Разработка урока
русской грамоты в 1 классе
Автор: Рахимова Гульжихан Тулеубаевна
Место работы, должность: школа- лицей №101 г. Караганды, учитель начальных классов
Тема: «Гласные звуки и буквы»
Цель: формировать знания о гласных звуках и буквах русского языка;
Задачи: Образовательные:
- закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах;
- учить выделять гласный звук в слове;
- Учить находить различия между звуками и буквами;
- научить выполнять частичный фонетический анализ слова;
Развивающие:
- развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;
- продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
- развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;
- развивать фонематический слух на материале звуков [а], [у], [и]; [э], [ы] [о];
Воспитательные:
- воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, уважения к мнению других;
- учить сопереживать сказочным героям и приходить к ним на помощь.
Пояснительная записка
Данный урок составлен в соответствии с «Учебной программой «Русская грамота» для 1 класса общеобразовательной школы, изданной в Астане в 2010г. Вышеупомянутая программа была утверждена Министерством образования и науки Республики Казахстан и Национальной академией образования имени Ы.Алтынсарина. Строится на коммуникативно-деятельностном и социокультурном подходах к развитию школьников. В нём содержатся материалы, способствующие максимальному развитию коммуникативных способностей учащихся.
Предлагаемая разработка ориентирована на учеников 1 класса. В разработке урока содержится единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности, которая имеет некоторые особенности для читателей данного возраста.
Важную роль в для формирования понятий «звук» и «буква»на данном уроке играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с презентацией, с заданиями в рабочих листах. Задача учителя – помочь учащимся добывать знания.
Тема «Гласные звуки и буквы» выбрана в разделе «Мы умеем дружбой дорожить и соответствует тематическому планированию.
Используемые учебники:
Родное слово» В.К.Павленко, Р.Т.Касымова – Алматы: «Атамура», 2012.
В основе урока лежат следующие дидактические принципы:
- Научность и доступность обучения (опора на учебник, обучение на уровне возможности детей).
- Систематичности и последовательности (между частями материала существует логическая связь, пройденный материал подготавливает учащихся к освоению нового).
- Принцип наглядности (наглядность стимулирует речевую активность учащихся).
- Сознательности и активности (учащиеся понимают изучаемый материал, подбор методов и приемов предполагает речевую активность детей).
- Принцип коррекционной направленности обучения (методы и приемы, включенные в урок, выполняют не только учебную, но и развивающую и воспитывающую функцию).
На уроке использовались следующие методы обучения:
— Словесные методы (обобщающая беседа, вводная беседа, рассказ – заключение, инструкции к заданиям).
— Наглядные методы (презентации, рабочие листы, ).
— Практические методы (работа с учебником, самостоятельная работа, выполнение различных упражнений, демонстрация опыта).
Использовались приемы активизации познавательной деятельности (задавание вопросов; сравнение картинок; списывание с печатного текста, осложненное заданием и т.д.).
Методы обучения были скомбинированы таким образом, что осуществлялась смена видов деятельности, тем самым соблюдался здоровье сберегающий аспект.
Средства обучения: рабочие листы с заданиями, презентации с заданиями.
Ожидаемые результаты:
— умение детьми видеть разницу между гласными звуками и буквами, умение вычленять гласные звуки в словах, записывать их соответствующими буквами;
-умение оперировать терминами, сопровождать свои ответы правилами русского языка;
-умение выполнять частичный фонетический разбор;
-чувствовать разницу между произношением гласных звуков и согласных;
— повышение активности мыслительной деятельности учащихся;
— улучшение результатов обучения;
— развитие творчества у учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, рабочие листы, учебник, шары с трубочкой для опыта, вырезанные сердечки для рефлексии.
Ход урока
1.Организация учебного процесса
1.Психогимнастика
-Ребята, у нас сегодня гости. Вы удивились? Покажите своё удивление. Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Дети изображают удивление и радость). Молодцы!(Приветствуют кивком головы)
—Сегодня на уроке мы опять должны открыть что-то новое, полезное.
— А с каким настроением это делать легче?( С хорошим настроением это делать гораздо легче.)
-Как для этого мы должны работать? Мы сегодня много будем работать сообща, поэтому давайте поприветствуем друг друга.
2 Психологический настрой
(Дети поворачиваются друг к другу и с движениями произносят слова- приветствия)
Ты пришел и я пришел
Вместе нам хорошо.
Если будет трудно,
Справимся все дружно.(садятся)
— Сказочные герои бывают разными по характеру. Одни совершают хорошие поступки, помогают друг другу, выручают из беды, а другие стараются им помешать.
— И сегодня нас ожидают гости из очень известной и любимой сказки.
2. Актуализация опорных знаний.
Слайд1
-Кто нас ожидает? Из какой сказки наш друг? Кто автор этого произведения?
Слайд2
1Формулирование темы урока.
— Посмотрите на доску. Что вы видите?
ГАЛЕАНСЫНУЫДЕ
Эти буквы встали в ряд
И загадку говорят.
Слайд3
— Прочитайте буквы через одну, начиная с первой буквы, и вы узнаете тему нашего урока.(гласные)
— Сегодня мы будем повторять гласные звуки и буквы.
— _- А какое сегодня число? Что необычного в этой дате? (конец месяца и зимы)
-Почему ослик грустный? (У него сегодня день рождения, а он остался без хвоста.)
Слайд3
-Как ощущает себя Ослик без хвоста?
— Какие чувства у вас возникают при виде грустного животного?
-Можем ли мы помочь ослику? Что для этого необходимо?
_ Давайте поможем дружной сплоченной работой!
2 Самоопределение к деятельности.
На доске записаны буквы.
Запись даты.
Слайд3
Помогите выполнить задание Винни Пуху, чтоб он помог другу. Как зовут друга? Йа . Как мы запишем это слово? Почему?
-Назовите эти буквы.
У, Я, М, А, Ы, О, Ю, Ё, Э, Е, И, Ь.
Слайд4
— Найдите лишнее, обоснуйте. (Ь- не обозначает звука.)
— Найдите лишнее, обоснуйте. (М- обозначает согласный звук.)
— Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки.)
— Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (О гласных звуках и буквах)
Слайд5
— Почему их назвали гласные?
— Чем отличаются звуки от букв?
3 Каллиграфическая минутка
У Я А ы О Ю Ё Э Е И
Слайд 6
Запишите все гласные буквы в ряд с заглавной буквы. Какая гласная буква никогда не бывает большой? (ы) Почему?
— Какие звуки они обозначают? На какие группы можем разделить их? (показатели твердости- мягкости, йотированные.)
4Постановка учебных задач
Слайд7
-Сегодня мы повторим то, что знаем о гласных звуках и буквах. Вместе постараемся определить признаки гласных звуков, узнаем, какие бывают гласные звуки.
3 Физкультминутка для глаз
Слайд 9
4 Усвоение новых знаний
Слайд10
1Задания Совы «Узелки на память». Повторение изученного.
-Мы начинаем повторение. Но для этого отгадаем имя следующего героя.
— Как правильно разгадать «загадку слов»? ( Нужно назвать первые звуки в словах и из них составить слово.)
-Какое слово получилось? Сколько в нем слогов?
Какие они? Произнесите с ударением. Как называется слог, на который падает ударение? А на который не падает? (слабая и сильная позиция)
— Мудрая Сова приготовила «Узелки на память». Очень-очень давно, когда люди ещё не умели ни писать, ни читать, они использовали верёвочку, к которой привязывали ряд разноцветных шнурков с завязанными узелками. Узелки были разными по форме, по-разному размещались на верёвке, каждый узелок имел свое условное обозначение. С их помощью древние народы передавали важные сообщения или запоминали что-то очень важное. Выражение узелки на память осталось в языке и обозначает: «Запомни! Это важно!»
— Что же нам предлагает запомнить Сова? (Гласные звуки и буквы, их обозначающие).
2 Опыт с воздушными шарами и трубочкой
-Теперь посмотрим, как рождаются звуки
1.Возьмём резиновый надувной шарик со вставленной в него трубкой. Шарик надуваем, а затем даём возможность воздуху свободно выйти из шарика. При этом нет никаких звуков.
2. Прикрывая немного пальцем трубку, выпускаем воздух, при выходе создаётся шум.
3 Надув шарик, наденем на трубку две тонкие резиновые плёнки. Воздух, проходя через плёнку, создаёт звук «уйди-уйди».
Вывод: Чтобы проходящий воздух образовывал какие-то звуки, нужно поставить преграду на его пути; от характера препятствий будет зависеть качество звуков. А при произношении гласного звука воздух выходит свободно.
-Что вы теперь запомнили?
3 Вопросы на повторение:
- Сколько гласных звуков в русском языке? ( 6 гласных звуков)
- Один звук пропал. Какой это звук? (Звук [у])
Докажите, что звук [у] – гласный. (При произношении воздух не встречает преграду).В чем особенность произношения этого звука? Давайте представим, что мы играем на трубе, как у нас выходит воздух?
- Скажите, почему звук [и] стоит отдельно от остальных звуков? (Звук [и] обозначает мягкость предшествующего согласного).
- Какие ещё бывают звуки? ( Согласные).
- Чем согласные звуки отличаются от гласных? (При произношении согласных звуков воздух встречает преграду).
- Какая преграда? (Губы, зубы, язык).
- Чем звуки отличаются от букв? ( Звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и читаем).
5.Формирование навыков учащихся
Слайд11
Винни Пух и Пятачок очень проголодались, помогите им подкрепиться.
1.Работа с учебником. Стр.53№6
- Орфографическое чтение
На какие группы можем разделить эти слова? (овощи и фрукты.)
- Выпишите только названия овощей.( горох, морковь, огурец, помидор, тыква, капуста.) Какое слово лишнее?(тыква)
-Почему? (оно не словарное).
2 Фонетический разбор слов горох, огурец по вариантам.
— Сова хочет проверить, как вы умеете слышать звуки, различать гласные и согласные.
Чтение правила из учебника. Вывод.
Давайте поработаем в парах и составим кластер по теме «Речь»
6 Физкультминутка
-Называю звук, а вы показываете его руками :
А – руки в стороны, О- руки над головой в кольцо, У – руки в трубочку, И – руки вверх, указательные пальцы оттопырены, Э – руки перед собой, Ы – руки сложены перед собой.
О А У И Ы Э. Показать звук в серединке: ЛУК,МАЛ, СЫР, СОЛЬ,ЛИС.
7 Обобщение
1Методика быстрой проверки
Слайд13
— Я читаю утверждения, вы, если согласны- ставите +, если нет-
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
+ |
— |
— |
+ |
— |
1 Мы слышим звуки.
2 Предложения состоят из слогов.
3 Гласные бывают звонкими и глухими.
4В русском языке 10 гласных букв.
5 Гласные могут встречать преграду.
2 Взаимопроверка
3 Работа по развитию речи.
— Винни Пух, герой любимой и всеми известной сказки, очень любил распевать разные песенки.
-Кто из вас знает, как называются эти песенки? (шумелки, сопелки, ворчалки, пыхтелки).
-Попробуйте и вы прочитать эти песенки. Подумайте над интонацией, как нужно их правильно прочитать.
Я Тучка, Тучка, Тучка,
а вовсе не медведь.
Ах, как приятно тучке
по небу лететь!
- Проверка задания № 1.(Чтение песенок Винни Пуха)
— Сколько предложений в ваших песенках? Как определили? ( Первое слово в предложении написано с большой буквы, в конце предложения стоит точка и восклицательный знак.)
Докажите. Какие они по цели высказывания?
— Куда мы отправлялись в путешествие?
8 Домашнее задание стр.53 №8 9-вставить пропущенные гласные.
Слайд14
9 Рефлексия
— Как вы разобрались в материале урока?
— Какие звуки называются гласными?
— Как произносятся гласные звуки.?
— Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.
— Оцените свою работу на уроке
— Как узнать, сколько в слове слогов? (сколько в слове гласных, столько и слогов)
Слайд15
— Как вы думаете, куда собрались наши герои? ( На день рождения к Ослику).
— Кого они ищут в лесу? А я думаю, они ищут Кролика. Ведь его дом закрыт, и Кролика нигде нет. Докажите, что они ищут Ослика. (Дети находят в рабочих листах подпись под картинкой и читают: «Иа! Иа! Ау! Ау!»)
— С чем принято ходить на день рождения? (С подарками)
-Какой подарок приготовили Винни Пух с Пятачком? (горшочек с лопнувшим шаром). А Сова? (хвост)
Кульминационный момент
Возьмите на ваших столах сердечки, прижмите к своему сердцу и мысленно произнесите самые добрые пожелания.
— Если вы вспомнили всё, что мы изучали на уроках, кто доволен своей работой на уроке, подарите сердечко Ослику.
— А если у кого-то есть еще затруднения, то заберите его домой и еще раз пусть сердце вам подскажет, на что следует обратить внимание и будет служить вам напоминанием.
— А если вам очень понравилась работа вашего товарища, то подарите ему свое сердце.
— Сказка помогла нам сделать урок полезным, поучительным. Недаром говорят: сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
— Все молодцы! Спасибо!
Слайд 16
Ослик Иа радуется вашим успехам и желает вам быть:
И — инициативными.
А — аккуратными
!
О — организованными
У — упорными
У — усердными
!