Конспект урока \»Рассуждение в повествовании\»

Тема: Рассуждение в повествовании.

Класс: 5

Цели:

1. Повторить типы речи, повторить схему построения текста-рассуждения, научиться находить элементы рассуждения в повествовании.

2. Развивать монологическую речь учащихся, навыки анализа текста-рассуждения; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

3. Воспитывать интерес к изучению русского языка; бережное отношение к окружающему миру.

Форма урока: урок-погружение.

Тип урока: комбинированный.

Технология: личностно-ориентированная технология.

Ход урока.

1.     Орг.момент. Слово учителя.

— Здравствуйте, ребята! Как настроение? Кто рад сегодняшнему дню, поднимите солнышко. Кто любит и уважает природу, поднимите облачко. Кто любит трудиться и уверен в своих силах поднимите деревце. А теперь оглянитесь вокруг, посмотрите, какая получилась красота. И такое волшебство не спроста. Сегодня урок погружения. Мы с вами погрузимся в мир звуков природы и порассуждаем на различные темы, касающиеся нашей родной природы.

Запишите: число, классная работа. Тему урока запишем немного позже. Вы услышали слово рассуждение, оно вам знакомо. Повторим и освежим ваши знания. Вам нужно ответить на несколько вопросов.

2.     Актуализация знаний. Фронтальный опрос. (на слайде сова-всезнайка).

Учитель: только вопросы будет задавать сова-всезнайка.

·        Какие типы речи вы знаете. Охарактеризуйте их.(Повествование, рассуждение, описание).

·        Составьте схему рассуждения. (Тезис – рассуждение — вывод).

·        На какой вопрос отвечает текст-рассуждение. (Почему?)

3.     Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Молодцы, все вспомнили. Эти знания помогут вам в следующем задании.

Задание:

На экране текст. Вы должны определить, к какому типу речи он относится, и выполнить задания к тексту. И вместе с этим мы услышим музыку живой природы. (Слайд проигрывается вместе со звуками живой природы). У вас на партах технологические карты. В них тоже есть этот текст с заданиями. Прочитайте выразительно.

О музыке живой природы

   Я родился и вырос в богатом природой Казахстане, неподалеку от Соснового Бора.  Там впервые я услышал чудесную музыку живой природы. Ее пели ночные грозы, снежные обвалы, чистейшие озера, ветры, птицы.

        Однажды вечером сидел я на берегу озера. Вечер был тихий, безветренный, только издалека доносились какие-то странные звуки. Вдруг, совсем рядом раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает . Потом я догадался, что слышал возню ежей.
      Ежи — полезные зверюшки4. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные3 сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.

О музыке живой природы

Я р…дился и вырос в богатом природой (к)азахстане, неподалеку от Соснового Бора.  Там впервые я услышал чудес…ную музыку ж…вой природы. Ее пели ноч…ные грозы, снежные обвалы, чистейшие …зера, ветры, птицы.

        Однажды вечером сидел я на б…р…гу озера. Вечер был тихий, безветренный, только издалека доносились какие-то странные звуки. Вдруг, совсем рядом ра…дались чьи-то негромкие голоса. Они походили на ш…пот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает . Потом я догадался, что слышал возню ежей.
      Ежи  полезные зверюшки. Они никому (не)причиняют вреда никого не боятся уничт…жают вредных насекомых бор…тся с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие б…рлоги прикрывают снежные сугробы и они преспокойно спят в них всю зиму.

Задания.

1.     Основная мысль текста. (Показать красоту природы, доказать, что ежи полезные животные.)

2.     Вставить пропущенные буквы.(комментированное письмо, записываем только слова с орфограммами).

(родился, Казахстане, чудесную, живой…..)

3.     Расставить знаки препинания, объяснить.

(1.Ежи-  полезные зверюшки. Тире между подлежащим и сказуемым;

 2. Они никому (не)причиняют вреда, никого не боятся, уничт…жают вредных насекомых, бор…тся с мышами. Однородные члены предложения;

3. Их маленькие б…рлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму<. ССП)

4.     Сделать синтаксический разбор.4 (Ежи-  полезные зверюшки.)

5.     Сделать морфологический разбор.3

I.                   Снежные- прилаг., признак предмета.

II.                Н.Ф.: снежный. Пост.призн.: относ., Непост.призн.: в полн. Форме, И.п., мн.ч., м.р.

III.             Синт. роль: определение.

6.     Определить тип речи. (Класс затрудняется в ответе, мнения разделены. Одни считают, что это повествование, другие – рассуждение. Учащиеся спорят и доказывают свое мнение. Но приходят к мнению, что в этом тексте есть и рассуждение, и повествование).

4.     Новая тема.

Учитель: действительно, в тексте для анализа вы увидели, что разные типы речи могут «дружить» и находиться в одном тексте. И это рассуждение в повствовании. Молодцы.

5. Физкульт.минутка. Эту минутку мы выполним вместе с лесными жителями. (На слайде анимированные животные, учащиеся повторяют за ними движения).

6.Закрепление. Учись доказывать!

Задание: доказать, что это рассуждение в повествовании. Пример текста рассуждения в повествовании.

Вечером, перед тем как лечь спать, я подошел к окну. Что-то настойчиво стучало в него. Это был косой дождь. Я задумался, почему этот дождь называют косым? Может потому что его капли падают под определенным углом? И вообще, зачем нужен дождь? Наверное – это плачет наша планета…

7.     Контроль знаний. Разноуровневые задания.

Учитель: скажите, о каких проблемах, связанных с природой родного края, вам известно. (ответы учеников). Сейчас мы поговорим о загрязнении рек. Просмотрим небольшой видеоотчет ученых.(просмотр видеофрагмента о загрязнении рек ). И  порассуждаем над данной проблемой.

a.     Рассказать О чем повествуют ученые?

b.     Повествование на доске, ваша задача разбавить его рассуждением. «Как помочь реке Тобол выжить?».

c.      Если вам сложно, воспользуйтесь опорными словами.

Река Тобол.

Тобол нужно спасать от загрязнения. Об этом заявляют костанайские экологи. Тобол  проходит часть границы между Россией и Казахстаном. Тобол впадает в реку Иртыш.

Качество воды в русле р. Тобол определяется состоянием вод в Верхнетобольском и Каратомарском водохранилищах. Водоемы находятся в постоянной эксплуатации около 40 лет. За этот период они накопили в водной толще и донных отложениях значительную массу загрязняющих веществ. Несмотря на лозунги не загрязнять воду и внушительные штрафы, люди все еще бросают свой мусор, и фабрики выпускают свою канализацию в реку, что приводит к дальнейшему загрязнению реки. Желтые, оранжевые реки уже давно никого не удивляют. Как скоро человечество утонет в своих же отходах? Вместо живописной цветочной поляны яркие этикетки и тонны пластика. Для его естественного разложения нужны десятки тысяч лет.

А сейчас вы увидете 10 самых загрязненных рек мира. Я надеюсь, что наша река Тобол никогда не станет похожей на них.

1. Самая грязная река в мире находится в Индонезии. Citarum — река в Индонезии, протекает рядом со столицей страны Джакартой.И собирает отходы 9ти миллионного города.Местные жители уже забыли, что там когда-то водилась рыба.Собирать мусор в реке и сдавать на переработку — теперь гораздо выгоднее, чем рыбачить.

2. Удивлены? Это — река Citarum в Западной Яве, Индонезия. В то время как эта река похожа на мусорник она  является фактически главным источником воды для сельского хозяйства и водоснабжения для людей. Река в большой степени загрязнена деятельностью человека и не имеет никакой водной жизни. В декабре 2008, Азиатский банк развития выдал ссуду на $500 миллионов для того, чтобы убрать мусор из реки, но мы видим, что потребуются годы, чтобы возвратить мертвую реку назад к жизни.

3. Ямуна— река в Индии общей протяжённостью 1376 км. Является самым крупным притоком Ганга. Проистекает в Гималайских горах недалеко от святилища Ямунотри и течёт по территории индийских штатов Харьяна и Уттар-Прадеш, а также столицы Дели. Кроме Дели, на Ямуне расположены города Матхура и Агра. У города Аллахабад Ямуна впадает в Ганг, образуя священный для индуистов Сангам.

4. Это одна из самых загрязненных рек в мире, где 58 % мусора из индийской столицы Нью-Дели свалены в реку. Правительством были вложены средств  на очистку Ямуны также на Ганг, но как бы они не старались, это бесполезно.

5. Буриганга  — река, протекающая около Дакки, столицы Бангладеш, один из рукавов соединяющих Ганг с Брахмапутрой. Средняя глубина реки 12 метров, максимальная глубина — 28 метров.

6. Считается одной из самых загрязненных рек планеты: воду из реки нельзя не только пить, но даже использоваться для мытья и технических целей. Хотя в стране существует законодательный запрет сброса отходов в реки, в Буригангу ежедневно сливается 1,5 миллиона кубометров промышленных отходов. Река признана биологически мертвой

7. \»Желтая\» река (Yellow River), город Ланьчжоу, Китай.Желтая река — вторая самая длинная река Китая и является главным водоснабжением для миллионов людей в северном Китае. Но река, которая является главным источником питьевой воды для двух миллионов местных мест жительства, сильно загрязнена  нефтяными пятнами.

8. Итог урока. Выводы.

Технологическая карта.

О музыке живой природы

   Я р…дился и вырос в богатом природой (к)азахстане, неподалеку от Соснового Бора.  Там впервые я услышал чудес…ную музыку ж…вой природы. Ее пели ноч…ные грозы, снежные обвалы, чистейшие …зера, ветры, птицы.

        Однажды вечером сидел я на б…р…гу озера. Вечер был тихий, безветренный, только издалека доносились какие-то странные звуки. Вдруг, совсем рядом ра…дались чьи-то негромкие голоса. Они походили на ш…пот птенцов которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает . Потом я догадался, что слышал возню ежей.
      Ежи  полезные зверюшки. Они никому (не)причиняют вреда никого не боятся уничт…жают вредных насекомых бор…тся с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие б…рлоги прикрывают снежные сугробы и они преспокойно спят в них всю зиму.

Задания.

  1. Определите основную мысль текста.
  2. Вставить пропущенные буквы
  3. Расставить знаки препинания, объяснить.
  4. Сделать синтаксический разбор.4
  5. Сделать морфологический разбор.3
  6. Определить тип речи.

Добавить комментарий