Биология 8 класс.
Тема: Органы зрения. Строения и функции глаза.
Эпиграф урока: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – (Русская пословица).
Цель: Изучить зрительный анализатор.
Задачи:
Обучающие: изучить строение и значение зрительного анализатора, углубить знания о строении и функциях глаза и его частей.
Развивающие: описывать , сравнивать, находить признаки различия.
Воспитательные: содействовать формированию навыков здорового образа жизни.
Оборудование: таблица» Строение зрительного анализатора», презентация, интерактивная доска.
Тип урока: комбинированный.
Методы и формы: работа с интерактивной доской, самостоятельная работа с учебником, словесный, демонстрационно-наглядный, индивидуальная и групповая.
Технология: урок разработан на основе технологии « Развитие критического мышления»
План урока
I Оргмомент (1мин.)
II Повторение ранее изученного материала (5 мин.)
III Изучение нового материала (24мин.)
Побуждение (4мин)
Осмысление (20мин.)
IV закрепление (11мин.)
Рефлексия (6мин.)
Контроль знаний (5мин.)
V Домашние задание ( 2мин.)
VI Подведение итогов урока(2мин.)
Выставление оценок.
Ход урока
I Организационный момент ( Приветствие класса. План урока.)
II Закрепление ранее изученного материала.
Полетный опрос.
1 Каким образом мы получаем информацию об окружающим нас мире?
2 Что такое анализатор?
3 Из каких частей состоит анализатор?
4 Какие виды ощущений вы знаете?
5 Что такое восприятие?
Работа двух учащихся по карточкам (приложение1)
II Изучение нового материала
Побуждение. Для определения темы учащиеся отвечают на загадки.
Два соседа-непоседы день на работе. Ночь на отдыхе. (Глаза)
Живет мой братец за горой,
Не может встретиться со мной. (Глаза)
Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза)
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
Есть у каждого лица два красивых озерца, между ними ест гора. (Глаза и нос)
Придет беда – потечет вода. (Глаза)
Тема Органы зрения. Строения и функции глаза.
Учащиеся ставят задачи, которые должны достичь на уроке.
Знать: строение и функции зрительного анализатора.
Уметь :описывать, сравнивать, находить признаки различия.
Воспитывать ответственное и серьезное отношение к своему здоровью.
Тему урока учащиеся записывают в тетради.
Осмысление. (презентация объяснение учителя с использованием мультимедийной презентации, учащиеся слушают , смотрят и оформляют информацию в тетради. )
Рассказ учителя через зрительный анализатор человек получает 90% информации из окружающего мира. Окружающие нас предметы и явления, наше собственное тело мы воспринимаем, прежде всего с помощью зрению. Благодаря зрению мы обучаемся бытовым и трудовым навыкам, выполнению определенных правил поведения. Умение видеть прекрасное в окружающей природе, в произведениях скульптуры, архитектуры, живописи, в балете, в кино отличает воспитанного человека.
Самостоятельная работа учащихся по новой теме.
Стратегия « Работа в микрогруппах»
Класс делится на 3 группы (экспертные). Каждая группа получает свое задание. Работая индивидуально с текстом, затем в группе составляя план своего выступления ( схема, рисунок, таблица)
1 группа- вспомогательные системы.
2 группа – оболочки глаза.
3 группа – оптическая, световоспринимающая.
Затем учащиеся выбирают эксперта, который будет доносит информацию классу, остальные учащиеся группы дополняют рассказ.
IV Закрепление.
Рефлексия.
Тест « Строение глаза»
1. Глаз человека от пыли и соринок защищен
А) хрусталиком
Б) бровями
С) веками и ресницами
Д) радужной оболочкой
2 Зрительные рецепторы- это:
А)только палочки
Б)только колбочки
В)палочки и колбочки.
Г) зрительный нерв
3В сетчатке глаза содержится:
А)палочек и колбочек одинаковое количество
Б)палочек больше чем колбочек
В)колбочек больше чем палочек.
Г)роговица
4.Сетчатка – оболочка глаза, которая:
А) защищает глаз от механических и химических повреждений
Б) снабжает глазное яблоко кровью
В) поглощает световые лучи
Г) преобразует лучи света в нервные импульсы
5. при слабом свете зрачок рефлекторно:
А) сужается
Б) расширяется
В) не изменяется
Г) то расширяется, то сужаются
6.роговица – это:
А) непрозрачная оболочка
Б) прозрачная оболочка глаза
В) оболочка, окрашенная пигментами
Г) оболочка, пронизанная кровеносными сосудами
7. цветной пигмент определяющий цвет глаз расположен в оболочке, которая называется:
А) сосудистой
Б) роговицей
В) радужной
Г) сетчаткой
Самопроверка. Выставление оценок.(1 балл за правильный ответ)
VI Домашнее задание. параграф 20, составить синквейн по теме урока
VII Итог урока.
Приложение.1
Занимательные факторы
ü В составе черепномозговых нервов в мозг входит 2 600 000 нервных волокон, а выходит 140 000. Около половины выходящих волокон несут приказы к мышцам глазного яблока, управляя быстрыми и сложными движениями глаз. Остальные нервы управляют мимикой, жеванием, глотанием и деятельностью внутренних органов. Из входящих нервных волокон два миллиона – зрительные.
ü Глаз способен различить 130–250 чистых цветов и 5–10 миллиардов смешанных оттенков.
ü Даже самый суровый мужчина проливает ежедневно от 1 до 3 миллилитров слез. Слезы постоянно вырабатываются слезными железами и увлажняют роговицу глаза, предохраняя ее от воздействия воздуха и пыли.
ü Самая богатая водой ткань человеческого организма – стекловидное тело глаза, в котором ее 99 %.
ü У человека существует два вида светочувствительных клеток: палочки и колбочки. Палочки различают только яркость объекта, колбочки воспринимают цвет. 125 миллионов палочек, расположенных на сетчатке, функционируют и днем и ночью, а вот 7 миллионов колбочек воспринимают окружающий мир только при достаточно ярком освещении. Ночью, когда света мало, основной поток информации от глаз в мозг посылают палочки, не различающие цвета, и все краски блекнут. В клеточной мембране колбочек имеется фотопигмент, чувствительный к световым волнам определенной длины, то есть к цвету. Самая длинноволновая часть спектра стимулирует «красные» колбочки (от пурпурного до оранжевого), средняя – «зеленые» колбочки (от изумрудного до желтого), а самая коротковолновая часть спектра – «фиолетовые» колбочки (от голубого до ультрамаринового). Палочки тоже не совсем безразличны к цвету и лучше всего воспринимают длину волн между «зеленым» и «фиолетовым». В итоге получается, что именно листву деревьев и происходящее за ней мы видим лучше всего и днем, и ночью. Когда же все виды клеток получают раздражение одинаковой силы, мы видим мир белым. Кошки также обладают двумя видами фоточувствительных клеток. Но если у человека на одну колбочку в области наиболее четкого зрения приходятся 4 палочки, то у кошек их 25. Кошки намного хуже нас видят цвета; красный, например, им вовсе недоступен, в отличие от голубого. Зато в области видения оттенков серого кошки настоящие рекордсмены: они способны различать 25 типов мышиной окраски.