Использование проектной деятельности на уроках информатики как средство развития личности

Использование проектной деятельности на уроках информатики как средство развития личности

Введение

Концепция модернизации образования подчёркивает необходимость “ориентации образования не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”.

Слово “проект” более привычно для преподавателей технических наук в ВУЗах и учителям информатики. В информатике проект представляет собой самостоятельное доскональное изучение какой-либо проблемы с презентацией результатов работы – как правило, это компьютерная программа. Однако в современных условиях, когда общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к их умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точек зрения различных наук, все мы сталкиваемся с необходимостью поиска новой формы учебной деятельности. Нам нужен подход, который позволил бы обучать школьников навыкам самостоятельной поисковой и исследовательской работы, повысил бы мотивацию к обучению и дал возможность сформировать у детей целостную картину мира. Проектная деятельность – один из возможных способов достижения указанных целей.

 

I. Сущность проектной деятельности

Определение метода проектов в современном понимании: “…метод, предполагающий определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов”. Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Остановимся на основных требованиях к использованию метода проектов:

  • наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
  • практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части проекта;
  • использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий.

Критериями оценки результатов работы учеников будут владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие. Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

 

II. Цели и задачи проектной деятельности

Метод проектов рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.

Цели и задачи проектной деятельности:

  1. контроль знаний и умений по пройденному материалу;
  2. формирование в сознании школьника информационной картины;
  3. возможность работать с компьютером;
  4. развитие умений поиска и обработки информации;
  5. работа по новым технологиям;
  6. развитие самостоятельности;
  7. умение слушать и уважать мнения учащихся;
  8. способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
  9. 9.      развитие исследовательских умений.

Работа над проектом развивает творческую активность учащихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу.

Данная форма обучения способствует развитию коллективной учебной деятельности учащихся, при которой цель осознаётся как единая, требующая объединения всего коллектива:

  • в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности;
  • умение понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных;
  • умение наглядно представлять имеющийся материал, организовать продуктивную содержательную коммуникацию;
  • контроль за деятельностью выполнения проекта осуществляется членами самого коллектива.

Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной ориентации, методике для учёта индивидуальных особенностей учащегося, использование опыта учащегося и обучении методам исследования.

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Проектная форма обучения – это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое.

Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.

В ходе проектирования учитель должен быть консультантом: даёт рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с учащимися этапы реализации проекта.

Трудности, которые могут возникнуть перед учащимися в ходе выполнения проекта:

  • выбор темы;
  • постановка целей и задач проекта;
  • пути их решения;
  • сравнения ожидаемого результата с тем, что они получили.

В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности:

  • коммуникативная – способность к общению;
  • проблемно-поисковая – способность решать жизненные вопросы;
  • рефлексивная – способность к анализу совершённой деятельности.

 

III. Организация проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ в общеобразовательной школе

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации данного вида деятельности обучающихся.

Самое решающее звено этой новации – учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

В старшей школе (10-11 классы) в курсе “Информатика и ИКТ” программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. На уроках информатики и ИКТ учащиеся приобретают опыт комплексного использования теоретических знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.

Так  при изучении информатики, а именно раздела «Алгоритмизация и программирование»  в 10-11 классах естественно-математического направления был разработан практический курс «Система визуального программирования Delphi».

Данное учебное пособие включает в себя разработку практических заданий в рамках учебного плана к разделу «Алгоритмизация и программирование. Объектно-ориентированное и визуальное программирование» в количестве шестнадцати практических мини-проектов, задач для самостоятельного решения и заданий для контрольной работы.

Основная методическая установка курса — практическое обучение школьников навыкам индивидуальной работы по созданию компьютерных программ на основе объектно-ориентированного программирования.

Основным методом обучения в практическом курсе является метод проектов.

Каждый проект учебного пособия предполагает пошаговое усвоение учащимися тем уроков, включенных в раздел «Система визуального программирования», не прибегая к записи объемного теоретического материала, освоение которого также необходимо, но уже в меньшем объеме и в более легком восприятии.

Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения каждого проекта.

У учащихся развиваются практические умения работы с базовыми компонентами,  их свойствами, методами, событиями в Delphi, включается наглядно-образное и логическое мышление.

Данный практический курс может использоваться как для самостоятельной индивидуальной работы, так и работы учащимися в группе.

Все проекты, включенные в данный практический курс,  были успешно завершены защитой,  учащимися получены результаты в виде программ на Delphi.

Представленное учебное пособие рекомендуется для учащихся старших классов, а именно для 10 и 11 классов общеобразовательной школы естественно-математического направления и 9 классов с углубленным изучением информатики на базе языка программирования Pascal, а также может быть представлено как самостоятельный элективный курс.

Целью курса является необходимость формирования учащимися представлений о современном состоянии программирования, языков программирования, о современном программном обеспечении, операционных системах и средствах для разработки программ различного уровня сложности;

научить учащихся:

  • строить информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей (физика, математика, экономика и т.д.);
  • составлять блок-схемы алгоритмов решения задач;
  • на их основе разрабатывать компьютерные модели с использованием систем объектно-ориентированного программирования Delphi;
  • проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей. 

Задачей курса является развитие практических навыков по разработке программ с использованием любых языков программирования Turbo Pascal и Delphi и сред для разработки программ.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины учащиеся должны:

— знать

основные принципы разработки, написания и отладки программ разной степени сложности на языках программирования Turbo Pascal и Delphi и и с использованием современных инструментальных средств

-уметь

для сформулированной задачи разработать алгоритм, написать программу на языке Object Pascal (Delphi), отладить программу и получить ее решение в заданной инструментальной среде.

— иметь представление

о современном состоянии средств разработки программ, тенденциях развития средств и систем для проектирования программ.

Содержание курса

1. Основы объектно-ориентированного программирования

  • Объекты: свойства, методы, события. Событийные и общие процедуры. Операторы ветвления, выбора и цикла. Основные типы данных: переменные и массивы. Функции.
  • Интегрированная среда разработки систем объектно-ориентированного программирования Delphi. Визуальное конструирование графического интерфейса. Форма и управляющие элементы.

2. Построение и исследование моделей в системах объектно-ориентированного программирования

  • Моделирование как метод познания. Системный подход к окружающему миру. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение компьютерных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования Delphi.
  • Построение и исследование физических моделей. Компьютерный эксперимент.
  • Исследование математических моделей. Построение графиков функций. Приближенное решение уравнений (графическое и с использованием числовых методов). 
  • Решение логических задач.

Интегрированная среда разработки

Изучение интегрированной среды визуального программирования и возможностей автоматизации разработки объектно-ориентированных программных комплексов выполняется в Delphi7.

Главное окно можно представить как управляющий центр Delphi7 IDE. В нем содержатся все стандартные элементы и сохранена функциональность других окон Windows. Оно состоит из трех основных частей: главного меню, панелей инструментов и палитры компонентов (Component Palette).

Главное меню. Как и в любой программе Windows, к меню обращаются при необходимости открыть, сохранить или создать новый файл, вызвать мастер, перейти в другое окно, изменить параметры настройки и т.д. Каждый элемент главного меню может быть продублирован соответствующей кнопкой на панели инструментов.

Панели инструментов предоставляют доступ к различным функциям главного меню IDE с помощью единственного щелчка на соответствующей кнопке. Для каждой кнопки панели инструментов предусмотрен вывод подсказки, содержащей описание ее назначения. Не считая палитры компонентов, в IDE Delphi имеется пять отдельных панелей инструментов: Debug (Отладка), Desktop (Рабочий стол), Standard (Стандартная), View (Вид) и Custom (Пользовательская).

Планируемые результаты курса

В рамках данного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

  • строить информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей (физика, математика, экономика и т.д.);
  • составлять блок-схемы алгоритмов решения задач;
  • на их основе разрабатывать компьютерные модели с использованием систем объектно-ориентированного программирования Delphi;
  • проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей.

 

Заключение

Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшает качество образовательной работы, повышает производительность труда учителя, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, способствует повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет учащимся приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Метод проектов наиболее интересная форма изучения и представления материала. И в то же время, это один из самых сложных приёмов обучения. Сложным для ученика своим продолжительным и обязательно качественным выполнением работы. Ведь результатом является не столько оценка за работу, а сама работа. И самое главное – её практическое использование другими людьми. Всё это накладывает большую ответственность на ребят и требует гораздо больше усилий, чем подготовка к уроку или даже контрольной работе. Но в то же время – законченная работа, и ещё важнее сам процесс, являются прекрасным стимулом для ребят, приумножающим уверенность в себе, подвигающим на новые проекты. Учителю тоже приходится много поработать. Ведь он теперь руководитель, консультант, эксперт и просто старший товарищ, который направит и поможет, и, конечно же, порадуется успехам своих учеников. А это самое главное в работе учителя – видеть радость в глазах ребят за выполненную работу, а не просто за полученную оценку!

 

Список используемой литературы

 

1.   Архангельский А.Я. Delphi 7 Справочное пособие. — М.: Бином-Пресс. -2004. -1024 с.

2.   Архангельский А.Я. Программирование в Delphi 7 + дискета, М.: Бином, 2005. – 987 с.

3.   Глушаков С.В., Клевцов А.Л., Программирование в среде Delphi 7.0, Фолио 2003 – 415 с.

4.   Данчул А.Н. Информатика. Учебник, Изд-во РАГС, 2004. – 280 с.

5.   Попов В.В. Программирование в Delphi. Оптимальный подход, Век, 2005.-150 с.

6.   Стоян А. Настройка и обслуживание компьютера: самоучитель; Питер, 2006.-340 с.

7.   Сухарев М.В. Основы Delphi. Профессиональный подход, Наука и техника, 2004.-420 с.

8.   Фленов М.В. Программирование в Delphi глазами хакера + CD, BHV-Санкт-Петербург,2004.-330 с.

9.   В.В.Фирсов. «Уровневая дифференциация при обучении».

10. В.В.Фирсов. Метод проектов «Уровневая дифференциация при обучении».

11. Электронное сопровождение: Методическая копилка. Сайт для учителей информатики

Добавить комментарий

Использование проектной деятельности на уроках информатики как средство развития личности

Использование проектной деятельности на уроках информатики как средство развития личности

Введение

Концепция модернизации образования подчёркивает необходимость “ориентации образования не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”.

Слово “проект” более привычно для преподавателей технических наук в ВУЗах и учителям информатики. В информатике проект представляет собой самостоятельное доскональное изучение какой-либо проблемы с презентацией результатов работы – как правило, это компьютерная программа. Однако в современных условиях, когда общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к их умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точек зрения различных наук, все мы сталкиваемся с необходимостью поиска новой формы учебной деятельности. Нам нужен подход, который позволил бы обучать школьников навыкам самостоятельной поисковой и исследовательской работы, повысил бы мотивацию к обучению и дал возможность сформировать у детей целостную картину мира. Проектная деятельность – один из возможных способов достижения указанных целей.

 

I. Сущность проектной деятельности

Определение метода проектов в современном понимании: “…метод, предполагающий определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов”. Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Остановимся на основных требованиях к использованию метода проектов:

  • наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
  • практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части проекта;
  • использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий.

Критериями оценки результатов работы учеников будут владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие. Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

 

II. Цели и задачи проектной деятельности

Метод проектов рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.

Цели и задачи проектной деятельности:

  1. контроль знаний и умений по пройденному материалу;
  2. формирование в сознании школьника информационной картины;
  3. возможность работать с компьютером;
  4. развитие умений поиска и обработки информации;
  5. работа по новым технологиям;
  6. развитие самостоятельности;
  7. умение слушать и уважать мнения учащихся;
  8. способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
  9. 9.      развитие исследовательских умений.

Работа над проектом развивает творческую активность учащихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу.

Данная форма обучения способствует развитию коллективной учебной деятельности учащихся, при которой цель осознаётся как единая, требующая объединения всего коллектива:

  • в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности;
  • умение понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных;
  • умение наглядно представлять имеющийся материал, организовать продуктивную содержательную коммуникацию;
  • контроль за деятельностью выполнения проекта осуществляется членами самого коллектива.

Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной ориентации, методике для учёта индивидуальных особенностей учащегося, использование опыта учащегося и обучении методам исследования.

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Проектная форма обучения – это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое.

Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.

В ходе проектирования учитель должен быть консультантом: даёт рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с учащимися этапы реализации проекта.

Трудности, которые могут возникнуть перед учащимися в ходе выполнения проекта:

  • выбор темы;
  • постановка целей и задач проекта;
  • пути их решения;
  • сравнения ожидаемого результата с тем, что они получили.

В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности:

  • коммуникативная – способность к общению;
  • проблемно-поисковая – способность решать жизненные вопросы;
  • рефлексивная – способность к анализу совершённой деятельности.

 

III. Организация проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ в общеобразовательной школе

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации данного вида деятельности обучающихся.

Самое решающее звено этой новации – учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

В старшей школе (10-11 классы) в курсе “Информатика и ИКТ” программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. На уроках информатики и ИКТ учащиеся приобретают опыт комплексного использования теоретических знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.

Так  при изучении информатики, а именно раздела «Алгоритмизация и программирование»  в 10-11 классах естественно-математического направления был создан практический курс «Система визуального программирования Delphi».

Данное учебное пособие включает в себя разработку практических заданий в рамках учебного плана к разделу «Алгоритмизация и программирование. Объектно-ориентированное и визуальное программирование» в количестве шестнадцати практических мини-проектов, задач для самостоятельного решения и заданий для контрольной работы.

Основная методическая установка курса — практическое обучение школьников навыкам индивидуальной работы по созданию компьютерных программ на основе объектно-ориентированного программирования.

Основным методом обучения в практическом курсе является метод проектов.

Каждый проект учебного пособия предполагает пошаговое усвоение учащимися тем уроков, включенных в раздел «Система визуального программирования», не прибегая к записи объемного теоретического материала, освоение которого также необходимо, но уже в меньшем объеме и в более легком восприятии.

Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения каждого проекта.

У учащихся развиваются практические умения работы с базовыми компонентами,  их свойствами, методами, событиями в Delphi, включается наглядно-образное и логическое мышление.

Данный практический курс может использоваться как для самостоятельной индивидуальной работы, так и работы учащимися в группе.

Все проекты, включенные в данный практический курс,  были успешно завершены защитой,  учащимися получены результаты в виде программ на Delphi.

Представленное учебное пособие рекомендуется для учащихся старших классов, а именно для 10 и 11 классов общеобразовательной школы естественно-математического направления и 9 классов с углубленным изучением информатики на базе языка программирования Pascal, а также может быть представлено как самостоятельный элективный курс.

Целью курса является необходимость формирования учащимися представлений о современном состоянии программирования, языков программирования, о современном программном обеспечении, операционных системах и средствах для разработки программ различного уровня сложности;

научить учащихся:

  • строить информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей (физика, математика, экономика и т.д.);
  • составлять блок-схемы алгоритмов решения задач;
  • на их основе разрабатывать компьютерные модели с использованием систем объектно-ориентированного программирования Delphi;
  • проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей. 

Задачей курса является развитие практических навыков по разработке программ с использованием любых языков программирования Turbo Pascal и Delphi и сред для разработки программ.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины учащиеся должны:

— знать

основные принципы разработки, написания и отладки программ разной степени сложности на языках программирования Turbo Pascal и Delphi и и с использованием современных инструментальных средств

-уметь

для сформулированной задачи разработать алгоритм, написать программу на языке Object Pascal (Delphi), отладить программу и получить ее решение в заданной инструментальной среде.

— иметь представление

о современном состоянии средств разработки программ, тенденциях развития средств и систем для проектирования программ.

Содержание курса

1. Основы объектно-ориентированного программирования

  • Объекты: свойства, методы, события. Событийные и общие процедуры. Операторы ветвления, выбора и цикла. Основные типы данных: переменные и массивы. Функции.
  • Интегрированная среда разработки систем объектно-ориентированного программирования Delphi. Визуальное конструирование графического интерфейса. Форма и управляющие элементы.

2. Построение и исследование моделей в системах объектно-ориентированного программирования

  • Моделирование как метод познания. Системный подход к окружающему миру. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение компьютерных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования Delphi.
  • Построение и исследование физических моделей. Компьютерный эксперимент.
  • Исследование математических моделей. Построение графиков функций. Приближенное решение уравнений (графическое и с использованием числовых методов). 
  • Решение логических задач.

Интегрированная среда разработки

Изучение интегрированной среды визуального программирования и возможностей автоматизации разработки объектно-ориентированных программных комплексов выполняется в Delphi7.

Главное окно можно представить как управляющий центр Delphi7 IDE. В нем содержатся все стандартные элементы и сохранена функциональность других окон Windows. Оно состоит из трех основных частей: главного меню, панелей инструментов и палитры компонентов (Component Palette).

Главное меню. Как и в любой программе Windows, к меню обращаются при необходимости открыть, сохранить или создать новый файл, вызвать мастер, перейти в другое окно, изменить параметры настройки и т.д. Каждый элемент главного меню может быть продублирован соответствующей кнопкой на панели инструментов.

Панели инструментов предоставляют доступ к различным функциям главного меню IDE с помощью единственного щелчка на соответствующей кнопке. Для каждой кнопки панели инструментов предусмотрен вывод подсказки, содержащей описание ее назначения. Не считая палитры компонентов, в IDE Delphi имеется пять отдельных панелей инструментов: Debug (Отладка), Desktop (Рабочий стол), Standard (Стандартная), View (Вид) и Custom (Пользовательская).

Планируемые результаты курса

В рамках данного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

  • строить информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей (физика, математика, экономика и т.д.);
  • составлять блок-схемы алгоритмов решения задач;
  • на их основе разрабатывать компьютерные модели с использованием систем объектно-ориентированного программирования Delphi;
  • проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей.

 

Заключение

Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшает качество образовательной работы, повышает производительность труда учителя, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, способствует повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет учащимся приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Метод проектов наиболее интересная форма изучения и представления материала. И в то же время, это один из самых сложных приёмов обучения. Сложным для ученика своим продолжительным и обязательно качественным выполнением работы. Ведь результатом является не столько оценка за работу, а сама работа. И самое главное – её практическое использование другими людьми. Всё это накладывает большую ответственность на ребят и требует гораздо больше усилий, чем подготовка к уроку или даже контрольной работе. Но в то же время – законченная работа, и ещё важнее сам процесс, являются прекрасным стимулом для ребят, приумножающим уверенность в себе, подвигающим на новые проекты. Учителю тоже приходится много поработать. Ведь он теперь руководитель, консультант, эксперт и просто старший товарищ, который направит и поможет, и, конечно же, порадуется успехам своих учеников. А это самое главное в работе учителя – видеть радость в глазах ребят за выполненную работу, а не просто за полученную оценку!

 

Добавить комментарий