Урок по трудовому обучению в 4-ом классе.

Тема: Выполнение узоров на поверхности  посуды. (Городецкая роспись).

 

Изделие: кухонная доска, украшенная основными художественными

элементами городецкой росписи.

 

Цель: продолжить знакомить учащихся с традиционными народными промыслами, выявить места декоративного искусства в жизни общества, освоить принципы гармонии композиции на основе цветовых ритмов и цветовой доминанты, выполнить орнамент на деревянной доске , используя основные художественные элементы Городецкой росписи.

 

Задачи:

 

научить: выделять элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца, узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки, оживлять цветы белым, синим, темно-красным цветом с помощью кисти и ватных палочек

1)    научить приемам рисования кистью элементов Городецкого растительного узора — городецких цветов ( купавок голубого и розового цвета)

2)    развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор в заданной форме

3)    обогатить словарь детей лексикой по теме занятия: донце, прялка, кудель

4)    воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов.

 

Оборудование:

 

Для учителя: деревянная досточка, гуашь, кисти, педагогический рисунок, домашние заготовки.

 

Для учащихся: Деревянная досточка, гуашь, кисти, карандаш.

Ход урока

 

  1. 1.     Вводная часть.

А) Организационный момент.

Б) Проверка рабочего места.

 

  1. 2.     Содержание урока.

А) Сообщение темы.

 

Учитель: Есть на Волге город древний,

Под названьем Городец.

Славится по всей России

Своей росписью- творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Словно в сказку нас зовя.

Только глянешь на дощечки-

Ах! Какие чудеса!

Отражаются в узорах

Городецкая краса.

Городецкий конь бежит-

Земля-матушка дрожит!

Птицы яркие летают,

И купавки расцветают.

 

Тема нашего урока сегодня « Городецкая роспись».

На этом уроке мы продолжим знакомство с народными промыслами. А называется этот промысел- Городецкая роспись. В конце урока мы представим себя юными мастерами художниками и попробуем расписать доску, которая лежит на ваших столах.

Хочу, чтобы, как и на предыдущих уроках, вы работали увлеченно и усердно. А для этого давайте погрузимся в атмосферу замечательного мастерства художников Городца и узнаем кое-что интересное.

 

Б) Беседа по теме урока.

 

Учитель: Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, выполненные масляными красками и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры. Естественно, что именно в Городце и окружающих его деревнях работали игрушечники, сундучники, балалаечники.

Приемы письма Городецкой росписи связаны с древнерусской живописью. По мнению исследователей, «многоцветье Городецкой живописи отличает яркий декоративный стиль. Истоки его лежат в древнерусской живописи, на основе которой сложилась классическая крепость, архитектоничность, приемы письма Городецкой живописи. Однако широту, живописную силу роспись приобрела в результате творчества, охватившего широкие слои крестьянских мастеров, изготовлявших прядильные донца».

Городецкая роспись- яркая, лаконичная; ее отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок- растения, животные, разнообразные жанровые сценки.

Как правило, все элементы узоров Городецких мастеров выполнены розовыми, синими, голубыми, зелеными и черными красками на ярко-желтом фоне. Мастера легко и уверенно, без прорисовки контура, наносят мазки.

Неповторимая, самобытная выразительность цветовых оттенков Городецкой росписи создается благодаря тому, что в ней используется особый прием нанесения мазков белого цвета в форме штрихов, точек. Белые мазки наносятся на цветное изображение букетов, цветов, реже — листьев. Изящно выписаны Городецкие травы, веточки и листья; крупные формы органично

сочетаются с мелкими.

К 20 веку промысел стал приходить в упадок, а к началу Октябрьской революции и вовсе прекратился. Возрождаться Городецкая роспись стала только в 30- годах, когда открылась мастерская живописцев. Позже, уже в 50- годы, образовалась артель, а в 1960 году была создана фабрика                   « Городецкая роспись».

Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия. Это и декоративные панно, и ларцы, и шкатулки, и разнообразные комплекты для кухни: шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, а также игрушки, детскую мебель. Люди, как и раньше, с удовольствием покупают изделия Городецких мастеров и украшают ими свой дом.

Современные художники ЗАО фабрики « Городецкая роспись» сохраняют и развивают традиции старых мастеров. В их творчестве обращение к сюжетам русской истории, пушкинским темам, русским сказкам сосуществует с излюбленными «всадниками», « посиделками», « гуляньями».

А теперь я проверю, как внимательно вы меня слушали.

-Какие характерные рисунки для Городецкой росписи вы знаете? ( Растения, животные, разнообразные жанровые сценки).

— На каком фоне выполнялись все элементы узоров Городецких мастеров? (Ярко- желтом).

— Каким цветом мазки наносятся на цветное изображение букетов, цветов, реже листьев? (Белым, черным).

— Как называлась фабрика, которая была создана в 1960 году? ( « Городецкая роспись»).

 

В) Объяснение последовательности упражнений и приемов рисования кистью элементов Городецкого узора.

 

Сегодня мы научимся рисовать птицу.

 

                 Последовательность рисования птицы.

 

  1. Сначала рисуем общий контур- подмалевок. Плавной дугой обозначается тело птицы, переход от головы и шеи к туловищу, несколькими широкими плавными дугами рисуется хвост.
  2. Затем наступает этап прорисовки. Он выполняется концом кисти для рисования лапок, клюва, оформления головы, контура хвоста. Широкие плавные мазки можно применить для закрашивания контура, рисования крыла.
  3. Теперь наступает этап оживки. Он выполняется белой гуашью, концом кисти, расположенной вертикально. Мы проводим тонкие линии по изгибам хвоста, обозначаем ими длинные перья на крыле, маленькие перышки на теле птицы. Ватной палочкой рисуем глаз птицы.

 

Г) Выполнение изделия по намеченному плану.

 

Учитель: приступайте к самостоятельной разметки птицы на доске, после разметки распишите птицу мотивами Городецкого узора .

 

  1. 3.     Итог урока.

А) Выставка и обсуждение работ

Б) Что нового узнали на уроке.

В) Уборка рабочего места.

Учитель: Жумадилова И. А.

Добавить комментарий