Учитель  начальных классов 
Классный час «Добрым быть совсем непросто…»
Цели и задачи: закрепить  представления о таких ценных  качествах,  как доброта, отзывчивость, скромность; 
  об  этических нормах поведения в обществе 
I. Вступительная беседа. 
  —  Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня мы поговорим о добре. Урок наш будет  необычным и немного волшебным. 
-Добрый  день! – тебе сказали, 
  -Добрый  день! – ответил ты. 
  Как  две ниточки связали – 
  Теплоты  и доброты. 
Как приятно, когда с тобой здороваются. Ведь что такое «Здравствуйте»? «Здравствуйте» — это пожелание здоровья, мира, добра.
-Здравствуйте!  – ты скажешь человеку. 
  -Здравствуй!  – улыбнётся он в ответ. 
  И,  наверно, не пойдёт в аптеку 
  И  здоровым будет много лет. 
Разговор о доброте мы завели потому, что в последнее время появилось очень много зла. Зло совершается по отношению друг к другу, к животным, природе.
Кто  любит собак 
  Или  прочих животных, 
  Серьёзных  котят 
  И  щенков беззаботных, 
  Кто  может любить 
  И  козла, и осла, 
  Тот  людям 
  Вовек 
  Не  сделает зла. 
Что же такое доброта? Давайте заглянем в словарь.
Доброта  – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям. 
  Чего  на земле больше: добра или зла? 
  Может  быть, нам помогут узнать старинные часы? На одну чашу весов мы будем класть  “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война,
  ложь). Чтобы победить зло, надо постараться,  чтобы перевесила чаша весов с “добром”. 
  — Давайте  вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу  весов с “добром”(дети называют добрый поступок и кладут свою “капельку”  (приготовленные заранее мелкие игрушки) на чашу весов). 
II. Коллективное составление аппликации. 
  Уч-ль: Вот видите, ребята, как можно  победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк,  ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо, 
  когда  человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил  жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”. 
  Давайте  и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. 
На  чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной  бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы,  фигурки птиц и зверей. 
  Уч-ль:  Как назовём нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? 
Человеку совсем несложно делать добро другому. А добро, оказывается, умеет расти. И, если ты сделал кому-то добро, оно возвратится к тебе ещё большим добром.
Стать  добрым волшебником, 
  Ну-ка,  попробуй! 
  Тут  хитрости 
  Вовсе  не нужно особой: 
  Понять  и исполнить 
  Желанье  другого- 
  Одно  удовольствие, 
  Честное  слово. 
А что можно сделать для других?
III. Инсценирование рассказов.
Дети  показывают сценку по рассказу В. Осеевой “
  Просто  старушка”: 
  По  улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко.  Старушка поскользнулась и упала. 
  -Подержи  мои книжки! –крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь  старушке. 
  Когда  он вернулся, девочка спросила его: 
  —  Это твоя бабушка? 
  —  Нет,- ответил мальчик. 
  —  Мама?- удивилась подружка. 
  —  Нет! 
  —  Ну, тётя? Или знакомая? 
  —  Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка! 
Что  вы скажете про этого мальчика? 
  Можно  ли его назвать добрым? Почему? 
Спросила  молния у солнца: 
  Молния.  Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая? 
  Солнце.  Они любят тепло и ласку. 
  Молния.  От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не устраивает! 
  Солнце.  Всё дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку,  которая приносит очень много бед.
Учитель. Кому из участников этого разговора вы больше симпатизируете: Молнии или Солнцу? Почему?
На  клумбе — цветок 
  Его  листья повисли. 
  Грустит  он… О чём? 
  Угадал  его мысли? 
  Он  хочет напиться. 
  Эй,  дождик, — полей! 
  И  дождик струится 
  Из  лейки твоей. 
  А  что же сестрёнка 
  Скучает  в сторонке? 
  Волшебное  что-нибудь 
  Сделай  сестрёнке!.. 
  И  ты обернулся 
  Ретивым  конём- 
  Галопом  сестрёнка 
  Помчалась  на нём! 
  Хоть  мама ещё 
  Не  вернулась с работы, 
  Нетрудно  узнать 
  Её  думы, заботы: 
  «Вернусь, 
  Хорошо  бы пошить, почитать… 
  Да  надо с уборкой 
  Возиться  опять». 
  И  ты совершаешь 
  Весёлое  чудо – 
  Ковёр  засверкал, 
  Засияла  посуда! 
  И  ахнула мама, 
  Вернувшись  домой: 
  -Да  это как в сказке… 
  Волшебник  ты мой! 
А  сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое “хорошо” и что такое “плохо”. 
  Выступление  детей: 
1.  Если с другом разделил 
  Ты  свои конфеты- 
  Хорошо  ты поступил, 
  Каждый  скажет это. 
2.  Ты узнал чужой секрет 
  И  разнёс сейчас же, 
  Это  плохо, хуже нет, 
  Это  подло даже! 
3.  Если подал ты при всех 
  Девочке  пальтишко, 
  Ты-  культурный человек,
  Мировой  мальчишка! 
4.  Если ты, как дикий зверь, 
  Сразу  лезешь драться, 
  Не  достоин ты, поверь, 
  Человеком  зваться!
5.  Если ты пригрел кота, 
  Кормишь  птичек в стужу, 
  Это-  просто красота, 
  Только  так и нужно! 
6.  Ты подбил собаке глаз, 
  Бросил  кошку в лужу. 
  Будь  уверен, в сорок раз 
  Ты  собаки хуже. 
7.  Уважай людей вокруг, 
  Старших,  младших тоже. 
  И  тогда тебя, мой друг, 
  Назовут  хорошим.
IV. Работа в микрогруппах. 
  Детям  предлагается составить и объяснить пословицы. 
Добрые дела красят человека 
  Делать добро спеши 
  Без добрых дел нет доброго имени 
  Жизнь дана на добрые дела 
  Злой не верит что есть добрые люди 
  Скромность каждому к лицу 
  Скромность украшает человека 
V. Составление «букета добрых дел». 
  (На  столах разложены вырезанные из цветной бумаги цветочки, основа для букета (из  зеленой бумаги – на доске). 
  Каждый  должен выбрать по одному цветочку, написать на нем доброе дело, которое ребенок  может сделать для своих родных, близких, окружающих, затем прикрепить 
  свой  цветок на основу букета. 
VI. Обобщение. 
  —  Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова,  совершать добрые поступки,  делать добрые  дела. 
  —  Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела . (Эти  слова на доске). 
VII. Рефлексия. Звучит песня “Если  добрый ты”. 
  Если добрый ты.
  Хайт Аркадий 
  Из м/ф "Лето кота Леопольда" 
Дождик  босиком по земле прошел, 
  Клены  по плечам хлопал… 
  Если  ясный день, это — хорошо. 
  А  когда наоборот — плохо. 
Слышно,  как звенят в небе высоко 
  Солнечных  лучей струны. 
  Если  добрый ты, то всегда легко 
  А  когда наоборот — трудно. 
  С  каждым поделись радостью своей, 
  Рассыпая  смех звучно… 
  Если  песни петь, с ними – веселей, 
  А  когда наоборот — скучно!
