Конспект урока по познанию мира в 1 «Е» классе ШЛ № 101.
Учитель Гридасова Нина Викторовна.
Дата :
Тема: Значение растений в жизни животных.
Цели: обобщить знания детей о растениях и животных ; создать на уроке условия для определения учащимися связей между растительным и животным миром, формировать представления об экологических связях; способствовать укреплению знаний о природе ; пополнять активный словарь учащихся;
развивать мыслительные операции анализа, обобщения; развивать связную речь учащихся;
— воспитывать экологическую культуру.
Ход урока:
1) Психологический настрой.
— Прозвенел звонок на урок. Урок начинается. Я вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы.
2) Мотивация к учебной деятельности.
В школу мы пришли учиться.
В жизни это пригодиться.
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам всё постигать.
Учитель: Выделите в стихотворении ключевую фразу. Объясните, почему вы так считаете
Сегодня на уроке все мы разделимся на 3 группы : «Ботаники», «Зоологи», «Экологи»
3) Актуализация опорных знаний.
Задание: Отгадайте загадки, которые для вас подготовили ребята из группы « Ботаники». Разделите отгадки на 3 группы. Назовите их.
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (береза)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
Держит девочка в руке
облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него –
и не будет ничего. (Одуванчик)
У меня длинней иголки,
чем у елки.
Очень прямо я расту
в высоту (Сосна)
Была зеленой, маленькой.
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я
И вот теперь я спелая. (Смородина)
Стоят в поле сестрички —
Желтый глазок, белые реснички. (ромашки)
Как одним словом называются деревья, кустарники и травы? (Растения)
Кто из вас догадался, что изучает наука ботаника? Почему эта группа называлась
« Ботаники»?»( Ботаники изучают растения. )
Задание: Внимательно послушайте, что для вас подготовили ребята из группы «Зоологи». Разделите отгадки на 3 группы. Назовите их.
1 ученик:
Отгадайте:
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы —
Уши больше головы.
2 ученик:
Заяц – одно из кротких животных на свете. Зайцы передними лапками роют в земле норки. Днем он спит, ночью выходит на кормежку. Зимой он питается только корой деревьев. Чаще всего грызет он молодые осинки, березки, ивы. К зиме зайцы линяют – меняют свой наряд. Новая шерсть у них вырастает густая, теплая.
3 ученик:
Все называют зайца трусишкой. В действительности зайцы вовсе не трусливы. Если какой-нибудь пернатый хищник настигает зайца, то он ложиться на спину и отбивается сильными ударами лап. Но бывает и так, что орлу или лисице удается схватить зайца за шерсть со спины или зада. Тогда кусок кожи, схваченный за шерсть, легко отрывается и остается в зубах хищника, а сам заяц благополучно убегает. Обнаженная часть тела быстро заживает, покрываясь новой шерстью.
4 ученик:
Вспомните сказку «Теремок». С кем жил в теремке еж? ( с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой).
Такое бывает только в сказке. Но на самом деле им втроем никогда не ужиться: съел-бы еж своих соседок – мышь и лягушку. Да и в теремке он бы ни за что не поселился. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму. Мал еж, да никто ему не страшен. Свернется в клубок, растопырит иголки – попробуй тронь. Еж питается насекомыми, мышами, лягушками, фруктами. Зимой спит, зарывшись в листья, в сено или забравшись под кучу хвороста.
3 ученик:
А теперь отгадайте животное по описанию.
Это лесная кошка. Хвост у неё короткий, на ушах кисточки. Она очень ловкая: не только прекрасно лазает по деревьям и скалам, но и быстро бегает, делает прыжки до 4 метров , хорошо плавает. Любимая её добыча – зайцы, тетерева и куропатки. Она – хороший охотник.
Кто это?
Легко лазает по деревьям и скалам, рысь выбирает удобное место, с которого молниеносно бросается на жертву. Зубы и когти у рыси огромные и очень острые.
Учитель: О ком нам рассказали ребята-зоологи. Как одним словом назвать зайца, ежа, рысь? (Животные)
А какие бывают животные? (Дикие и домашние)
Чем отличаются дикие животные от домашних?
Какое из этих животных лишнее? Почему? (Заяц – травоядное животное)
Учитель:
-Как вы думаете , о чем пойдет речь на уроке? (о растениях и животных)
— Верно, сегодня мы поговорим о растениях и животных.
— Как можно одним словом назвать растения и животных? (природа)
— Уточните, к какой природе относятся животные и растения? ( к живой)
— По каким признакам мы определяем объекты живой природы? (это все что дышит, питается, размножается, растет)
-О ком рассказывала группа «Зоологи»? ( о животных)
Кто из вас понял, что изучает наука Зоология.
(Зоологи изучают животных. )
Физминутка
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром , туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг …….(природа).
А теперь слово предоставляется группе «Экологи»
Экологи напоминают правила поведения в природе.
1. Не рви цветы. Пусть красивые растения останутся в природе.
2. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе.
3. Не разоряй муравейники.
4. Не лови диких животных и не уноси домой. Условия неволи не заменят им природной среды.
5. Не ломай ветви деревьев. Растение – живое существо.
6. Будь осторожен с огнем. Помни, что из 1 дерева можно сделать миллион спичек, а 1 спичкой сжечь миллион деревьев.
4) Введение в тему.
Учитель: Так кто же такие Экологи?
Воздух, вода и вся другая неживая природа, в которой обитают сообщества растений и животных, называется окружающей средой. В лесу своя окружающая среда, в пустыне — своя, в озере и море — тоже своя. Растения и животные на протяжении тысячелетий привыкли жить именно в своей окружающей среде. Это их дом. У зайца свой дом — лиственный или смешанный лес, у обезьяны — тропический лес, у белого медведя — тундра или полярная пустыня, а у льва и жирафа — саванна. Привыкли они к врагам и соседям: зайцы к волкам, антилопы ко львам и гепардам.
Сообщества растений и животных вместе с окружающей их средой называют экологической системой. Экологические системы везде свои — в лесу своя, в озере своя, в океане тоже своя. А наука, которая изучает, как сообщества растений и животных взаимодействуют между собой и окружающей средой, называется _______экологией (хором)
Экология — наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.
Кто готов повторить определение экологии?(Учитель спрашивает 3-х учеников).
Само же слово “экология” образовалось из двух греческих слов: “экос”, что значит “дом”, и “логос”, что значит “наука”. Экология — наука о природном доме.
5) Работа по теме урока:
Посмотрите на доску. Как красива наша живая природа!
— Есть на нашей планете 4 царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря. Это царства животных, царства растений, царства грибов, царства бактерий.
-как вы думаете , о каких царствах мы будем говорить сегодня? ( О царстве растений и царстве животных)
РАБОТА В ГРУППАХ.
Каждая группа получила полоски со словами. Задание: Прочитайте слова, подумайте, как они связаны между собой. Расположите полоски в логической последовательности. Объясните, почему так расположили полоски?
Задание: для 1 группы.
— Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.
растение — кислород – животное
Итак, какой 1 вывод мы сделаем. Какую роль играют растения в жизни животных?
(Растения выделяют кислород, необходимый для дыхания животных.)
Задание: для 2 группы.
— Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.
1 минигруппа: птицы – гусеницы – листья;
2 минигруппа: сова – зерно – мышь;
3 минигруппа: бабочка-нектар- синица.
Итак, какой 2-ой вывод мы сделаем: Как еще связаны растения и животные?( растения являются пищей для животных)
Почему я составила этот ряд картинок?
осина – заяц – волк
дуб – кабан – рысь
трава – лось Подумайте, полный ли третий ряд картинок? Кого не хватает?
(3 группа – не хватает звена, нет хищника.)
(Волк.)
А если я составлю такую цепочку: трава – волк. Будет ли она верной?
— Могут ли хищники прожить без растений?
(Да. Нет.)
— Почему? Что произойдёт?
(Если не будет растений, травоядным нечем будет питаться. Хищники погибнут.)
Вывод: Растения являются пищей для животных.
Учитель: (Иллюстрация)
Деревья, травы, кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ строят на свету свои листья. Тут как тут любители зеленых листочков — травоядные животные. Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они с удовольствием едят эти растения. Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники — волки, лисы и рыси. Но ведь и волк, и лиса, и рысь тоже не бессмертны. Проживут свое и умрут. А после смерти органические вещества, из которых состоят их тела, под действием бактерий разлагаются и превращаются как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям.
Вот это и есть экологическая цепочка или экологическая система, в которой каждое растение или животное как бы дополняет всех остальных и не сможет без всех остальных прожить.
Задание для 3 группы.
— Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.
1 минигруппа: гнездо – птица- сухая трава
2 минигруппа: сухие листья – дупло — белка
3 минигруппа: кора деревьев – насекомые- дупло дятела
3-ий вывод: из растений животные строят свой дом (гнездо птиц), утепляют свои жилища в холода, в растениях животные прячутся от врагов.
Учитель:
Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи, с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).
6) Первичное закрепление изученного. Работа по учебнику (с. 63)
1) Чтение «цепочкой»
2) Ответы на вопросы учебника: перекрестный опрос между группами
3) Работа по «Дневнику наблюдений» (с 46)
7) Итог урока
Как связаны в природе царство растений и животных?
Что нового и интересного вы узнали на уроке?
8) Рефлексия
А теперь оцените свою работу на уроке:
Если вам урок понравился, вы хорошо работали и узнали много нового, закрасьте серединку ромашки желтым цветом.
Если работали не в полную силу – закрасьте зеленым цветом.
А если чувствовали себя на уроке не комфортно – пусть ромашка останется серенькой.
Самоанализ урока познания мира в 1 «Е» классе.
Учитель Гридасова Н. В.
Тема: «Значение растений в жизни животных»
Цели: обобщить знания детей о растениях и животных ; создать на уроке условия для определения учащимися связей между растительным и животным миром, формировать представления об экологических связях; способствовать укреплению знаний о природе ; пополнять активный словарь учащихся;
развивать мыслительные операции анализа, обобщения; развивать связную речь учащихся;
воспитывать экологическую культуру.
Тип урока: изучение нового материала.
В классе обучается 34 человека: 19 мальчиков и 15 девочек. Большинство детей класса из социально – благополучных семей, воспитываются в полных семьях 29 детей; одна — находится под опекой. Для 14 учащихся характерен повышенный уровень познавательного интереса; для 20 – средний, а для 5 – низкий уровень.
На предыдущих уроках у ребят формировалось представление о разнообразии животного и растительного мира, развивалось умение выделять признаки, присущие объектам живой природы, отличающие их от объектов неживой природы.
Главной целью данного урока было определение учащимися связей между растительным и животным миром, формирование представлений об экологических связях, а для этого необходимо было на основе имеющихся знаний и жизненного опыта учащихся вывести их на самостоятельное определение роли растений в жизни животных. Открытие нового знания получилось благодаря правильно выбранным для урока педагогическим методам: частично – поисковому и наглядному. В начале урока перед учащимися поставлена проблемная задача и определен главный вопрос урока: Как связаны в природе растения и животные?
Все подготовленные к уроку задания подобраны по принципу систематичности: от простого к сложному и от известного к неизвестному. Они взаимосвязаны между собой через главный вопрос урока. Ученикам была предоставлена возможность самим устанавливать связи между данными представителями растительного и животного мира, объяснять их и расставлять в логической последовательности. Задания были подобраны так, чтобы дети самостоятельно смогли делать вывод о том, что значат растения в жизни животных.
Я постаралась построить урок так, чтобы каждый ученик смог испытать положительные эмоции от личного успеха во время работы на уроке (индивидуальной, в группе, во время коллективного обсуждения материала), каждый почувствовал себя причастным к достигнутому результату на уроке. Внимание ребят к материалу урока было привлечено мною с первых минут и не ослабевало в течение всего урока. Этому способствовал, прежде всего, увлекательный материал и разнообразные формы познавательной деятельности, которые помогали мне поддерживать у детей интерес к познанию на этапе изучения и закрепления новых знаний.
Первичное закрепление новых знаний проходило по учебнику. Ученики читали текст «цепочкой», и во время «перекрёстного» опроса между группами ответили на все вопросы оппонентов. По «Дневнику наблюдений» все опрошенные дети смогли объяснить связь всех изображенных животных с сосной.
В классе была создана доброжелательная атмосфера, настроение у ребят было хорошее. Они активно участвовали в уроке, давали исчерпывающие ответы и сами задавали интересные вопросы. Дети показали согласованную работу в группах, умение сотрудничать и помогать друг другу. Но не все ещё ребята терпимо относятся к мнению других товарищей, были в классе те (3 человека), кто выкрикивал с места, не дожидаясь, когда спросит его учитель. Все задания, предлагаемые на уроке, способствовали развитию общеучебных умений и навыков и требовали от учащихся, прежде всего, внимания, собранности, организованности, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Хочется отметить хороший темп ведения урока. Каждую минуту урока я старалась использовать максимально продуктивно, поэтому весь материал был дан детям в полном объёме.
Считаю, что урок изучения нового материала получился. Цели урока достигнуты.