Северо-Казахстанская область
Акжарский район
Талшыкская средняя школа
Учитель начальных классов
Зайнышева Умиткельды Сейдахметовна
Путешествие в звездное пространство.
(урок русского языка в 4 классе)
Тема: Правописание числительных.
Цель:
Образовательная: систематизировать знания учащихся об имени числительном, дать новые понятия “сложные” и “простые” числительные.
Развивающая: развивать речь (устную, письменную), навыки граммотного письма, каллиграфический навык.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе, доброту к животным, воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: нестандартный
Метод обучения: словесный, практический, коллективный
Оборудование: карты, звездное пространство, взлетная полоса, карточки со словами.
Ход урока:
I. Организация класса (улыбнитесь друг другу, гостям, мысленно пожелайте успехов всем, желаю и я вам удачи).
ІІ. Вводная часть.
Отгадывание загадки (начинаем урок с загадок)
1) Дороги имеются – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
Луга есть – косить нельзя,
В реках, в морях воды нет. (карта)
— А какая это карта? (географическая).
-Какую карту мы изучили? (карта полезных ископаемых).
2) Картой сегодняшнего урока является этот рисунок.
— Что по вашему здесь нарисовано?
— На что похожи? (земля, планеты) – рисунок.
II. Сообщение темы урока. (познакомимся еще с одной частью речи)
III. Повторение пройденного (перед тем, как отправиться, повторим всё необходимое для путешествия).
-Посмотрите что за знаки? (показ знаков «+» , « — »)
— На уроке русского языка мы тоже вычитаем и складываем (карточки)
1. Работа по карточкам
Лапа-па+ска (ласка)
Горох-х+д (город)
Росла-ла + ток (росток)
-Сколько слов? Чем являются?
-Что знаете о существительных?
— образуйте словосочетания: нежная ласка, большой город, зеленый росток.
-Какое словосочетание лишнее? (нежная ласка) Почему?
— Какого рода бывают имена прилагательные? Как определяем?
-Как в русском языке называем эту часть речи? (художник, любит красить)
Красный бант, желтый цветок, зеленые листья.
— О каких частях речи мы говорили?
2. Составление схемы сопоставления (круги Венна)
-Одним словом это что? (части речи)
-Что мы знаем о существительном?
-Что мы знаем о прилагательном?
IV. Работа по схеме — кластеру. (взлетная полоса)
-Какие бывают части речи?
-Что относим к служебным частям речи?
-Что относим к самостоятельным частям речи?
V. Работа над новым материалом. Планета Марс. (сообщение)
1.Марс-красная планета
Но не от жары такой цвет,
Цвет ей придает песок
Красного цвета, которого.
Так очень много.
2. Марс полон загадок. А загадка вот какая.
Я каждый день и каждый час
Сказать готова сколько вас,
И я могу иметь в виду
Сказать – который ты в ряду.
-О какой части речи? (числительное)
-А что знаете о числительных?
(обозначают количество, порядок предметов, по значению, грамматическим особенностям делятся на группы – количественные, порядковые.)
— А как их различаем?
VІ. Упражнение для развития письменной речи. Планета — естественного спутника земли – Луна.
Она меньше земли в 89 раз. День длится на луне две недели. Луна нагревается за это время до температуры + 120 градусов.
В память о том, что мы побывали на Луне, сделаем отметку (запись) в своих бортовых тетрадях – ответы на вопросы.
1. Сколько человек в нашем классе?
2. За какой партой ты сидишь?
3. Сколько страниц в твоей тетради?
— Что нового в этих предложениях?
— Что использовали для записи? (числительные)
— Подчеркните их.
По строению числительные – простые, сложные.
Простые — один корень,
Сложные из двух корней. (правило – страница 71)
VІІ. Закрепление изученного. Планета «Белое пятно».
1. Невольно вспоминается песня, слова песни
Где-то на белом свете, там, где всегда мороз,
Трутся об ось медведи, о земную ось.
Мимо летят столетия, спать подо льдом моря …
-Что знаете о медведях?
2. Выполнение упражнения 254.
Обоняние медведя очень тонкое: он может почуять добычу за 15-20 илометров. Зрение тоже очень острое. В ясный день медведь может разглядеть лежащего на льду тюленя за 2-3 километра.
— Что нового узнали?
-Что встречается в тексте упражнения? (числительные)
— записать их прописью, определить сложное или простое. (коллективно)
— поговорим и о других животных (о их жизни, сколько, кто живет)
3. Выборочный диктант. (записать только числительные).
Рекордсмены долгожители – черепахи, они живут 300 лет, белки, зайцы живут около 10 лет. Верблюды, лошади проживают 30 лет, собаки – 15 лет.
— Какие это числительные?
VІІІ. Работа по учебнику (выполнение упражнения 259)
Держим путь на планету Юпитер, где огнедышащие вулканы, вокруг летают хвостатые кометы. Будьте осторожны. Осторожны и при выполнении упражнения. Не ошибитесь!
— вставить подходящие числительные в зависимости от следующего слова.
Сегодня у нас 5 уроков или сегодня у нас 4 урока.
Я получил 2 оценки или я получил 1оценку
Из словаря выписали 5 слов или из словаря 4 слова
IX. Домашнее задание: повторить правила.
X. Итог урока, оценки. Какую пользу оказало вам наше сегодняшнее путешествие? С какой частью речи познакомились? Что узнали об этой части речи?