Северо-Казахстанская область
Акжарский район
Талшыкская средняя школа
Учитель начальных классов
Зайнышева Умиткельды Сейдахметовна
«В гостях у времен года»
(урок письма в 1 классе)
Тема: Большая буква в кличках животных.
Цель:
Образовательная: формировать умения писать клички животных с большой буквы, умение понимать смысл многозначных слов
Развивающая: развивать фонематический слух, орфографическую зоркость.
Воспитательная: воспитывать аккуратность любознательность, любовь к природе, внимательное и заботливое отношение к живым существам
Тип урока: нестандартный
Метод обучения: словесный, индивидуальный, практический
Оборудование: картины леса по временам года, загадки, карточки-тесты, рисунки с изображением космоса, рисунки собак.
І. Организация класса.
Наши ушки на макушки,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
ІІ. Повторение правилы письма (запись числа)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою.
Руку вот как я держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
ІІІ. Сообщение темы урока. (познакомимся с правописанием большой буквы в словах)
IV. Вводная беседа:
-Итак, ребята, мы на уроке письма отправляемся в гости к временам года.
-Назовите их. (лето, весна, зима, осень).
-Назовите весенние месяцы? (март, апрель, май)
-Каждое время года длится три месяца. А какое время года сейчас? (Весна)
Летние? (июнь, июль, август)
Осенние? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Зимние? (декабрь, январь, февраль)
V. Повторение пройденного. Итак, угадайте, куда идем в первую очередь:
Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю
Белю поля, дома,
Зовут меня (зима)
1) Работа по карточке. Какие слова не соответствуют зиме?
-Поднимите сигнальную карточку с числом. (элементы программированного обучения)
1.снег 1. коньки
2.буран 2. воробей
3.холод 3. санки
4.сорока 4. каток
-Но и эти слова (сорока, воробей) связаны с зимой, так как это зимующие птицы.
И самое интересное в том, что одна из этих птиц (воробей) за лето три раза выводит птенцов.
— Проговорим слово так, как надо написать.
— Напишем слово, поставим ударение, подчеркнем безударную.
— Сколько слогов? Сколько букв? Сколько звуков?
— Сколько гласных? Сколько согласных?
2). Разучивание стихотворения
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей
Как заметит подводу с поклажой
Из-под крыши бросается к ней!
VI. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
- Карточка – поднимите сигнальную карточку, отвечая на вопрос: Сколько гласных букв в русском алфавите?
1. 8 букв
- 2. 9 букв
- 3. 10 букв
- 4. 7 букв
- 6 букв
2. Карточка – Какие это буквы? (гласные) Назовите буквы, обозначающие 2 звука? Как мы их называем?
1. И
2. А
3. У
4. О
5. Ю
- Карточка — Какая буква не имеет звука?
- 1. А
- 2. Э
- 3. Ы
- 4. Ъ
- 5. Ю
4). Составление диаграммы Венна (сопоставление-обобщение)
Что такое алфавит? Сколько букв в алфавите? Сколько гласных букв? Какие бывают гласные? Сколько согласных? Какие бывают согласные?
VII. Работа над новым материалом .Угадайте, куда продолжаем идти:
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня (Весна)
1). Весной пробуждается вся природа, царит оживление. Весной мы отмечаем и праздники – День птиц, День космоса.
-А когда именно мы отмечаем День космоса? (12 апреля).
12 апреля 1961г. впервые в космос поднялся человек.
-Кто это? А кто знает первую женщину — космонавта?
Есть и в нашей Республики люди, побывавшие в космосе. Назовите их? (Тохтар Аубакиров, Талгат Мусабаев, Виктор Пацаев).
2.Сообщение об космонавтах
В.Пацаев родился 19 июня 1933 года в городе Актобе. В школу пошел с 6 лет. Учился хорошо, с большой охотой. Любил природу. Часто ходил на сенокос и мечтал о полетах, о небе. 6 июня 1971 года на космическом корабле «Союз-11» полетели в космос командир корабля Г.Т.Добровольский, борт-инженер В.Н.Волков и инженер-испытатель В.Пацаев. Выполнив программу, они возвращались на родную землю. И у порога родного, земного дома -внезапная смерть. Произошла разгерметизация космического корабля. Ныне имя В.Пацаева носит средняя школа №2 города Алга.
VII. Работа по учебнику (выполнение упражнения 3) И самое интересное до человека в космос полетели две собаки.
1) На суку сидит белка.
У часов стрелки.
Собаки Белка и Стрелка были в космосе.
— Чтение задания, чтение слов парами.
— В чем разница в словах и почему? (сравним)
белка — зверек, Белка — кличка
стрелка у часов, Стрелка — кличка
— Значит, собак звали Белка и Стрелка. Вспомним правило (клички животных — с большой буквы)
— С такими словами, которые пишутся с большой буквы, мы встретимся и в следующей работе.
2) Карточки — тесты (большая буква – тТ, бБ)
1. … АНЕЦ 1. … УРАН
2. … УЧИ 2. … АРСИК
3. … АНЯ 3. … ОЛОТО
4. … ОЧКА 4. … ЕДА
VIII. Физминутка — Дима- шел, шел, шел
Белый гриб нашел.
Раз грибок,
Два грибок,
Положили в кузовок
IX. Закрепление. Угадайте следующее время года.
1). Я соткана из зноя.
Несу тепло с собою
Я реки согреваю.
«Купаюсь»! – приглашаю
«И любите за это
Вы все меня» Я (Лето)
Лето – прекрасная пора, кругом зелено. Это жара, купание и наши каникулы. Это множество ягод и грибов.
— Для чего собирают грибы?
— Какие грибы вы знаете?
2). Чтение стихотворения.
— Есть грибы, название которых носят и животные
Кто вы?
Мы лисички,
Дружные сестрички.
Но а вы -то кто же?
Мы лисички то же!
Как, с одной — то лапкой?
Нет, еще со шляпкой.
— Что вы заметили в строчках стихотворения? (одинаковые по написанию слова)
Значит, в русском языке есть слова, которые пишутся одинаково, но они имеют разное значение.
—
XI. Самостоятельная работа. Выполнение упражнения №1
Напиши предложения, используя слова: Рыжик, рыжик, шарик, Шарик.
Под сосной рос…
Телёнку дали кличку…
У Шурика был щенок…
Оле купили синий…
— чтение задания чтение слов попарно
— Что означают слова?
— Какое правило нужно вспомнить?
— Какие еще слова, пишутся с большой буквы? Клички животных, имена детей (и т.д.)
XII. Минутка чистописания .Угадайте о каком времени года говорится.
Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю.
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я (осень)
Осень, золотая осень. Пора уборки урожая плодов, пора отлета птиц на юг. А еще это унылая пора, хмурое небо, тучи без конца.
2). И у нас пошел необычный дождь. (стихотворение)
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице – смотри, смотри!
Он пускает пузыри.
— Капельки в виде чего? (буквы) Какой? (д).
— Раз дождь — значит кругом что? (лужи, вода).
— В этих словах есть буквы с таким же элементом. Назовите буквы: (у, в)
Д В
У З
XII. Итог урока. О чем мы говорили на уроке?
— Где пишется большая буква? Дети рассказывают, где и почему встречаются большая буква, приводя в доказательства примеры.