Второстепенные члены предложения. Определение.

 

Второстепенные члены предложения.

Определение.

 

Цели урока:

Образовательная:

создание условий для осознания и первичного осмысления блока новой учебной информации;

формирование умений различать согласованные и несогласованные определения и способы их выражения.

Развивающая:

развитие интеллектуальных умений: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию;

Воспитательная:

формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

 

Тип урока: объяснение нового материала.

Технология урока: технология критического мышления.

Оборудование:   презентация, раздаточный материал (тесты)

Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение.

 

Цели урока:

Образовательная:

создание условий для осознания и первичного осмысления блока новой учебной информации;

формирование умений различать согласованные и несогласованные определения и способы их выражения.

Развивающая:

развитие интеллектуальных умений: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию;

Воспитательная:

формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

 

Тип урока: объяснение нового материала.

Технология урока: технология критического мышления.

Оборудование:   презентация, раздаточный материал (тесты)

 

                                                 Ход урока

 

I. Организационный момент

     — Ребята, сегодня у нас не просто урок – у нас урок прощания с осенью. Сделаем мы это,  вспомнив все, что  изучали раньше о второстепенных членах предложения

Откройте тетради и запишите:     Слайд

Двадцать девятое октября

Классная работа

Второстепенные члены предложения. Определение

 

II. Введение в тему. Постановка учебной цели.         Слайд 1,2

 

   — Какое из предложений несёт больше информации?  Слайд 3

Наступила осень.

После знойного лета наступила золотая осень.

 

Ученик (предполагаемый вариант ответа): Больше информации во втором предложении, т.к. в нём, кроме грамматической основы, есть второстепенные члены предложения.

 

    — Зачем в предложении нужны второстепенные члены? Ведь мы уже выяснили, что для предложения достаточно и грамматической основы.   Предлагаю Блиц – опрос:     Слайд 4,5

 

1.Подлежащее и  сказуемое – главные члены предложения.   (Да)

2.Второстепенные члены предложения составляют грамматическую основу предложения. (Нет)

3.Дополнение – второстепенный член предложения. (Да)

4.Определение отвечает на вопросы косвенных падежей. (Нет)

5. Второстепенные члены предложения служат для связи главных членов предложения. (Нет)

 

Учитель: На сегодняшнем уроке мы уделим внимание второстепенному члену предложения – ОПРЕДЕЛЕНИЮ

 

III. Актуализация прежних знаний.

 

Ребята, вам необходимо восстановить художественный текст, из которого изъяты определения.

      Слайд  6

 

                …      осень! …,…  воздух …силы бодрит;   Лёд… на речке…словно как …сахар лежит.

 

  Славная     осень! Здоровый, ядрёный  воздух усталые силы бодрит;   Лёд неокрепший  на речке студеной  словно как тающий сахар лежит.

— Почему некоторые предложения восстанавливались с большим трудом?

 

— Какие выводы вы уже можете сделать?

 

(Без определений рассыпается предложение, теряется смысл, точность, эмоциональность, яркость речи)

 

IV. Стадия осмысления.      

Вспомните, что знаете об определении     Слайд 7

Определение ― это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.

Может быть выражено прилагательным, местоимением, числительным, причастием.

 

V.  Работа над изучением нового материала

        1.  Работа с учебником.        Познакомьтесь с содержанием параграфа 17, стр.97,  по ходу чтения не забывайте ставить на полях справа значки

 

Маркировка текста с использованием значков  Слайд 8

 

“V” — знал

“+” — новое

“-” думал иначе

 

   2 . Беседа на выявление восприятия

— Так что нового вы узнали об определении?

— Какие определения называются согласованными? Несогласованными?

 — Как же узнать вид определения?

   Согласованное определение отвечает на один вопрос (какой? чей? который? На витрине стояла хрустальная ваза),

   Несогласованное – не только на вопросы определения, но и на вопросы других второстепенных членов предложения. (На витрине стояла ваза из хрусталя).

    Согласованное определение может быть выражено именем прилагательным, причастием, местоимением, числительным.

   Несогласованное определение выражается другими частями речи:    стр.97-98

 1 . именем существительным в косвенных падежах с предлогами или без предлогов:

 2.  Сравнительной степенью прилагательного:

 3. Местоимениями его, её, их

 4. Неопределённой формой глагола

 5. наречием

 6. цельным словосочетанием.

 

                                                       Физминутка

 

VI.  Первичное закрепление

1.  Определите тип связи в словосочетании. Замените согласованные определения несогласованными. Какой тип связи получился  в образованных словосочетаниях?

                                                                                                 Слайд 11-13

                                 Осенний день — день осени

                                 Лебединые крики —  крики лебедей  

                                 Цветочный запах — запах цветов

 

 

 2. Найдите несогласованные определения, объясните, чем выражены несогласованные определения.                                                                           Слайд 14-23

1) Охота с  ружьем  и собакой прекрасна сама по себе. (Существительное с предлогом)

2) В  углу  стоял  шкаф из  красного  дерева. (Цельным словосочетанием)

3) Девушка постарше не обратила на меня внимания. (Сравнительной степенью прилагательного)

4) Люди всегда мечтали  о возможности летать по воздуху. (Неопределённой формой глагола)

5) Все   лицо его было  невелико. (Местоимениями его, её, их)

6) Были  поданы  яйца всмятку. (Наречием)

 

VII.  Обобщение и систематизация знаний.

 

1. Указать вид определений    (Слайд 26- 27)

 

  • 1) Где роза без шипов растет? (Г. Державин.)
  • 2) В ржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца. (К. Паустовский.)
    3) Немного дальше росла черемуха потолще.
  • 3) Я совершенно утратил способность писать.
    4) Это была обыкновенная кукла с широко раскрытыми голубыми глазами, с несколько разведенными руками, с льняными локонами.
  • 5)Платье из тюля просвечивало на ее розовом теле.

 

2 . Распредели словосочетания на два столбика.                            Слайд 28-29

Согласованные определения              Несогласованные определения

Золотые листья,                                      любовь   матери,   

 

темные ели,                                              перчатка с левой руки,

 

отвлеченный предмет,                           чувство радости,

 

первый   день,                                          чаша из золота

 

 

 

 

3. Замени согласованные определения несогласованными, а несогласованные согласованными.

                                                                                         ( Или Упр. 193, или 197  по вариантам)  

                                                                                                                                     Слайд  30-31

Мальчик из деревни, клубничное  варенье, крыша из соломы,  листва берез, городские ребята, осенние дни.

—  Какие определения  выражают признак более конкретный, часто имеют добавочные значения дополнения или обстоятельства?

Вывод: Несогласованные определения по сравнению с согласованными выражают признак более конкретный, часто имеют добавочные значения дополнения или обстоятельства. (Учебник с. 98)

— Благодаря чему несогласованные определения могут обозначать признак предмета более точно и полно? 

 

(Если существительное выступает в роли главного слова, соотносится по значению с глаголом, то словосочетание является многозначным – зависимое слово обозначает и признак предмета, и место действия, названное существительным).

 

— От чего зависит значение словосочетания?

 

(Значение словосочетания зависит от того, какой частью речи является и что обозначает главное слово)

 

Вывод: если главное слово в словосочетании имя существительное, то зависимое слово, обозначая какой-либо признак предмета, названного именем существительным, выступает в роли определения, какой бы частью речи оно ни было выражено.

 

4. Синтаксический разбор предложения                                             Слайд 32-33

На  ветхую  крышу дома  склонились длинные  ветви плакучей  ивы. ( Повеств., невоскл., простое, двусоставное, распростр.)

—  Вспомните, что такое эпитет? (Художественное,  образное определение)

— Найдите эпитет в данном предложении. ( Плакучей)

— Почему остальные определения не являются эпитетами? (Прилагательные, которые сообщают определенные сведения, нужные для понимания смысла, но не создающие художественного образа, эпитетами не являются. Это те прилагательные, которые употребляются не в переносном, а в прямом смысле. С помощью эпитета не только ярко, образно рисуется предмет, через него передаются чувства говорящего или пишущего)

— В каком (прямом или переносном значении) употреблены здесь прилагательные?

Какие определения к слову осина из данного ряда слов, на ваш взгляд, являются эпитетами?

 На опушке леса стояла осина (горькая, высокая, голая, дрожащая, тонкая, прямая, трепещущая, унылая, старая, сонная, чахлая, нарядная, серебристая)

 

5. Поэтическая минутка.                                                                     Слайды34-35 

Чтение отрывков из стихотворений; выяснение, какие определения являются эпитетами.

 

1)       Есть в осени первоначальной

           Короткая, но дивная пора –

           Весь день стоит как бы хрустальный ,

           И лучезарны вечера… (Ф.И.Тютчев)

 

2)       Лес, точно терем расписной,

           Лиловый, золотой, багряный,

           Веселой пестрою стеной

           Стоит над солнечной поляной. (И.Бунин)

 

3)       Скучная картина!

           Тучи без конца… (А.Плещеев)

 

4)            Унылая пора! Очей очарованье!

      Приятна мне твоя прощальная краса-

   Люблю я пышное природы увяданье,

   В багрец и золото одетые леса.

 

— послушайте внимательно эти строки;

— как вы думаете, без каких слов мы не смогли бы увидеть осенние   картины так, как их показали поэты?

 

— какими средствами художественной выразительности представлены эти   слова?

 

— что такое эпитет?

 

 -а сейчас давайте посмотрим, каким членом предложения являются данные слова?

 

 

6. Выполнение теста по теме “Определение”.    

           Ключ 1 вариант                                                                                

                      2 вариант

 

VIII.  Рефлексия.  Написание синквейна                                                 Слайд 36

Стихотворение из пяти строк позволяет в художественной форме оценить изученное понятие. Правила написания синквейна:

Ключевое слово (тема)

Два прилагательных, характеризующих тему/понятие.

Три глагола, показывающие действие темы/понятия

Короткое предложение, отношение автора к теме/понятию

Синоним, обобщающий тему

 

Определение.

 

Согласованное и несогласованное.

 

Рисует, конкретизирует, характеризует.

 

Обозначает признак предмета, явления.

 

Эпитет.

 

IX Подведение итогов урока. Слайд 37

 

Учитель: Итак, давайте подведём итоги урока.

 

— О каких членах предложения говорили на уроке? (повторяли ВЧП, говорили о видах определения)

 

— Что нового мы сегодня узнали? (какие бывают определения)

 

— Зачем нужны ВЧП? (ВЧП поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь)

 

— Какие ВЧП вы знаете? Как их отличить? (дополнение, определение, обстоятельство; ВЧП можно отличить по вопросам, которые мы задаём от определяемого слова)

 

— Как отличить согласованное определение от несогласованного? (определения также различаются по вопросу и способу выражения)

 

— Какова была цель урока? (вспомнить сведения о ВЧП, изученные в курсе 5–7-х классов, познакомиться с видами определений)

 

— Мы достигли поставленной цели? (да)

 

                                                                                                                               Слайд 38                                                                                     

                Домашнее задание: §16-17, упр. 196,  составьте опорный конспект по теме.

                                                   Творческое задание:  синквейн на тему «Осень»

[attachment=115]
[attachment=116]

Добавить комментарий